Тип личности ребенка – 8 основных видов

Тип личности ребенка

В науке уже на протяжении нескольких столетий не прекращаются споры о том, что делает характер и тип личности ребёнка уникальным – воспитание или генетические факторы? Психологи В. Толкачев и Л. Перельштейн выделили 8 различных типов личности ребенка.

История появления классификации

Оба психолога были приверженцами системно-векторного анализа. Толкачев выделил типы детской личности, основываясь на учении З. Фрейда. Его ученица Л. Перельштейн почти два десятка лет работала с детьми и имела богатый опыт взаимодействия с ними. Кроме того, она воспитывала своих троих детей. Концепцию Толкачева она смогла расширить и скорректировать применительно к детям.

Свои умозаключения и наблюдения Л. Перельштенй оформила в книге «Осторожно, дети!». Она вышла в печать в 2006 году и стала популярной в научном сообществе и среди простых читателей.

Основную концепцию книги нельзя назвать новой и уникальной. Она гласит, что любой ребенок – это яркая индивидуальность, а задача родителей – помочь чаду раскрыть внутренний потенциал, выбрать свой путь, социализироваться в кругу взрослых людей и сверстников. Заниматься этим нужно с самого детства, ведь душа ребенка – это чистый лист, свободный от условностей. Маленькие дети обожают фантазировать и строить в воображении самые невероятные картины, но не умеют врать и надевать на себя маски.

Тип личности ребёнка по классификации В. Толкачева и Л. Перельштейн

Психологи выделили 8 типов личности ребенка. Сделать предположение о том или иной типе личности у своего чада легко, достаточно понаблюдать за ним и за тем, как он ведет себя в кругу друзей.

Ребенок-вождь

Ребенок проявляет незавидные лидерские качества, ценит свободу, не боится проявлять инициативу. Обычно из таких детей вырастают успешные в карьерном плане люди, но в детстве с таким ребенком непросто.

Тип личности ребёнка Вождь

Например, вождя постоянно тянет что-то исследовать. Он не будет сидеть на месте, рассматривать картинки или складывать кубики. Игрушка может наскучить ему уже к вечеру, ребенок-вождь потребует новых развлечений.

Но плюсом является то, что он многое забывает. Например, накануне он уговаривал родителей пойти в лес собирать грибы, а завтра его увлечет новая подвижная игра с мячом во дворе, и про лес он начисто забудет.

Поэтому, если родители не могут выполнить очередной запрос такого ребенка, то техника переключить его внимание на что-то другое до более старшего возраста работает безотказно. Главное – уметь заинтересовывать. 

Задача родителей – учить ребенка доводить начатое до конца, а не бросать на полпути, если на горизонте появилось что-то более интересное. Также важно направлять неуемную энергию ребенка в правильное русло, но не через запреты и ограничения. Нужно заинтересовывать, увлекать, создавать соревновательный дух.

Ребенок-нюхач (или тайный советник вождя)

Вождь – это лидер формальный и общепризнанный, но помимо такого лидерства существуют и другие, неформальные и более незаметные руководители, но от этого не менее важные. 

Такой ребенок скрытен, очень самостоятелен, ценит возможность уединения и проведения времени наедине с самим собой. 

Обычно такие дети выбирают только одного значимого взрослого и полностью признают его авторитет (чаще всего таким взрослым является мать). 

Нюхачи – это настоящие интеллектуалы-одиночки, работать в команде им сложно и непривычно. При принятии решений или выборе чего-то они ориентируются на интуицию, и ошибаются редко. Окружающие часто обвиняют таких детей в высокомерии и нелюдимости. 

Родителям важно оказывать таким детям поддержку и предоставлять личное пространство. Ребенок доверяет родителям, не нужно подрывать его доверие.

Ребенок-художник (или дневной наблюдатель)

Творческая и ранимая натура, которая с детства понимает гармонию и чувствует прекрасное. Такие дети очень ласковые, сильно привязаны к родителям, буквально не слезают и их рук.

Могут быть боязливыми и тревожными, например, бояться темноты или отказываться засыпать в одиночестве, пугаться страшных сказок или расстраиваться из-за того, что у героя мультфильма что-то не получилось. 

Для детей-художников характерны частые перепады настроения, так они снимают накопившееся напряжение. Много фантазируют, тяжело переживают неудачи, умеют сочувствовать и сопереживать чужому горю. 

Ребенок-художник

Взрослым важно понимать тонкую детскую душу, не отталкивать ребенка, не наказывать его отсутствием общения и внимания. Им нужны защита, поддержка и абсолютная любовь. Эти потребности с возрастом только усиливаются. Художники не уверены в себе, их легко ранить, но атмосфера любви помогают ребенку раскрыться, почувствовать себя защищенным, выработать необходимую уверенность в себе.

Ребенок-слухач (или ночной сторож)

Слухача можно распознать сразу. С детства он обожает красивые мелодии, раньше других детей начинает танцевать, а когда подрастает, то с удовольствием декламирует стихи, читает вслух. Громкие, раздражающие и неприятные звуки его очень пугают, выводят из себя и лишают чувства душевного покоя. 

С возрастом их начинает раздражать, если родители разговаривают громко, отдают приказы. Ребенку проще «отключить» в сознании внешние раздражители. Потом он может заявить, что не слышал сказанного или не помнит. И это не невнимательность или проблемы с памятью, он действительно не принимает во внимание раздражающие звуки. 

Ребенок-слухач и сам не кричит, не устраивает истерик, не топает ногами. Неприятные события и неудачи его тянет переживать в тишине, наедине с самим собой. 

Слухач часто погружен в свои мечтания, поэтому родителям важно быть внимательными. Такой ребенок легко может потеряться на прогулке, врезаться в столб или не заметить открытый люк.

Естественно, у таких детей от природы тяга к музыке, танцам, изучению иностранных языков. Это стремление стоит развивать и поддерживать. Как знать, может это станет в будущем его профессией.

Ребенок-калькулятор (или охотник)

Калькуляторы выносливы, обязательны, дисциплинированы. С точки зрения воспитания это – самые удобные дети. 

Ребенок-калькулятор

Такие дети собственники с самого детства. Они ни за что не будут делиться просто так своими игрушками или сладостями, а вот обменяются с удовольствием. И «сделка» обязательно будет выгодной, ребенок-калькулятор не станет обменивать большую плюшевую игрушку на копеечный чупа-чупс. 

Стремление к приобретению с возрастом развивается, появляется желание накапливать. Родителям важно быть внимательными и не вырастить меркантильного жадину. Например, ребенка стоит научить пользоваться деньгами, рассказать, что их можно откладывать в копилку, а при покупке чего-либо пользоваться скидами или сравнивать несколько товаров и покупать наиболее выгодный. 

Калькуляторы отлично разбираются в математике, им нравится вычислять, запоминать даты, числа, формулы.

Такого ребенка стоит научить:

  • ставить перед собой цели и достигать их;
  • бороться с завистью к другим детям;
  • не подавлять в себе творческие порывы, творчество – это тоже здорово;
  • приучать к порядку в доме и на рабочем месте;
  • учить делиться и помогать просто так, ведь после того, как кому-то помогаешь, становится очень тепло на душе.

Ребенок-копуша (хранитель очага)

Никому из детей не нравится, когда родители или воспитатели называют их копушами. И если разобраться, это не такое уж и плохое качество. Копушам свойственны терпение, исполнительность, справедливость, аккуратность, неторопливость. 

Копуши очень спокойны и уравновешены, кажется, что ничто не может вывести их из себя. Но если все же вывести его на эмоции, то достанется всем вокруг. Именно среди копуш много агрессоров и по-настоящему жестоких детей, но если ребенок находится в состоянии покоя, то он совершенно безобиден.

Таким детям сложно в самом начале пути, требуется долгое время, чтобы «раскачаться». Родителям важно понимать эту особенность, поддерживать и направлять ребенка на старте, мотивировать его и заряжать интересом, чтобы он не бросил начатое. Не нужно требовать от ребенка быстрых и грандиозных свершений. Пусть двигается к своей цели потихоньку, небольшими шагами, но главное – двигается. 

Безусловно, копуш нужно хвалить, но не перехваливать.

Ребенок-болтушка (или парламентарий)

Чтобы выразить себя, ребенку-болтушке необходимо вступать в коммуникацию с окружающими людьми. С первых дней жизни такой ребенок агукает, хныкает, кричит и издает массу различных звуков, чтобы привлечь к себе внимание.

Когда он чуть подрастает, то начинает тянуть в рот буквально все, что видит. Попробовать на зуб – это его личный способ познания мира. Родителям в этот период нужно быть начеку и смотреть, чтобы ребенок не съел что-то запрещенное и не навредил своему здоровью.

Такие дети – настоящие мастаки сочинять небылицы и придумывать на ходу самые невероятные истории. И это не ложь с целью оправдаться или получить выгоду. Они своеобразные «сказочники», их истории помогают им же находиться в центре внимания и успешно вступать в коммуникацию с людьми.

Ребенок-болтушка

Не нужно ругать детей за такое сочинительство, ведь это – часть их внутреннего «я». Лучше направить это в продуктивное русло, например, предложить всей семьей сочинить сказку или даже написать полноценную книгу.

Лидерских позиций болтушки не занимают, но пользуются в коллективе уважением, к ним прислушиваются, с их мнением считаются. 

Родителям важно слушать ребенка и вслушиваться в то, что он говорит, относиться с пониманием, а не делать вид. Если родители не будут слушать ребенка и постоянно приказывать ему замолчать, то он может замкнуться в себе, начать заикаться. 

Часто такие дети познают мир через вкусовые рецепторы. Любовь к вкусной пище может вызвать повышенный интерес и спровоцировать проблемы с весом. Чтобы этого не возникало, с самого детства стоит учить ребенка разбираться в еде, приучать его к вкусной, но здоровой пище. 

Ребенок-силач (или работяга)

У работяг хорошо развиты физические способности. Также такие дети любят во всем стабильность, с трудом привносят в жизнь что-то новое. Например, когда родители предлагают им посмотреть новый мультик или попробовать новую сладость, ребенок-силач зачастую реагирует без должного энтузиазма. Его любимая фраза – «Не знаю». 

У силачей есть любимые, хоть и давно сломанные игрушки, диск с мультфильмами, которые они буквально знают наизусть, любимая вылинявшая футболка, давно утратившая презентабельный вид. 

Такие дети обожают помогать взрослым и чувствовать себя значимыми, поэтому им непременно стоит предоставлять такую возможность. 

Силачам очень нравится любое времяпрепровождение, которое требует физических усилий, поэтому таких детей стоит с раннего детства приобщать к спорту, активному отдыху, прогулкам на свежем воздухе.

Типология характера школьников

Есть также иные 8 типов личности, но эта классификация применима к детям, которые уже поли в школу и начали активно осваивать процесс познания. 

Экстравертированный тип

Этот тип личности школьника характеризуют:

  1. Стремление к лидерству.
  2. Нетерпимость критики, особенно – необоснованной.
  3. Не любит монотонную, скучную работу.
  4. Бывает грубым, нетактичным, вспыльчивым.
  5. Нередко нарушает дисциплину и общепринятые нормы.
  6. Иногда может отлынивать от работы и оправдываться.
  7. Хорош в организаторской, общественной деятельности.
  8. Редко доводит начатое до конца, быстро перегорает, увлекается чем-то другим.
  9. Совершает импульсивные поступки.
  10. Может злоупотреблять властью и предоставленным ему лимитом доверия.

Конформный тип

Имеет следующие отличительные особенности:

  1. Стремится строить добрые, дружественные отношения с окружающими.
  2. Соглашается с невыгодной для себя позицией, чтобы не вступать в конфликт.
  3. С ними легко и приятно работать в команде.
  4. Ведет себя добросовестно, учтиво, тактично.
  5. Обладает развитой силой воли.
  6. Работает по предоставленному плану, не склонен к творчеству.
  7. Не стремится к лидерству, предпочитает быть на вторых ролях.
  8. Не боится монотонной работы.

Неустойчивый тип

Данный тип личности отличается:

  1. Не желает трудиться, не проявляет инициативу.
  2. Равнодушен ко всему происходящему.
  3. О себе высокого мнения, конфликтен.
  4. Не любит учиться, постигать что-то новое.
  5. Бережно относится к самому себе.
  6. Не любит участвовать в общественной деятельности, соревноваться.
  7. Нередко нарушает общественный порядок, срывает уроки или мероприятия.
  8. В поведении явно притворяется (делает вид, что ему не все равно, но в душе остается безразличным).

Эмоционально-неуравновешенный тип

Его выделяют несколько иные черты:

  1. Хочет трудиться и быть лучшим, но ментальное состояние не всегда позволяет делать это.
  2. Проявляет мнительность, склонен к ипохондрии.
  3. Боится рисковать, излишне цепляется за то, что у него уже есть.
  4. Склонность к повышенной утомляемости.
  5. Любит скучную, однообразную работу.
  6. Болезненно переживает неудачи, страдает от низкой самооценки.
  7. Имеет очень ограниченный круг интересов.
  8. Предпочитает уединение, продуктивнее работает самостоятельно, нежели в команде.

Лабильный тип

Отличительные черты:

  1. Изменчивость настроения, которая не всегда хорошо влияет на учебную и трудовую деятельность, отношения с окружающими.
  2. Удачи окрыляют, а неудачи вызывают сильные приступы тревоги, неуверенности в себе.
  3. Хочет развиваться и быть лучшим, но малейшая трудность способна выбить из колеи и остудить пыл.
  4. Есть способности к творчеству и организаторской деятельности.
  5. На эмоциях может совершить импульсивный поступок, о котором потом будет сожалеть.

Ритмичный тип

Ритмичный тип

Склонен к:

  1. Повышенная глубина чувств и эмоций.
  2. Жизнь поделена на фазы. Человек то бодрый, веселый и работоспособный, то отказывается выполнять даже простейшие задания.
  3. Имеют место быть ментальные проблемы, которые влияют на конечный результат деятельности.
  4. Часто зацикливается на мелочах.
  5. Если портится настроение, то может бросить работу.

Интровертированный тип

Учащиеся с интровертированным типом личности часто демонстрируют:

  1. Внутренняя и внешняя замкнутость.
  2. Склонность к эгоизму.
  3. Считает себя уникальной личностью, которую не понимают и не признают невнимательные окружающие люди.
  4. Предпочитает работать самостоятельно, не нуждается в том, кто будет его постоянно контролировать и подстегивать.
  5. Если увлекается чем-то, то это надолго. Полностью отдается увлечению, изучает глубоко и досконально, нередко чем-то жертвует ради своего хобби. 
  6. Четко и внимательно выполняет данные ему задания, но инициативы и внешней заинтересованности не проявляет.
  7. Не стремится к лидерству, к организаторской деятельности, не желает принимать участие в жизни класса и школы.
  8. Поощрение и похвалу принимает спокойно, из-за наказаний и критики особо не расстраивается, относится к ним философски, как к чему-то неизбежному.
  9. Старается никого не подводить и не нарушать дисциплины, но другим помогает неохотно.
  10. Не стремится завести как можно больше друзей, испытывает явные трудности с социализацией, но сам не видит в этом никакой проблемы.

Демонстративный тип

Демонстративную личность отличают и выделяют следующие черты:

  1. Постоянно жаждет внимания к своей персоне, делает все, чтобы его привлечь.
  2. Хочет, чтобы другие ему сочувствовали, поддерживали, понимали его проблемы и тонкости душевного состояния.
  3. Не любит долго, упорно и систематически трудиться, быстро бросает дело, даже если в начале с энтузиазмом берется за него.
  4. Хочет быть лидером, добивается от других уважительного к себе отношения, но не вполне понимает, что значит быть лидером, не обладает всеми нужными качествами лидера, не готов в полной мере нести ответственность.
  5. Обладает неуживчивым характером, часто меняет друзей и компанию.
  6. Из-за склочного характера может нажить такие проблемы с коллективом, что ребенка придется переводить в другой класс или школу.
  7. Склонен лгать, фантазировать, оправдываться и делать все, чтобы выставить себя в положительном свете.
  8. Склонен вносить в повседневную деятельность творческий компонент, проявляет инициативу, интересуется новым.
  9. Обожает дух соревнований и риска, особенно если понимает, что имеет хорошие шансы на победу.
  10. Обычно сохраняет оптимистичный настрой, не склонен унывать, расстраиваться из-за пустяков и казнить себя из-за каждой неудачи.

В детской психологии существуют различные типологии личности. Если учитывать особенности личности своего ребенка, это поможет ему лучше раскрыться, в полной мере проявить потенциал, чувствовать себя более комфортно среди других детей. 

Автор публикации

Аватар Татьяна Ушакова
Татьяна Ушакова
Психолог

Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх