Правополушарное рисование для детей – методика, правила, мифы

Правополушарное рисование для детей

Правополушарное рисование для детей необычно, но с радостью ему обучаются и взрослые. Оно занимает особое место в изобразительном искусстве. И подойдет оно даже тем детям, у которых, на первый взгляд, нет никаких способностей к рисованию.

Что такое правополушарное рисование

Роджер Сперри установил, что полушария головного мозга имеют разную специализацию. Левое полушарие – это логика, строгий расчет, цифры. Правое же отвечает за творческое начало, восприятие цвета, видение мира в перспективе.

Эту теорию подхватила Бетти Эдвардс, преподавательница изобразительного искусства. Она создала методику правополушарного рисования. Его суть в том, что на время занятия правое полушарие главенствует, а левое временно отходит на задние позиции.

Методика правополушарного рисования

У детей и так левое полушарие мозга не доминирует, ведь у ребенка мало жизненного опыта, чтобы думать логически, рассчитывать и предугадывать. Дети обожают фантазировать, они не мыслят готовыми шаблонами, смотрят на мир свежим взглядом.

Например, если человеку дать задание нарисовать медведя, то он начнет рассчитывать и прикидывать, из каких форм он состоит, насколько голова меньше по отношению к телу, какой формы у настоящих медведей уши, какой длины нарисовать шерсть.

Но если отбросить логику и позволить воображению взять верх, то рисунок получится детальным, живым и более настоящим. А некоторые могут начать думать, что у них ничего не получится, что способностей к рисованию нет и не было, поэтому не стоит и браться за задание. 

Главный страх, который придется преодолеть – это нарисовать неправильно, непохоже, не так, как у других. Важно просто наслаждаться процессом.

Польза правополушарного рисования

Польза правополушарного рисования заключается в следующем:

  • Развитие когнитивных функций у ребенка (память, мышление, воображение, мелкая моторика, восприятие).
  • Возможность запустить фантазию в свободный полет, посмотреть на мир под другим углом.
  • Возможность продемонстрировать свой внутренний мир, получить эмоциональный отклик, повысить тем самым свою самооценку.
  • Правополушарное рисование – это отличная возможность отвлечься, отдохнуть, переключить внимание на что-то приятное.

Что подразумевает правополушарное рисование для детей

Главная задача ребенка – отвлечься от окружающего мира и не пытаться в точности повторить на бумаге то, что было увидено в реальности. Рисовать с натуры не запрещается, то нужно запоминать не детали этой натуры, а свои чувства и эмоции, возникающие при взгляде на натуру. 

Что подразумевает правополушарное рисование

Ребенку не придется долго сидеть над рисунком и возвращаться к нему через некоторое время. Правополушарные художники работают очень быстро и даже не успевают заскучать, устать. Методика особенно понравится подвижным детям, которые терпеть не могут подолгу сидеть на одном месте.

Обычно правополушарное рисование подразумевает техники:

  • рисование при помощи пальцев;
  • отсутствие четких границ листа или другого рабочего пространства;
  • предварительное создание подходящей атмосферы для творчества при помощи прослушивания музыки или техник расслабления;
  • рисование перевернутого изображения;
  • рисование в зеркальном отражении;
  • необычное использование красок и кистей в рабочем процессе.

Как развиваются способности к рисованию в детском возрасте

Обучение ребенка рисованию проходит в несколько этапов.

На первом этапе, начиная примерно с возраста 1 года, у ребенка появляется тяга к живописи. Это выражается в процессе так называемого «каляканья-маляканья» карандашом или фломастером по бумаге (или по другой, менее подходящей для рисования поверхности). Если спросить ребенка, что же такое он изобразил, то он, как правило, не дает конкретного ответа (или видит в одном рисунке совершенно разные, даже противоположные друг другу объекты).

В 2-3 года ребенок начинает понимать, что просто возить карандашом по бумаге неинтересно, что рисунок должен что-то означать и быть на что-то похожим из окружающего мира. Ребенок начинает понимать и копить символы. Так круг может стать солнышком, две параллельные черточки – это чьи-то ножки, а две точки – глазки. Это может показаться незначительным, но потом этими символами люди пользуются всю жизнь на протяжении развития навыков рисования.

В 4 года дети часто начинают рисовать природу, пейзажи. Обычно они начинают с примитивных линий, но со временем в рисунках появляется все больше осмысленности, новых деталей и сходства с природой.

В 5-6 лет у ребенка появляется желание рисовать тех, кто ему нравится. Это могут быть персонажи детских книжек или герои мультфильмов, супергерои или даже значимые близкие люди. При этом, ребенку важно, чтобы любимый персонаж был узнаваемым, получился красиво. Он не допускает, чтобы рисунок получился грязным или неаккуратным.

В 11-12 лет дети стремятся как можно более реалистично воспроизводить увиденное (предметы, явления природы, людей, животных). Не у всех получается рисовать изображения, максимально приближенные к реальности. Из-за этого дети разочаровываются в своих возможностях, перестают испытывать гордость за свои рисунки.

Естественно, пропадает желание практиковаться и возвращаться к рисованию, интерес к живописи полностью утрачивается. Но если у ребенка получается хорошо, то, как правило, стремление к рисованию не угасает. Человек проносит любовь к рисованию через всю свою жизнь, периодически возвращается к нему.

Многие делают рисование своим хобби, способом отдохнуть и отвлечься, а некоторые люди предпочитают связывать с рисованием профессиональную деятельность. 

Каковы правила правополушарного рисования

Правополушарное рисование хорошо тем, что у него нет никаких правил, именно поэтому дети так охотно за него берутся.

Каковы правила правополушарного рисования

Но ряд принципов, которые стоит соблюдать, все же есть:

  • Выбрать правильные канцелярские принадлежности. Пусть ребенок рисует тем, что ему удобно – красками, фломастерами, мелками, карандашами, цветными ручками. А если есть желание, то эти техники можно комбинировать. Почему бы не нарисовать фон красками, а потом не добавить деталей при помощи маркеров? Заставлять ребенка рисовать чем-то конкретным нельзя, иначе это будет уже не правополушарное рисование. Также можно предложить несколько нетипичных для рисования предметов. Например, вату, губку, салфетки, зубочистки. Будет здорово, если ребенок найдет применение и им тоже.
  • Рабочее пространство должно быть большим. Ребенку можно предложить в его распоряжение целый ватман или кусок обоев. А если есть возможность порисовать на других поверхностях (например, родители собираются делать ремонт и все равно будут снимать старые обои), то можно предоставить ребенку в распоряжение целую стену или даже комнату.
  • Ребенку нельзя делать никаких замечаний, просить что-то переделать или нарисовать лучше, четче. На исправление наталкивает логическое мышление, то есть, левое полушарие, а сейчас не его время. Пусть ребенок творит так, как ему подсказывают сердце и душа.
  • Картина должна рисоваться на одном эмоциональном потоке, поэтому процесс не нужно разбивать на несколько уроков, подходов или дней. Во время перерыва левое полушарие может взять верх, что негативно отразится на результате работы.
  • Заранее стоит подготовить рабочее пространство. Главный принцип подготовки состоит, опять же, в удобстве. Ребенку не должно ничего мешать, отвлекать, стеснять его движения. Рисовать можно сидя, стоять перед мольбертом, опираться на что-то или даже сидя на корточках перед рисунком. Ограничений нет никаких.

Как научить ребенка правополушарному рисованию

Чтобы научить ребенка правополушарному рисованию, то проще всего его будет отдать на специализированный курс к профессиональному педагогу или отправить на соответствующий кружок. Но если такой возможности нет, то родителям не стоит расстраиваться, научиться этой методике рисования можно и дома. 

Для начала, стоит поговорить с ребенком, объяснить доступным и простым языком принцип работы полушарий мозга, предложить ребенку попробовать. Именно предложить, а не настоять или заставить. Если ребенок отказывается категорически, то идею стоит отложить на время, иначе будет нарушен главный принцип правополушарного рисования – добровольность и личный комфорт.

Если ребенок будет обучаться правополушарному рисованию дома, то ребенку нужно подробно рассказать о методе, показать уже готовые работы других участников, попробовать вместе их оценить. Не менее важно предупредить родственников, чтобы они не отвлекали юного художника, не делали ему никаких замечаний и не критиковали грубо его работы. 

Мифы о правополушарном рисовании

За время своего существования метод правополушарного рисования успел обрасти мифами и спорами.

Нетрадиционное рисование

Даниэль Канеман, американо-израильский психолог, считает, что человек и так в первую очередь обращается к чувствам и эмоциям, нежели к логике. На логику и рассуждения уходит много ресурсов, поэтому мозг таким образом пытается их сэкономить. Получается, что и подавлять рациональную сторону своей натуры незачем, ведь она и так бездействует большую часть времени. 

Есть и люди, которые считают, что правополушарного рисования как такового не существует, это все просто красивая упаковка и маркетинговый ход с целью заработка. Но люди, которые попробовали эту методику, отмечают высокую результативность. Их работы получаются вполне достойными, а некоторые даже встают на один уровень с работами профессиональных художников. 

