Психологические тесты для детей разного возраста от 3 до 12 лет

Психологические тесты для детей разного возраста от 3 до 12 лет

Психологические тесты для детей – это разные виды опросников, которые проводятся для того, чтобы определить психологическое состояние ребенка, уровень его интеллектуального развития, эмоционально-волевую сферу и т.д. Обычно эти тесты проводит школьный психолог или психолог детского сада.

Что такое психодиагностика

При слове «психодиагностика» родители могут представлять что-то страшное и не очень приятное для ребенка. Но не стоит тревожиться и переживать, с психодиагностикой хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек в школе, в детском саду или при приеме на работу.

Психодиагностика – это очень гибкое определение. Не существует никаких стандартов, которым должен был бы соответствовать ребенок. Каждая личность уникальна и индивидуальна, именно поэтому при психодиагностике невозможно дать правильный или неправильный ответ. Это не экзамен, а попытка познакомиться с ребенком поближе, узнать его особенности и наклонности. 

Иногда психодиагностика используется в рамках коррекционных занятий. 

Что такое психодиагностика

Для чего нужны психологические тесты

Проведение психологического тестирования для детей разного возраста может показать следующее:

  • уровень развития ребенка, показатели его интеллекта;
  • узнать, готов ли ребенок к обучению в школе;
  • выявить, умеет ли ребенок общаться, выстраивать коммуникацию с окружающими;
  • определить, есть ли у ребенка проблемы с самооценкой;
  • помочь адаптироваться ребенку к школе или к новому коллективу;
  • уровень стресса ребенка;
  • оценить сформированность навыков, которые потом помогут решать повседневные задачи;
  • определить зону потенциальных трудностей и рисков;
  • определить индивидуальные особенности ребенка, его интересы и склонности.

Как проходит психодиагностика

Обычно психологическая диагностика проходит в несколько этапов:

  1. Родители рассказывают специалисту, что их привело к нему, высказывают свои подозрения и опасения, предоставляют выписки и заключения от других специалистов (если таковые имеются).
  2. Психолог устанавливает контакт с ребенком, старается сделать так, чтобы во время беседы ребенок почувствовал себя комфортно, раскрылся, начал доверять специалисту. 
  3. Проведение первого занятия с ребенком. По итогам этого занятия может потребоваться дополнительная встреча с родителями с целью получить расширенную информацию, подтвердить или опровергнуть их жалобы. 
  4. Психолог выбирает методики, при помощи которых он будет работать с конкретным ребенком. Методики подбираются с учетом состояния ребенка, гипотезы психолога, запросов и пожеланий родителей. Например, специалист может предложить ребенку рисуночные методики, предложить поиграть в диагностическую игру, предложить тесты или задания, где ребенок сможет ответить на вопросы, вычеркнуть лишнее или продолжить предложение. Также психолог может искусственно создать такую игровую ситуацию, находясь в которой, ребенок сможет объяснить на доступном языке, что именно у него случилось, что беспокоит.
  5. Наблюдение за поведением ребенка. Психологу важно, насколько охотно ребенок берется выполнять данные ему задания, какова его реакция на удачу и неудачу, насколько сформированы навыки общения, готов ли ребенок принимать помощь взрослого, какие моменты искренне его интересуют, а какие вызывают протест.
  6. Специалист анализирует полученные данные и делает выводы, составляет план для дальнейшей психологической коррекции.

Психологические тесты для детей разного возраста

В зависимости от возраста и навыков ребенка, для тестирования можно предлагать различные проективные методики или полноценные опросники. Методики может проводить как специалист, так и родитель, но во втором случае картина будет не такой полной из-за профессиональной неподготовленности родителя. 

Тест «Моя семья»

С таким тестом справится даже маленький ребенок, который хотя бы немного умеет рисовать. У детей свои представления о семье, и его видение можно выяснить при помощи теста. Достаточно просто предложить ребенку альбом или лист бумаги, цветные карандаши/фломастеры и попросить его нарисовать свою семью.

Тест «Моя семья»

Несколько рекомендаций:

  1. Не нужно контролировать процесс изображения семьи и находиться рядом с малышом. Пусть он будет раскрепощен. Также не стоит ставить перед ним задачу, что нарисовать нужно непременно красиво.
  2. Ребенок должен воспринимать рисунок как развлечение и приятное времяпрепровождение, не нужно сообщать ему, что это будет материал для исследования.
  3. Если у ребенка плохое настроение или недавно была ссора с родителями, то лучше отложить тестирование до тех пор, пока ситуация не нормализуется.
  4. После того, как ребенок закончит, стоит поговорить с ним о рисунке и задать уточняющие вопросы, даже если все и так понятно на первый взгляд.

Проективный тест «Дерево»

Автор методики – известный британский психолог Пип Уилсон. При помощи теста можно будет определить индивидуальные особенности ребенка, начать лучше его понимать, узнать о его отношении к окружающим.

Задача ребенка – нарисовать на листе бумаги любое дерево.

Когда рисунок будет закончен, обратить внимание нужно на крону дерева, на то, есть ли ветки и каково их количество, как расположены ветки и присутствуют ли на них листья и в каком количестве, какова форма самого дерева, есть ли на рисунке другие, дополнительные предметы и объекты. 

Графический тест «Несуществующее животное»

Методика хорошо подходит и детям, и взрослым, помогает анализировать состояние психики человека. Автором методики является Друкаревич Майя, российский психолог.

Дети обожают воображать и фантазировать, поэтому за такой тест они обычно берутся с большой охотой и самоотдачей. Ребенку нужно дать задание – вообразить в голове несуществующее животное, а затем перенести этот образ на бумагу. Также стоит попросить ребенка дать имя получившемуся несуществующему животному.

Графический тест «Несуществующее животное»

Рисунок поможет понять, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, каково его отношение к окружающему миру. Важен не только сам рисунок, но и то, как он расположен на листе, сколько места занял ребенок, каков масштаб рисунка, какие цвета были использованы, есть ли линия земли и т.д.

Психологическое тестирование «Сказки Дюсса»

Изначально эту методику на английском языке придумала Луиза Дюсс, а через несколько лет ее перевели на русский язык.

Родители должны подгадать момент, когда ребенок будет в спокойном, расслабленном состоянии, не будет тревожиться или заниматься другим, интересным ему делом.

Взрослые предлагают рассказать ребенку сказку. В этой сказке должен быть однозначно положительный герой, с которым ребенок может сопоставить себя, начать искренне сопереживать этому персонажу.

После окончания сказки родители разговаривают с ребенком о прочитанном, спокойным голосом задают вопросы и предлагают ответить на них. Если ребенок категорически против какого-то из вопросов, это должно насторожить родителей. Однако, не стоит ругать ребенка, настаивать, заставлять отвечать на вопросы силой.

Взрослым нужно наблюдать за тоном ребенка, за скоростью дачи ответов, за тем, как он реагирует на вопросы и призыв порассуждать о прочитанном. Также стоит запоминать нетипичные реакции. 

Можно попробовать попросить ребенка пересказать сказку или даже придумать свою собственную. Дети, сочиняя или пересказывая сказки, как правило, выражают свои искренние эмоции и переживания.

Тестирование на определение темперамента ребенка – круг Айзенка

Автор методики – Ганс Айзенк.

Знание о типе темперамента ребенка поможет лучше понять мотивы его действий, мыслей, поступков. 

Тест Айзенка

Тест Айзенка на определение типа темперамента насчитывает 57 вопросов, поэтому стоит проводить эту методику только с довольно взрослым и усидчивым ребенком (начиная примерно с 10 лет).

Тест Люшера для детей

Автор методики – Макс Люшер, клинический психотерапевт. 

Тест Люшера или цветовой тест поможет определить, в каком психологическом состоянии находится ребенок и нет ли у него склонности к депрессивным состояниям. 

Выполнять тест Люшера очень просто, ребенку нужно предложить 8 разноцветных карточек, из которых он выберет наиболее приятный цвет и так далее, пока не останется тот цвет, который ему нравится меньше всего.

Взрослый должен записывать, в каком порядке ребенок выбирает те или иные цвета.

Тест «Лесенка»

Автор методики – В. Г. Щур.

Тест помогает определить уровень самооценки ребенка, его отношение к окружающим и тому месту в социуме, которое он занимает. 

Ребенку предлагается лист бумаги, на котором нарисована лесенка из семи ступеней. Также родители просят ребенка нарисовать самого себя в виде человечка или какого-то другого удобного образа и расположить себя на лестнице.

Четвертая ступенька – это своеобразная граница для определения самооценки ребенка. Если ребенок поставил себя на верхние ступеньки, то у него очень высокая самооценка (а может и несколько завышенная). Такие дети любят находиться в центре внимания, любят общаться, не стесняются. Но таким детям свойственны заносчивость, нетерпимость, неумение проигрывать.

Примерно по середине себя расположит ребенок, который смотрит на самого себя с позиции адекватности. Он понимает, что у любого человека есть достоинства и отрицательные качества. 

А вот если ребенок расположил себя в самом низу, то у него явные проблемы с самооценкой, он не любит себя, недоволен собой. Родителям нужно обратить на это внимание и вместе с ребенком поработать над его мироощущением, найти причины такого отношения к себе. Не исключено, что они кроются в поведении родителей. 

Групповая методика «Выбор в действии»

Автор методики – Немов. 

Методика помогает изучить межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста.

Каждому ребенку нужно предложить взять в руки по 3 привлекательных для него предмета (игрушки, художественные принадлежности, сладости, книжки и т.д.). 

Ребенку предлагают еще раз посмотреть на предметы, которые у него в руках, оценить степень их привлекательности для других детей. Затем предметы нужно расположить в последовательности от меньшего к большему по принципу «Это было бы интересно для моих товарищей». 

Затем ребенку предлагают выбрать из имеющихся в группе детей трех товарищей, которым он хотел бы подарить эти вещи. Первый предмет нужно подарить искренне любимому товарищу, другой – человеку, который очень нравится, а третий тому, к которому просто хорошо относишься. 

Когда все дети обменяются игрушками и другими ценностями, данные можно фиксировать и приступать к их анализу.

Тест покажет, каков статус ребенка в группе, каковы его отношения с коллективом. Если конкретный ребенок получил от других детей много предметов, но его в коллективе ценят и уважают, а если получил 1-2 или не получил совсем, то ребенок носит статус изгоя.

Также при помощи тестирования можно выявить скрытые симпатии. Возможно, в группе есть дети, которые проявляют интерес друг к другу, но пока не общаются. Стоит их к этому подтолкнуть, например, дать им совместное задание, посадить на занятии за один стол или просто предложить поиграть вместе.

Тестирование «Рисуем себя»

Авторы методики – А.М. Прихожан и З. Василяускайте. 

Тестирование помогает определить отношение ребенка к самому себе, уровень любви к себе. 

Это проективная методика, то есть, в ее основе – рисунок. Отлично подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Детям нужно предложить цветные карандаши и бумагу, дать им задание нарисовать 3 рисунка. 

На первом рисунке нужно нарисовать плохого, непослушного, злого ребенка (при этом, ребенку нужно предлагать темные карандаши: черный, коричневый, темно-зеленый, темно-синий, фиолетовый). На втором рисунке будет изображен хороший, идеальный ребенок, которого никогда не ругают, а только хвалят. Для рисунка нужно будет использовать карандаши яркий цветов и оттенков. А на третьем рисунке пусть ребенок изображает самого себя в произвольной форме, при этом, использует карандаши любых оттенков без ограничений и четких инструкций. 

Выполнять задание ребенок должен полностью самостоятельно. Взрослому допустимо вмешаться только в том случае, если серьезно нарушаются данные изначально инструкции. 

Тестирование «Рисуем себя»

Специалист должен оценивать не только конечный результат работы, но и то, с каким настроением ребенок берется рисовать тот или иной рисунок (искренне увлечен и радостно выполняет работу или пытается отлынивать, сделать побыстрее и кое-как). 

После того, как ребенок нарисует нужные изображения, специалист беседует с ним, просит рассказать, какой из рисунков понравилось рисовать больше всего и почему. Также можно спросить, какой из рисунков понравилось рисовать больше, какой из них ребенок считает наиболее удачным. 

Что является итогами детской психодиагностики

Если вышеуказанные методики проводились родителями, то они могут проанализировать результаты самостоятельно, но понимать, что где-то могли ошибиться или что-то истолковать неверно. Как правило, родителями такие методики проводятся «ради интереса» и не имеют под собой серьезной научной или диагностической основы.

Когда методику проводит специалист, то по ее результатам он пишет заключение, которое по силе приравнивается к медицинской документации. Заключение может быть доступно для других специалистов (врачи, воспитатели, учителя, школьная администрация), которые в дальнейшем будут взаимодействовать с ребенком. Также специалист делится информацией с родителями и отвечает на их вопросы, дает рекомендации касаемо их дальнейшей стратегии поведения с ребенком. 

Психодиагностика помогает родителям лучше понять ребенка, скорректировать его поведение, если это необходимо, добиться положительных изменений и просто посмотреть на своего ребенка с новой стороны. Однако важно помнить, что заключение психолога не является полноценным медицинским диагнозом или приговором, все его слова и заключения носят лишь рекомендательный характер. Решающее слово остается за родителями. 


Психодиагностика помогает родителям грамотно выстраивать процесс воспитания, понимать и осознавать личностные и индивидуальные особенности ребенка, более успешно контактировать с ним и вовремя оказывать помощь. 

Автор публикации

Аватар Татьяна Ушакова
Татьяна Ушакова
Психолог

Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх