В науке уже на протяжении нескольких столетий не прекращаются споры о том, что делает характер и тип личности ребёнка уникальным – воспитание или генетические факторы? Психологи В. Толкачев и Л. Перельштейн выделили 8 различных типов личности ребенка.
История появления классификации
Оба психолога были приверженцами системно-векторного анализа. Толкачев выделил типы детской личности, основываясь на учении З. Фрейда. Его ученица Л. Перельштейн почти два десятка лет работала с детьми и имела богатый опыт взаимодействия с ними. Кроме того, она воспитывала своих троих детей. Концепцию Толкачева она смогла расширить и скорректировать применительно к детям.
Свои умозаключения и наблюдения Л. Перельштенй оформила в книге «Осторожно, дети!». Она вышла в печать в 2006 году и стала популярной в научном сообществе и среди простых читателей.
Основную концепцию книги нельзя назвать новой и уникальной. Она гласит, что любой ребенок – это яркая индивидуальность, а задача родителей – помочь чаду раскрыть внутренний потенциал, выбрать свой путь, социализироваться в кругу взрослых людей и сверстников. Заниматься этим нужно с самого детства, ведь душа ребенка – это чистый лист, свободный от условностей. Маленькие дети обожают фантазировать и строить в воображении самые невероятные картины, но не умеют врать и надевать на себя маски.
Тип личности ребёнка по классификации В. Толкачева и Л. Перельштейн
Психологи выделили 8 типов личности ребенка. Сделать предположение о том или иной типе личности у своего чада легко, достаточно понаблюдать за ним и за тем, как он ведет себя в кругу друзей.
Ребенок-вождь
Ребенок проявляет незавидные лидерские качества, ценит свободу, не боится проявлять инициативу. Обычно из таких детей вырастают успешные в карьерном плане люди, но в детстве с таким ребенком непросто.
Например, вождя постоянно тянет что-то исследовать. Он не будет сидеть на месте, рассматривать картинки или складывать кубики. Игрушка может наскучить ему уже к вечеру, ребенок-вождь потребует новых развлечений.
Но плюсом является то, что он многое забывает. Например, накануне он уговаривал родителей пойти в лес собирать грибы, а завтра его увлечет новая подвижная игра с мячом во дворе, и про лес он начисто забудет.
Поэтому, если родители не могут выполнить очередной запрос такого ребенка, то техника переключить его внимание на что-то другое до более старшего возраста работает безотказно. Главное – уметь заинтересовывать.
Задача родителей – учить ребенка доводить начатое до конца, а не бросать на полпути, если на горизонте появилось что-то более интересное. Также важно направлять неуемную энергию ребенка в правильное русло, но не через запреты и ограничения. Нужно заинтересовывать, увлекать, создавать соревновательный дух.
Ребенок-нюхач (или тайный советник вождя)
Вождь – это лидер формальный и общепризнанный, но помимо такого лидерства существуют и другие, неформальные и более незаметные руководители, но от этого не менее важные.
Такой ребенок скрытен, очень самостоятелен, ценит возможность уединения и проведения времени наедине с самим собой.
Обычно такие дети выбирают только одного значимого взрослого и полностью признают его авторитет (чаще всего таким взрослым является мать).
Нюхачи – это настоящие интеллектуалы-одиночки, работать в команде им сложно и непривычно. При принятии решений или выборе чего-то они ориентируются на интуицию, и ошибаются редко. Окружающие часто обвиняют таких детей в высокомерии и нелюдимости.
Родителям важно оказывать таким детям поддержку и предоставлять личное пространство. Ребенок доверяет родителям, не нужно подрывать его доверие.
Ребенок-художник (или дневной наблюдатель)
Творческая и ранимая натура, которая с детства понимает гармонию и чувствует прекрасное. Такие дети очень ласковые, сильно привязаны к родителям, буквально не слезают и их рук.
Могут быть боязливыми и тревожными, например, бояться темноты или отказываться засыпать в одиночестве, пугаться страшных сказок или расстраиваться из-за того, что у героя мультфильма что-то не получилось.
Для детей-художников характерны частые перепады настроения, так они снимают накопившееся напряжение. Много фантазируют, тяжело переживают неудачи, умеют сочувствовать и сопереживать чужому горю.
Взрослым важно понимать тонкую детскую душу, не отталкивать ребенка, не наказывать его отсутствием общения и внимания. Им нужны защита, поддержка и абсолютная любовь. Эти потребности с возрастом только усиливаются. Художники не уверены в себе, их легко ранить, но атмосфера любви помогают ребенку раскрыться, почувствовать себя защищенным, выработать необходимую уверенность в себе.
Ребенок-слухач (или ночной сторож)
Слухача можно распознать сразу. С детства он обожает красивые мелодии, раньше других детей начинает танцевать, а когда подрастает, то с удовольствием декламирует стихи, читает вслух. Громкие, раздражающие и неприятные звуки его очень пугают, выводят из себя и лишают чувства душевного покоя.
С возрастом их начинает раздражать, если родители разговаривают громко, отдают приказы. Ребенку проще «отключить» в сознании внешние раздражители. Потом он может заявить, что не слышал сказанного или не помнит. И это не невнимательность или проблемы с памятью, он действительно не принимает во внимание раздражающие звуки.
Ребенок-слухач и сам не кричит, не устраивает истерик, не топает ногами. Неприятные события и неудачи его тянет переживать в тишине, наедине с самим собой.
Слухач часто погружен в свои мечтания, поэтому родителям важно быть внимательными. Такой ребенок легко может потеряться на прогулке, врезаться в столб или не заметить открытый люк.
Естественно, у таких детей от природы тяга к музыке, танцам, изучению иностранных языков. Это стремление стоит развивать и поддерживать. Как знать, может это станет в будущем его профессией.
Ребенок-калькулятор (или охотник)
Калькуляторы выносливы, обязательны, дисциплинированы. С точки зрения воспитания это – самые удобные дети.
Такие дети собственники с самого детства. Они ни за что не будут делиться просто так своими игрушками или сладостями, а вот обменяются с удовольствием. И «сделка» обязательно будет выгодной, ребенок-калькулятор не станет обменивать большую плюшевую игрушку на копеечный чупа-чупс.
Стремление к приобретению с возрастом развивается, появляется желание накапливать. Родителям важно быть внимательными и не вырастить меркантильного жадину. Например, ребенка стоит научить пользоваться деньгами, рассказать, что их можно откладывать в копилку, а при покупке чего-либо пользоваться скидами или сравнивать несколько товаров и покупать наиболее выгодный.
Калькуляторы отлично разбираются в математике, им нравится вычислять, запоминать даты, числа, формулы.
Такого ребенка стоит научить:
- ставить перед собой цели и достигать их;
- бороться с завистью к другим детям;
- не подавлять в себе творческие порывы, творчество – это тоже здорово;
- приучать к порядку в доме и на рабочем месте;
- учить делиться и помогать просто так, ведь после того, как кому-то помогаешь, становится очень тепло на душе.
Ребенок-копуша (хранитель очага)
Никому из детей не нравится, когда родители или воспитатели называют их копушами. И если разобраться, это не такое уж и плохое качество. Копушам свойственны терпение, исполнительность, справедливость, аккуратность, неторопливость.
Копуши очень спокойны и уравновешены, кажется, что ничто не может вывести их из себя. Но если все же вывести его на эмоции, то достанется всем вокруг. Именно среди копуш много агрессоров и по-настоящему жестоких детей, но если ребенок находится в состоянии покоя, то он совершенно безобиден.
Таким детям сложно в самом начале пути, требуется долгое время, чтобы «раскачаться». Родителям важно понимать эту особенность, поддерживать и направлять ребенка на старте, мотивировать его и заряжать интересом, чтобы он не бросил начатое. Не нужно требовать от ребенка быстрых и грандиозных свершений. Пусть двигается к своей цели потихоньку, небольшими шагами, но главное – двигается.
Безусловно, копуш нужно хвалить, но не перехваливать.
Ребенок-болтушка (или парламентарий)
Чтобы выразить себя, ребенку-болтушке необходимо вступать в коммуникацию с окружающими людьми. С первых дней жизни такой ребенок агукает, хныкает, кричит и издает массу различных звуков, чтобы привлечь к себе внимание.
Когда он чуть подрастает, то начинает тянуть в рот буквально все, что видит. Попробовать на зуб – это его личный способ познания мира. Родителям в этот период нужно быть начеку и смотреть, чтобы ребенок не съел что-то запрещенное и не навредил своему здоровью.
Такие дети – настоящие мастаки сочинять небылицы и придумывать на ходу самые невероятные истории. И это не ложь с целью оправдаться или получить выгоду. Они своеобразные «сказочники», их истории помогают им же находиться в центре внимания и успешно вступать в коммуникацию с людьми.
Не нужно ругать детей за такое сочинительство, ведь это – часть их внутреннего «я». Лучше направить это в продуктивное русло, например, предложить всей семьей сочинить сказку или даже написать полноценную книгу.
Лидерских позиций болтушки не занимают, но пользуются в коллективе уважением, к ним прислушиваются, с их мнением считаются.
Родителям важно слушать ребенка и вслушиваться в то, что он говорит, относиться с пониманием, а не делать вид. Если родители не будут слушать ребенка и постоянно приказывать ему замолчать, то он может замкнуться в себе, начать заикаться.
Часто такие дети познают мир через вкусовые рецепторы. Любовь к вкусной пище может вызвать повышенный интерес и спровоцировать проблемы с весом. Чтобы этого не возникало, с самого детства стоит учить ребенка разбираться в еде, приучать его к вкусной, но здоровой пище.
Ребенок-силач (или работяга)
У работяг хорошо развиты физические способности. Также такие дети любят во всем стабильность, с трудом привносят в жизнь что-то новое. Например, когда родители предлагают им посмотреть новый мультик или попробовать новую сладость, ребенок-силач зачастую реагирует без должного энтузиазма. Его любимая фраза – «Не знаю».
У силачей есть любимые, хоть и давно сломанные игрушки, диск с мультфильмами, которые они буквально знают наизусть, любимая вылинявшая футболка, давно утратившая презентабельный вид.
Такие дети обожают помогать взрослым и чувствовать себя значимыми, поэтому им непременно стоит предоставлять такую возможность.
Силачам очень нравится любое времяпрепровождение, которое требует физических усилий, поэтому таких детей стоит с раннего детства приобщать к спорту, активному отдыху, прогулкам на свежем воздухе.
Типология характера школьников
Есть также иные 8 типов личности, но эта классификация применима к детям, которые уже поли в школу и начали активно осваивать процесс познания.
Экстравертированный тип
Этот тип личности школьника характеризуют:
- Стремление к лидерству.
- Нетерпимость критики, особенно – необоснованной.
- Не любит монотонную, скучную работу.
- Бывает грубым, нетактичным, вспыльчивым.
- Нередко нарушает дисциплину и общепринятые нормы.
- Иногда может отлынивать от работы и оправдываться.
- Хорош в организаторской, общественной деятельности.
- Редко доводит начатое до конца, быстро перегорает, увлекается чем-то другим.
- Совершает импульсивные поступки.
- Может злоупотреблять властью и предоставленным ему лимитом доверия.
Конформный тип
Имеет следующие отличительные особенности:
- Стремится строить добрые, дружественные отношения с окружающими.
- Соглашается с невыгодной для себя позицией, чтобы не вступать в конфликт.
- С ними легко и приятно работать в команде.
- Ведет себя добросовестно, учтиво, тактично.
- Обладает развитой силой воли.
- Работает по предоставленному плану, не склонен к творчеству.
- Не стремится к лидерству, предпочитает быть на вторых ролях.
- Не боится монотонной работы.
Неустойчивый тип
Данный тип личности отличается:
- Не желает трудиться, не проявляет инициативу.
- Равнодушен ко всему происходящему.
- О себе высокого мнения, конфликтен.
- Не любит учиться, постигать что-то новое.
- Бережно относится к самому себе.
- Не любит участвовать в общественной деятельности, соревноваться.
- Нередко нарушает общественный порядок, срывает уроки или мероприятия.
- В поведении явно притворяется (делает вид, что ему не все равно, но в душе остается безразличным).
Эмоционально-неуравновешенный тип
Его выделяют несколько иные черты:
- Хочет трудиться и быть лучшим, но ментальное состояние не всегда позволяет делать это.
- Проявляет мнительность, склонен к ипохондрии.
- Боится рисковать, излишне цепляется за то, что у него уже есть.
- Склонность к повышенной утомляемости.
- Любит скучную, однообразную работу.
- Болезненно переживает неудачи, страдает от низкой самооценки.
- Имеет очень ограниченный круг интересов.
- Предпочитает уединение, продуктивнее работает самостоятельно, нежели в команде.
Лабильный тип
Отличительные черты:
- Изменчивость настроения, которая не всегда хорошо влияет на учебную и трудовую деятельность, отношения с окружающими.
- Удачи окрыляют, а неудачи вызывают сильные приступы тревоги, неуверенности в себе.
- Хочет развиваться и быть лучшим, но малейшая трудность способна выбить из колеи и остудить пыл.
- Есть способности к творчеству и организаторской деятельности.
- На эмоциях может совершить импульсивный поступок, о котором потом будет сожалеть.
Ритмичный тип
Склонен к:
- Повышенная глубина чувств и эмоций.
- Жизнь поделена на фазы. Человек то бодрый, веселый и работоспособный, то отказывается выполнять даже простейшие задания.
- Имеют место быть ментальные проблемы, которые влияют на конечный результат деятельности.
- Часто зацикливается на мелочах.
- Если портится настроение, то может бросить работу.
Интровертированный тип
Учащиеся с интровертированным типом личности часто демонстрируют:
- Внутренняя и внешняя замкнутость.
- Склонность к эгоизму.
- Считает себя уникальной личностью, которую не понимают и не признают невнимательные окружающие люди.
- Предпочитает работать самостоятельно, не нуждается в том, кто будет его постоянно контролировать и подстегивать.
- Если увлекается чем-то, то это надолго. Полностью отдается увлечению, изучает глубоко и досконально, нередко чем-то жертвует ради своего хобби.
- Четко и внимательно выполняет данные ему задания, но инициативы и внешней заинтересованности не проявляет.
- Не стремится к лидерству, к организаторской деятельности, не желает принимать участие в жизни класса и школы.
- Поощрение и похвалу принимает спокойно, из-за наказаний и критики особо не расстраивается, относится к ним философски, как к чему-то неизбежному.
- Старается никого не подводить и не нарушать дисциплины, но другим помогает неохотно.
- Не стремится завести как можно больше друзей, испытывает явные трудности с социализацией, но сам не видит в этом никакой проблемы.
Демонстративный тип
Демонстративную личность отличают и выделяют следующие черты:
- Постоянно жаждет внимания к своей персоне, делает все, чтобы его привлечь.
- Хочет, чтобы другие ему сочувствовали, поддерживали, понимали его проблемы и тонкости душевного состояния.
- Не любит долго, упорно и систематически трудиться, быстро бросает дело, даже если в начале с энтузиазмом берется за него.
- Хочет быть лидером, добивается от других уважительного к себе отношения, но не вполне понимает, что значит быть лидером, не обладает всеми нужными качествами лидера, не готов в полной мере нести ответственность.
- Обладает неуживчивым характером, часто меняет друзей и компанию.
- Из-за склочного характера может нажить такие проблемы с коллективом, что ребенка придется переводить в другой класс или школу.
- Склонен лгать, фантазировать, оправдываться и делать все, чтобы выставить себя в положительном свете.
- Склонен вносить в повседневную деятельность творческий компонент, проявляет инициативу, интересуется новым.
- Обожает дух соревнований и риска, особенно если понимает, что имеет хорошие шансы на победу.
- Обычно сохраняет оптимистичный настрой, не склонен унывать, расстраиваться из-за пустяков и казнить себя из-за каждой неудачи.
В детской психологии существуют различные типологии личности. Если учитывать особенности личности своего ребенка, это поможет ему лучше раскрыться, в полной мере проявить потенциал, чувствовать себя более комфортно среди других детей.
Автор публикации
-
Психолог
Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.
Последние статьи
- Психология и социализация24.08.2022Правополушарное рисование для детей – методика, правила, мифы
- Психология и социализация12.08.2022Нейропсихология для детей – зачем нужна, как проводится
- Психология и социализация09.08.2022Психологическая готовность ребёнка к школе
- Психология и социализация06.08.2022Психологические тесты для детей разного возраста от 3 до 12 лет