Также существует еще несколько мифов о правополушарном рисовании:

  • Если человек погружается только в мир чувств и эмоций, то он может потерять контроль и самообладание.
  • Если человек будет доверять только эмоциям, а не руководствоваться здравым рассудком, то он приобретет излишнюю самоуверенность и невнимательность. 
  • Нельзя учить ребенка тем вещам, при которых не нужно пользоваться здравым рассудком.
  • Правополушарное рисование, если бы оно было бы настолько полезным и развивающим, преподавали бы в школах. 

Упражнения для правополушарного рисования с ребенком

Даже если ребенок раньше не умел рисовать совсем, то правополушарное рисование поможет ему полюбить этот процесс и испытать чувство гордости и удовлетворения за результат своей работы. Обычно для детей рекомендуют ряд стандартных упражнений по принципу «от простого – к сложному».

Рисование вверх ногами

Для осуществления этой методики нужно найти в сети, скачать и распечатать любое изображение, где объекты не прорисованы объемно, а намечены только в виде контуров. Вместе с ребенком стоит рассмотреть картинку, оценить линии, отследить плавность их переходов. 

Распечатанное изображение нужно положить перед юным художником и предложить ему нарисовать то же самое, но вверх ногами. Рисовать стоит поэтапно, переносить контуры на бумагу. Не нужно сразу зацикливаться на прорисовывании мелких деталей, они непременно найдут свое место.

Чтобы было легче, уже срисованную часть исходного изображения можно прикрывать рукой или чистым листом. 

Такое упражнение поможет ребенку не рассеивать свое внимание и не браться за все и сразу. Он поймет, что каждая линия имеет свое место и является частью общего изображения. 

Через некоторое время срисовывать станет все легче, получаться это начнет быстрее, ведь ребенок сможет научиться отличать основное от второстепенного.

Контурное рисование

Еще одна методика для развития навыка правополушарного рисования, которую можно практиковать вместе с детьми.

Контурное рисование

Техника контурного рисования подразумевает:

  1. Зафиксировать лист бумаги на рабочей поверхности так, чтобы он не ездил (это удобно сделать при помощи скотча).
  2. Повернуться к столу боком и сесть так, чтобы ведущая рука легко располагалась на поверхности бумаги и будущего рисунка.
  3. Свободную ладонь положить к себе на колени так, чтобы внутренняя сторона ладони смотрела вверх. Кисть желательно сложить так, чтобы на ней образовались узоры, складки и морщины.
  4. Внимательно изучить руку, рассмотреть каждый уголок, каждую складку кожи, но при этом не переводить взгляд на рабочую поверхность.
  5. Рассмотрев руку в течение нескольких минут, нужно начинать переносить увиденное на рабочую поверхность, но не смотреть на нее подолгу. Взгляд в сторону листа бумаги должен составлять буквально доли секунды.
  6. Тратить на изображение собственной руки можно не больше 5 минут. Для удобства стоит завести ребенку будильник, научить пользоваться таймером или просто дать ему словесный сигнал, что время вышло. 

Даже если изображение не получится точным и гармоничным, не стоит расстраиваться. Это не полноценная картина, а практика, целью которой является умение прислушиваться к интуиции и воспроизводить уведенное по памяти. Если выполнять это упражнение регулярно, то со временем у ребенка начнет получаться все лучше и точнее.

Использование подручных предметов

При помощи методики правополушарного рисования, стоит предложить ребенку нарисовать одуванчики. Но для рисования предложить ему, помимо стандартных кистей, красок и карандашей, еще и ватные палочки. 

Пусть ребенок нарисует фон в таких тонах, как ему хочется, как он чувствует. Делать это можно любыми материалами и подручными средствами. Например, фон можно нарисовать при помощи салфетки, обмакивая ее в краску. Когда фон будет готов, стоит предложить ребенку (но не заставить его), попробовать нарисовать одуванчики при помощи ватных палочек.

Техника очень простая – ватная палочка обмакивается в белую краску, одуванчики рисуются при помощи точек. Дополнить рисунок можно, прорисовав стебли при помощи красок, карандашей или фломастеров.

По этой же методики из простого круга на бумаге можно нарисовать мордочку забавного, пушистого котика, используя для прорисовки его шерсти зубную щетку. Как правило, дети очень любят животных и охотно рисуют их, поэтому все должно получиться. Дорисовать дополнительные детали в конце можно любыми подручными материалами. 


Правополушарное рисование или интуитивное рисование – это направление в искусстве, которое подразумевает отключение левого полушария и полный переход во власть правого. Этой методике можно научить и ребенка, это будет полезно для его моторики и развития когнитивных навыков. 

Автор публикации

Аватар Татьяна Ушакова
Татьяна Ушакова
Психолог

Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх