Развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детей – это один из основополагающих факторов развития речи. Дело в том, что оба центра тесно связаны между собой, потому что расположены рядом. Поэтому и надо работать не только над развитием артикуляционного аппарата, но и над развитием мелкой моторики, в частности движение пальцев на руках. 

Помимо того, что мелкая моторика тесно связана с речью, она находится в тесном взаимодействии с:

  • мыслительными процессами;
  • воображением;
  • памятью;
  • вниманием;
  • наблюдательностью;
  • координацией движений
  • усидчивостью.

Развивать мелкую моторику без задействования мыслительных процессов невозможно, так как они находятся в тесной взаимосвязи.

Что подразумевается под мелкой моторикой

Развитая мелкая моторика – это умение малыша производить точные действия запястьями и кистями рук, пальцами. Если сказать другими словами, то это настолько скоординированная работа всех мышц, костей и нервной системы одновременно. 

Моторика развивается с рождения и проходит несколько этапов:

  1. 0-2 месяца – непроизвольная моторика. Пальчики совершают движения, которые малыш не контролирует, так как всё происходит рефлекторно. Например, хватательный рефлекс есть у каждого ребёнка, и о непроизвольно хватает погремушку или палец взрослого. Цепляется так, что нельзя оторвать.
  2. После 2 месяцев малыш начинает координировать свои движения. Проявляется это в хватании предметов, которые ребёнок видит. Он тянет ручки к ярким игрушкам. Так продолжается месяцев до 6-7.
  3. С наступлением второго полугодия жизни мелкая моторика продолжает совершенствоваться и развиваться. Кроха уже умеет перекладывать предметы из руки в руку, а затем учиться брать мелкие предметы двумя пальчиками – пинцетный захват. Кроме того, появляется указательный жест, когда ребёнок показывает на что-то пальчиком.
  4. В возрасте 1-2 лет начинается новый уровень, когда кроха не просто берёт предмет в руку, но и активно изучает его. Становится интересно, почему один предмет круглый, а другой нет. Появляется понятие формы, размера и веса. В этом возрасте полезно проводить разные упражнения на развитие мелкой моторики.
  5. С 2 до 5 лет на смену статическому захвату (когда предмет захватывается, и пальцы не шевелятся) приходит динамический захват (рисование, вырезание, наклеивание), действия становятся более чёткими. 

В каком возрасте начинать развитие мелкой моторики у детей

Не надо затягивать с тренировкой пальцев. Лучше всего начинать занятия, когда малышу исполнилось 8 месяцев. Как утверждают специалисты, именно в этом возрасте пальцы можно тренировать, и кроха уже начинает понимать, что от него хотят взрослые.

Мелкая моторика в 8 месяцев

Если родители хотят начать занятия раньше, можно давать ребёнку трогать предметы, разные по фактуре. А в возрасте 3 месяцев обязательно надо делать пальчиковую гимнастику и продолжать это каждый день.

Потешки, стишки и прибаутки

Каждая мама знает слова известной потешки о сороке-воровке, о козе рогатой. Сопровождаются данные стишки определёнными действиями с пальчиками. Выполнять подобное задание можно уже месяцев с 3-4. Когда кроха подрастёт, он может показывать всё, что требуется, самостоятельно. Взрослый из исполнителя превращается в того, кто просто даёт команду и руководит процессом, в котором участвует малыш.

Помимо этого полезно играть с мягкими кубиками и пирамидками, а также с мячиками, на которых есть пупырышки. Занятия займут всего несколько минут, став увлекательным ритуалом, который с нетерпением ждёт малыш.

Камешки, бусинки, пуговицы, крупа

Игры с данными предметами очень полезны, но должны происходить под присмотром взрослых, чтобы малыше мог съесть камешек или бусинку.

Играть можно следующим образом:

  1. Различные рисунки на картоне крупой, когда необходимо выложить какую-нибудь фигурку или простой предмет, например, солнышко. Используя клей, всё закрепляется и получается красивое изображение. Можно начинать с самых простых фигурок. Постепенно упражнение будет усложняться.
  2. Маленькими щипцами надо положить бусинки или фасоль в бутылку с узким горлышком. Так малыш научится щипковому захвату, а ещё будет уметь концентрировать внимание. Его действия станут более отточенными и уверенными, будет развиваться координация движений.
  3. Используется пинцет для того, чтобы переложить крупу или мелкие камешки в разные ёмкости. Чтобы захватить предмет пинцетом, надо сжать его, что требует определённых усилий.
  4. Малышам нравится выполнять задание, когда их просят сортировать мелкие предметы по цвету и форме. Например, это могут быть разные бусинки. Сортировка требует внимания, а также умения брать предмет двумя пальчиками.

«Пальчиковые игры»

Считалки и четверостишья, сопровождаемые действиями пальчиков, хорошо тренируют и развивают мелкую моторику. Детям можно давать задания (например, показать мизинец на левой руке), а они должны всё выполнить. Идеально, если напряжение пальцев и кистей рук меняется расслаблением.

Игра «Пальчики здороваются» интересна детям. Надо коснуться кончиком большого пальца до всех пальчиков второй руки. Затем руки надо поменять.

«Человечек» – это игра, где средний и указательный пальцы превращаются в своеобразного человечка. Он бегает по столу медленно, а потом всё быстрее. Желательно бегать по разной поверхности (текстуре).

«Оса» – в игре указательный пальчик становится осой, которая кружится то в одну сторону, то во вторую. Затем надо кружить второй «осой», а потом сразу два насекомых (два пальчика) должны кружиться.

В игре «Очки» надо сложить указательный и большой пальцы так, чтобы получилось два кружка, которые соединяются и получаются воображаемые очки. Их надо примерить.

Сортеры

Сортеры могут быть изготовлены из чего угодно: и из пластмассы, и из дерева. Прорези в сортерах разной конфигурации, что предполагает сначала подумать, а потом приступить к действию.

Сортеры

Можно самим изготовить сортер из обычной обувной коробки. Окошки нужной формы и размера вырезаются ножницами, а затем ребёнок начинает сортировать бусинки или пуговицы, находя нужные отверстия.

Многочисленные сортеры продаются в магазинах. Обычно они яркие, что нравится детям.

Шнуровка

Для начала шнуровка может быть простой. Ребёнку предстоит попасть шнурком в маленькую дырочку, а затем протянуть его. Постепенно шнуровка осложняется более витиеватыми зигзагами, где ребёнку надо подумать, как зашнуровать правильно.

Вместе с этим можно учиться завязыванию шнурков, что тоже очень пригодится, когда ребёнок пойдёт в детский класс.

Сенсорная коробка

Когда малыш поймёт, что игрушки не надо тянуть в рот, можно играть с ним в сенсорную коробку. Её наполнителем могут быть песок, шишки, макароны. Дети с удовольствием капаются в такой коробке.

Когда уже не захочется копаться, можно сказать, что теперь здесь будет игрушечный огород, где можно посадить веточки и жёлуди. Постепенно в коробку добавляются всё новые предметы, а задания усложняются.

Бизиборд

Сегодня популярны бизиборды. Они могут быть плоскими или иметь форму куба. На них находятся выключатели, счёты, розетки, кнопки и ещё множество разных мелких деталей. Это целая система развития мелкой моторики, которую давно предложила Мария Монтессори. 

Малыши приходят в восторг, когда узнают, что им можно всё крутить, открывать, нажимать на кнопки

Лепка

Лепить можно не только из пластилина, но и из теста, а также из глины. Ребёнок будет развивать во время творчества мелкую моторику и воображение, что в будущем ему пригодится.

Можно лепить традиционные фигурки, а ещё надо разнообразить процесс творчества следующими заданиями:

  • хорошо развивает моторику оклеивание стеклянных бутылок, из них получаются красивые вазы и кувшины;
  • шарики и колбаски из пластина можно выложить на картоне в форме забавных фигурок;
  • детям нравится оставлять отпечатки на тесте или глине, делаются отпечатки как пальцами, так и монетками, пуговицами или другими предметами;
  • из сделанных элементов можно составить композицию.

Занятия с другими предметами

Для проведения занятий используются:

  1. Счёты. Их колечки можно перекидывать с одной стороны на другую. Можно попросить малыша делать это щипковым захватом, то есть только большим и указательным пальцами.
  2. Мозаика прекрасно развивает пространственное воображение. Для начала можно просто вставлять мелкие детали в ячейки, а позже составлять рисунки. Заодно можно закрепить умение различать цвета.
  3. Упражнения с нитками также способствуют развитию мелкой моторики. Достаточно сделать клубок или обмотать игрушку, а потом размотать нитки, чтобы задание прошло увлекательно и вместе с тем с пользой.
  4. Игра с разноцветными скрепками научит детей основным цветам. Поможет в этом соотнесение скрепки определённого цвета с бумагой такого же цвета. Можно устроить соревнование, чтобы выполнять задание стало ещё интереснее.
  5. Берутся обычные болтики и гаечки, а потом их необходимо закрутить. Ребёнок научится координировать свои действия.
  6. Бельевые прищепки цепляются на верёвку или плотную бумагу. Чтобы разнообразить задание, можно попросить цеплять прищепки в определённой последовательности.
  7. Играть можно с любыми предметами, которые используются в домашнем обиходе. Их можно складывать, собирать и разбирать. Если это бутылочки с крышечками, то их можно открывать и закрывать. Закручивание и раскручивание полезно, так как во время процесса тренируются пальчики. Главное, чтобы предметы не были травмоопасными.

Упражнений на развитие моторики много. Надо только проявить фантазию – и малыш будет с удовольствием выполнять самые разные задания, которые ему предложили взрослые.

Когда ребёнку исполнился 1 год

Природные материалы

Когда малышу год, развивать мелкую моторику можно постоянно, используя всё, что находится вокруг.

игра с природными материалами

Одно из самых любимых занятий – игра с природными материалами:

  1. Песочница – это не только место, где кроха любит проводить время. Пересыпания песка и мелких камешков воздействуют на нервные окончания, что будет способствовать развитию моторики, а затем и речи.
  2. Как уже говорилось выше, раскатывание теста поможет укрепить кисти рук, а пальчики станут более ловкими и будут двигаться более активно и уверенно.
  3. Шишки и каштаны – природные материалы, которые можно трогать, переминать в ладони, вращать. Всё это помогает в развитии моторики.
  4. Ребёнку полезно трогать крупы, мешать их, пересыпать. Можно делать это руками, а можно при помощи ложки или маленького стаканчика. Интересно поиграть в «угадайку», когда малышу предлагается узнать, что он трогает руками. Конечно, годовалый ребёнок этого не сделает. Зато дети постарше с удовольствием будут выполнять данное задание. Что касается малышей, то они должны играть с крупой и всеми мелкими предметами только под присмотром взрослых. В противном случае такие занятия чреваты печальными последствиями.

Мало того, что во время занятий и игр развивается мелкая моторика, дети активно познают мир.

Навыки самообслуживания

На первый взгляд кажется, что с развитием мелкой моторики навыки самообслуживания никак не связаны, но на самом деле они находятся в тесной взаимосвязи. Когда малыш учится застёгивать пуговицы и липучки, когда шнурует обуви, застёгивает замки, его пальчики развиваются, а их действия становятся более скоординированными.

А всё это помогает воздействовать на мозговые центры, которые расположены рядом с речевыми.

Когда ребёнку 2-3 года

Как только малыш начинает подрастать, ему стоит предлагать более сложные задания, направленные на развитие не только моторики, но и творческого воображения:

  1. Пальчиковые краски предназначены для рисования, когда у ребёнка ещё не очень развита кисть. Она ещё не такая подвижная, как у детей постарше. Поэтому пальчиковые краски – начальный этап для выполнения творческих заданий. Стоят такие краски довольно дорого. Поэтому их можно сделать самостоятельно. Для приготовления берётся подсолнечное масло и крахмал или мука для загустения. В роли красящего вещества берутся пищевые красители. Всё, готовы безопасные пальчиковые краски, которыми можно и нужно много рисовать. После этого следует перейти от красок к восковым мелкам и фломастерам. Для нажатия не надо много силы. Поэтому 2-летний малыш смоет рисовать без сильного нажатия. Когда он научится этому, моно переходить к рисованию обычными цветными карандашами. Не стоит забывать и о ручке. Чтобы ей написать, надо с определённой силой нажать на неё. Это отличное упражнение, которое пригодится, когда малыш пойдёт в школу.
  2. Для начала можно просто научиться рвать бумагу на мелкие кусочки. Подойдут бумажные салфетки. Как только станет понятно, что данное задание для ребёнка слишком простое, можно идти дальше. Можно начинать учиться вырезать из бумаги интересные фигурки и составлять аппликацию. Чтобы ребёнку хотелось заниматься, можно сказать, что это подарок для бабушки или дедушки. Обычно это стимулирует, и малыш старается сделать аппликацию аккуратно и не спеша. Когда ребёнку исполнится 5-6 лет, можно предложить ему сделать оригами. Это один из самых сложных видов работы с бумагой, но вместе с тем очень интересный.
  3. Игра в пальчиковый театр – это ещё один вид тренировки мелкой моторики. Дети учатся контролировать свои движения, а также развивается речь при выполнении данного упражнения.

Более сложные упражнения

Когда взрослые увидят, что их малыш быстро справляется с ранее перечисленными заданиями, можно приступать к более сложным.

Мелкая моторика со спичками

К ним относятся:

  1. Задания, связанные со спичками и счётными палочками. Их надо переставлять из коробочки в стаканчик и наоборот. Также можно строить домик, класть палочки на нарисованные линии. Задание можно усложнить, предложив собрать палочки или спички только средними пальцами обеих рук.
  2. Пазлы – это одно из продвинутых упражнений на развитие мелкой моторики. Для маленького годовалого ребёнка пазлы должны состоять из 2 частей. В 2-3 года дети уже должны складывать пазлы, где 4-6 составляющих. По мере того, как будет взрослеть ребёнок, ему надо предлагать пазлы из большего количества частей. 
  3. Мозаика – ещё одно упражнение, способствующее развитию воображения, творческого мышления и мелкой моторики. Ничего страшного, если сразу малыш не сможет собирать мозаику так, как надо, если не будут получаться узоры. Полезно просто вставлять мелкие детали в нужные ячейки.

Для проведения занятий и упражнений не нужны затраты. Достаточно проявить терпение и придумать для ребёнка разнообразные задания, чтобы развивалась мелкая моторика, а вместе с ней и речь малыша.

Советы родителям

Чтобы все игры и упражнения были эффективны, необходимо следовать некоторым правилам и прислушаться к советам:

  1. Малышу должны быть интересны занятия. Если этого не будет, то и результата придётся ждать дольше. Всегда успех бывает там, где занятия проходят в радостной атмосфере.
  2. Взрослые должны включаться в игру, быть вместе со своим крохой, а не выступать в роли наблюдателя. Только совместное творчество всегда успешно и эффективно.
  3. Детям очень важна похвала со стороны родителей. Поэтому добрых слов за хорошо выполненное упражнение жалеть не стоит. Они окупятся сразу, как только малыш выполнит очередное задание. Если постоянно выступать в роди строго критика, то очень скоро интерес к занятиям пропадёт.
  4. Занятия должны быть не слишком длинные. Тогда они дадут больший эффект.
  5. Игрушки, которые используются для занятий, надо держать вне поля зрения малыша и показывать их только во время занятия. В противном случае интерес к ним быстро пропадёт, и ребёнку не захочется заниматься.
  6. Только при регулярных занятиях может быть получен результат. Если заниматься время от времени, то это будет занимательная игра, но никак не развитие.
  7. Занятия строятся по принципу – от простого к сложному. Тогда дети будут постепенно идти вперёд в своём развитии. Слишком сложные упражнения в начале пути могут испугать малыша. Он должен понимать, что всё получается. Тогда хочется двигаться вперёд.

Если выполнять данные советы, то уже очень скоро родители заметят: движения у малыша стали более уверенными, скоординированными и акцентированными.

Если развитие мелкой моторики происходит медленно

Каждый ребёнок – это целый мир, и развитие происходит индивидуально. Иногда родители обеспокоены тем, что их малыш развивается немного медленнее. Что предпринимать? Специалисты говорят, что здесь важны терпение и вера в собственного ребёнка.

Мелкая моторика

Надо и дальше выполнять все задания, упражнения. Ни в коем случае не стоит сравнивать успех своего малыша с умениями других детей. Пройдёт время – и результат будет виден. Если же что-то настораживает взрослых, то надо обратиться к специалистам.

Терпение родителей и их любовь к ребёнку помогут преодолеть все трудности. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх