Развивающиеся игры для детей помогают развивать память, логику, внимание, воображение и другие мыслительные процессы. Поэтому начинать надо с раннего возраста. Уже в год ребёнок способен выполнять простые задания, которые он будет воспринимать как увлекательную игру.
Развивающие игры для детей от года до полутора лет
Игра «Я сам»
В этом возрасте малыш многое уже может сделать самостоятельно. Надо только предоставить ему такую возможность. Пусть ребёнок старается сам одеваться, самостоятельно снимает одежду, сам ест. В этом случае в мозгу происходит формирование нейронных связей, благодаря чему идёт активное развитие малыша, формируется его личность.
Только самостоятельные действия помогают развиваться и взрослеть. Очень часто родители спешат помочь крохе во всём, но этим они только замедляют процессы развития. Чем быстрее ребёнок начнёт всё делать сам, тем быстрее он станет самостоятельным.
Весёлый массаж
Массаж должен превратиться в развивающее и увлекательное занятие. Для этого надо не просто массажировать определённые части тела малыша, а делать это лучше под декламирование весёлого стихотворения. Всем известен стишок, который начинается словами «Рельсы, рельсы…».
Во время чтения взрослый производит те действия, которые описаны в стихотворении. Устанавливается тесная связь меду мамой и малышом, поднимается настроение. Кроме того, масса незаменим для физического развития крохи.
Рисование пальчиковыми красками
Начинать творческие занятия необходимо вместе с малышом, направляя его руку. Не стоит думать, что всё пройдёт гладко. Следует запастись терпением, потому что маленькие дети непоседливые. Всё вокруг будет в краске, если заранее не подготовить рабочее место. Лучше сразу застелить клеёнку, приготовить салфетки, чтобы малыш оставался максимально чистым.
Ребёнку при создании шедевров нужна поддержка со стороны родителей. Так что не стоит жалеть добрых слов и одобрения – и малыш будет стараться за троих. Рисование пальчиковыми красками будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Лепка
Некоторые родители считают, что годовалый малыш ещё не смоет обращаться с пластилином как следует. В этих словах есть доля истины. Поделки ещё не получатся, но само занятие с пластилином или с тестом помогут развить мелкую моторику, которая тесно связана с речью малыша.
Для начала можно просто налепить маленькие шарики и попросить малыша надавить на них, чтобы они стали плоскими. Можно пофантазировать и предложить слепить корм для собачки или котика. Придумывать можно безгранично. Задача – расплюснуть пластилин без труда.
Как только это будет получаться правильно, можно переходить к следующему этапу. Надо показать детям, какие картины могут получиться, если пластилин размазать в разные стороны. После этого можно приступать к более сложным заданиям.
Книги с красочными иллюстрациями
Крохе интересны яркие книги, где у животных двигаются глаза или предметы имеют объём. Во-первых, таким образом можно занять малыша и привлечь его внимание на продолжительное время. Во-вторых, чтение – это не просто занятие, а игра.
Каждую сказку или стихотворение можно сопровождать действиями, которые будут интересны малышу. В современных изданиях, кроме текстов, предусмотрены развивающие упражнения, задания, которые будут интересны ребёнку.
Кубики, сортеры, пирамидки
Когда малыш занимается с кубиками или пирамидками, родителям кажется, что ничего сложного в этом нет. В этот момент мозг активно работает и ищет нужное отверстие для предмета, который надо поместить в сортер.
Мыльные пузыри, трубочки и воздушные шарики
Умение дуть необходимо для того, чтобы потом начать говорить. Поэтому начинать надо с трубочек, а потом можно приступать к надуванию шариков. Мыльные пузыри надувать гораздо сложнее. С этим малыш справится, когда немного подрастёт.
Цветные наклейки
Игра с наклейками помогает формированию мелкой моторики. Наклейки могут быть самыми разными. Их необходимо сначала захватить пальчиками, оторвать, а потом уже приклеить. Наклейки можно сортировать по цветам или размеру, чтобы усложнить задание. Правда, делается это в том случае, если малыш понимает, что от него требуют.
Мозаика
Полезная и увлекательная игра, но в то же время опасная для такой крохи. Если взрослый решил позаниматься с ребёнком складыванием мозаики, то это надо делать вместе, чтобы она не оказалась во рту. Для крох предусмотрена большие элементы мозаики, которая не представляет собой опасности.
Рыболов
Игра в рыболова поможет координировать свои действия. В магазинных играх на удочке закреплён специальный магнит, которым надо захватить рыбку.
Пазлы
Кроха уже может собрать пазлы, состоящие из двух частей. Изображения должны быть хорошо знакомы ребёнку. Например, можно сложить овощи или фрукты. Для полуторогодовалых малышей подойдут пазлы, состоящие из двух частей, которые надо соединить между собой.
Сито
Ещё одна игра, помогающая развить и моторику, и координацию. Малышу предлагается ёмкость с водой, где плавают крышки от бутылок. Их надо выловить при помощи сита, а затем переложить в сухую ёмкость.
Щипцы
Работа со щипцами заключается в том, чтобы малыш брал при помощи щипцов небольшие предметы, например, камешки. Это учит щипковому захвату, который необходим для развития мелкой моторики.
Прищепки
Ещё одна бюджетная игра, но способствующая развитию мелкой моторики и координации. Всё, что надо, цеплять прищепки на картон, а потом снимать их.
Крупа
Обычная крупа может стать палочкой-выручалочкой, которая будет способствовать развитию. Надо только спрятать в глубокую ёмкость маленький предмет, а потом засыпать его крупой. Затем малыш должен найти предмет, а для этого ему придётся пересыпать крупу.
Нарезание фруктов и овощей
В этом возрасте дети уже могут резать игрушечным ножом фрукты или овощи, тем самым развивая точность движений и моторику.
Игра на музыкальных инструментах
Способствует всестороннему развитию игра на музыкальных инструментах. Надо устраивать минутки музыки, когда малыш и взрослый будут вместе стучать в барабан или играть на дудочке.
Игра с куклами
Когда ребёнок заботится о кукле: имитирует кормление или расчёсывает, он учится заботиться о ком-то. Это развивает в нём доброту, без которой в будущей жизни просто нельзя.
И совсем нет ничего страшного, когда в куклы играет мальчик. Как утверждают специалисты, дети в возрасте до 3 лет ещё не проводят чёткую границу между мальчиками и девочками.
Танцевальные движения с называнием частей тела
Под весёлую музыку надо двигаться вместе с ребёнком и давать ему посильные задания. Например, можно предложить подвигать ножками, а потом ручками, наклонить голову, а потом попрыгать. Малыш будет знать части тела, а также научиться быть внимательным.
Бизиборд
Все дети любят играть с бизибордом. Он представляет собой целый игровой центр, где размещены многие предметы, которые обычно нельзя трогать. Это и замки, и розетки, и выключатели, и много других интересных вещей. Надо каждый день знакомить ребёнка с содержимым бизиборда и учить играть с размещёнными на нём предметами.
Обычно ребёнок выбирает один или два предмета, с которыми играет на протяжении нескольких дней. Родителям надо вводить в игру и другие предметы, чтобы расширять представление об окружающем мире.
Игра на музыкальных инструментах
Музыкальные игры помогают развить не только музыкальный слух. Они способствуют развитию дыхательной системы, координируют действия малыша, развивают внимание, приучают с самого детства к прекрасному.
Игра «Ласковый малыш»
Дети копируют поведение взрослых. Если мама возьмёт куклу и покачает её на руках, приговаривая ласковые слова, то уже очень скоро ребёнок повторит её действия. Он будет добрым, ласковым и заботливым.
Игра в козу рогатую
Наверняка, родители играют с малышом в козу рогатую, когда рассказывают стишок и показывают соответствующие действия. А теперь надо поменяться местами с малышом. Пусть он повторяет всё то, что сказано в стишке. Ему надо показать козу, потопать ножками и похлопать глазами.
Игра способствует развитию мыслительных процессов, а также учит ребёнка координировать свои действия.
Ку-ку
В настоящие прятки полуторогодовалый малыш ещё не сможет поиграть. Поэтому надо поступить немного иначе. Можно закрыть личико руками самого малыша, а потом отнять их, сказав «ку-ку». Точно так можно играть с куклой, пряча её под одеялом. Можно спрятаться самому под покрывало, а потом показаться малышу.
Дети принимают такую игру на «ура» и становятся активными участниками развлечения. Одновременно с увлекательным занятием происходит развитие ассоциативного мышления. Вдобавок ко всему, игра поднимет настроение и взрослому, и ребёнку.
Пение тоненьким голоском
Специалисты заметили, что ребёнок лучше воспринимает слова, сказанные фальцетом. Надо научиться петь тоненьким голоском какую-нибудь песенку. Это поможет ему понять важность речи. Малыш сразу начнёт прислушиваться к тому, что поёт взрослый. Игра развивает внимание, а также помогает понять, для чего нужны слова.
Игра «Ням-ням»
Даже процесс приёма пищи надо превратить в увлекательную игру. Ребёнок будет не просто есть кашку, а слушать мелодичную песенку:
Будем кушать ням-ням
Кашку-кашку ням-ням,
Вкусную-превкусную
Сытную-полезную.
Ням-ням, ням-ням.
На первый взгляд покажется, что это просто слова. В реальности приятный голос мамы будет способствовать развитию мозга малыша, который постоянно будет подобные слушать песенки. Их можно придумывать на ходу и сопровождать ими любые действия.
Кто говорит
В эту игру можно играть постоянно, как только раздадутся какие-то звуки. Например, услышав, что за окном промчалась машина, взрослый должен заострить на этом внимание, спросив, кто это сделал. Затем на улице надо обращать внимание на то, как «говорят» котики или собачки.
Звуки малыша привлекают, взрослые должны объяснять, кто производит эти звуки. Будет происходить развитие слуха, а также расширится кругозор.
Заводные игрушки
В этом возрасте малышу интересны все заводные игрушки. Они пробуждают интерес к тому, какие движения совершает игрушка. Интересно ребёнку привести игрушку в действие самостоятельно. Надо попросить его самого завести механизм. Если малыш не понимает, как это делать, то позже научиться и будет сам заставлять игрушки двигаться.
Игра с ложкой
Обычная ложка может помочь в развитии мелкой моторики. Для этого необходимо научить малыша доставать ложкой из чашки ягодки.
Развивающие игры для детей от полутора до двух лет
Игры-заместители
В такие игры любили играть сами взрослые, когда были маленькими. Всё, что надо, проговаривать, какой предмет что замещает. Например, кубик – это стул, где сидит Мишка, а два кубика – это стол. Играть и замещать можно всё, о чём договорились взрослые и дети.
Игры-заместители учат детей нестандартно мыслить, ведь малыш обычно замещает один предмет другим по похожим свойствам. Чем чаще малыш будет играть в подобные игры, тем больше он будет тренировать своё мышление.
Сенсорные игры
Построены на том, чтобы малыш как можно больше воспринимал органами чувств и тренировал их. Например, для тренировки зрительного анализатора, малышу предлагаются предметы, которые он должен запомнить. Затем он закрывает глаза и говорит, что лежало на столе.
Слух тренирует умение различать звуки. Например, взрослый стучит мячом, а ребёнок должен угадать, что это за звук. В этой игре можно угадывать разные звуки, которые издают предметы при нажатии на них.
Осязание развивается в то время, когда ребёнок трогает предметы, которые находятся в пакете, но не видит их. Он должен назвать данные предметы, а затем убедиться в правильности своих ответов, вынув их из пакета.
Можно сделать самую настоящую сенсорную площадку, а потом давать малышу трогать всё, что находится на ней. Изготавливается она из природного материала. Шишки, каштаны, жёлуди, мох, сухие цветы, листья, веточки, камешки – всё имеет разную фактуру. Трогать руками данные предметы очень полезно для развития мелкой моторики.
К сенсорным играм относятся и игры с разным цветом. Когда ребёнок начнёт различать цвета, станет понятно, что активно происходит сенсорное развитие. Этому способствует рисование красками и другие игры на отличие цветов.
Пальчиковые игры
Игры с пальчиками очень важны для развития речи. Их надо проводить уже с годовалым малышом. Чтобы было интереснее, надо говорить считалки или специальные четверостишья для игр. Это способствует развитию мелкой моторики.
Манипулятивные игры
Дети постоянно манипулируют разными предметами, переставляют и складывают.
Для игры подойдут самые обычные предметы, которые будут способствовать развитию. Например:
- Обычную туалетную бумагу надо порвать на мелкие части. Поначалу сделать это трудно, так как нужно уметь брать бумагу двумя пальчиками, но постепенно всё получится.
- Игра с солёным тестом будет постоянно стимулировать движения пальчиков.
- Клубки ниток, которые надо постоянно разматывать, а потом делать из них клубки.
- Войлок, который надо будет превратить в маленькие шарики.
- Маленькие ленточки или шнуры помогут научиться скручивать клубки или трубочки. Сюда же относятся и игры, когда надо нанизать одни предметы на шнурок.
- Сыпучие материалы помогают снять спазмы мышц, а также хорошо снимают эмоциональное напряжение. Это может быть что угодно, например, песок, мелкие камушки или крупа.
- Лепные предметы, такие как тесто, глина и пластилин. К двум годам малыши уже умеют лепить кружки и колбаски.
- Магнитная рыбалка способствует развитию координации движений.
- Мелкие предметы, выложенные по образцу, также развивают мелкую моторику, мышление и воображение. Правда, играть надо вместе с детьми, чтобы они не взяли мелкий предмет в рот.
- Матрёшка – интересная игрушка для малыша, так как её надо разобрать и собрать. Всё это помогает развивать мелкую моторику, а также развивает сообразительность.
Речевые игры
Речевые игры – это прибаутки, потешки, чистоговорки, говорушки и скороговорки, которые сопровождаются активными действиями. Это своего рода речевой тренажёр, который способствует развитию речи. Можно брать готовые шутки – прибаутки, а можно придумывать их самим. Главное – это повторы, которые должны в них присутствовать.
Дидактические игры
В этом возрасте обучать ребёнка будет любая игра, которая соответствует его способностям.
Сегодня разработано большое количество игр для развития малышей, но моно придумывать игры и с обычными предметами. Например:
- «Подружи предметы» – это игра, когда малышу предлагается разобрать предметы по подходящим парам. Это зеркало и расчёска, ложка и вилка, щётка и зубная паста и так далее. Дети учатся находить взаимосвязь между предметами.
- В игре «Найди лишнее» ребёнку надо убрать лишний предмет. Из ряда ложка, вилка, ножик и носок, он должен убрать носок. Из ряда шапка, майка, носки, чашка надо убрать чашку.
- Игры с крышками от бутылок, которые надо разложить в определённом порядке, также научат находить закономерности, что способствует развитию мышления.
Развивающие игры от двух до трёх лет
Ролевое разыгрывание сказок
Ребёнку понравится игра, когда он вместе с родителями должен разыграть известную сказку. Это можно сделать при помощи специальных деревянных наборов, а можно самим изобразить героев.
Банки с крышками
Баночки должны быть разными, соответственно и крышки к ним будут отличаться по размеру. Надо дать задание подобрать к каждой банке подходящую крышку. Ребёнок будет учиться соотносить предметы по форме. Кроме того, данная игра развивает внимание и мелкую моторику.
Игра «Волшебный фонарик»
Надо залезть с ребёнком под покрывало, а потом освещать предметы по очереди, при этом называя их. Можно придумать игру, представив, что сейчас вы кого-то ищите. Во время игры ребёнок фантазирует, что помогает развить воображение, а также развиваются навыки исследовательской деятельности.
Игра «Волшебный поезд»
Для игры потребуется несколько коробок. Их необходимо соединить между собой, представив, что это вагоны. А теперь в них надо рассадить пассажиров. Ребёнок получает задание. Оно может быть разным.
Например, в первый вагон надо посадить все звенящие и пищащие игрушки, во второй- кубики, в третий – пирамидки и так далее. Здесь взрослый может придумывать свои задания, а малыш их выполняет.
Игра «Рамки и вкладыши»
Интересная и развивающая игра, которая состоит из рамок и небольших фигурок. Надо вкладыши разложить в рамки. Можно потрогать все фигурки, которые он должен сложить в коробку.
Затем задание усложняется. Малышу надо соотнести нужные фигурки и рамки, что развивает и моторику, и целостное восприятие, и координацию.
Игра «Барабанщик»
Чувство ритма помогает развить игра на барабане. Для этого подойдут деревянные палочки или ложки. Ими можно стучать по тазу или по полу. Затем можно предложить повторить определённый ритм.
Игра «Наши ножки»
Развить координацию движений поможет игра «Наши ножки». Надо снять обувь и приставить ноги малыша к своим ногам. Затем взрослый даёт команду, например, «развести ноги в стороны», а малыш должен выполнить команду одновременно с мамой или папой.
Игра «Волшебная коробка»
В коробке лежат игрушки, которые надо доставать и описывать их. Сначала это делает взрослый, а потом повторяет ребёнок. Для первого раза достаточно поместить в коробку всего 2 или 3 игрушки, потом их количество можно увеличить.
Игра «Самодельные игрушки»
Малышу интересно играть с самодельными игрушками, которые сделали взрослые. Для них подойдёт обычная пластиковая бутылка, куда насыпана разная крупа. Ребёнку будет интересно слушать звук, который получается, когда бутылка наклоняется в разные стороны.
Затем содержимое бутылок надо пересыпать в миску. Пусть малыш трогает то, что насыпано. Так он познаёт мир, у него пробуждается любознательность и желание исследовать мир.
Игра «Пшённая подушечка»
Маленькую пшённую подушечку можно сшить самому, а потом положить ребёнку на голову и попросить пройти несколько метров. Задача – идти так, чтобы подушечка не упала, а осталась на голове. Так малыш научится сохранять равновесие при ходьбе, а также будет координировать свои действия.
Игра «Маленькая лошадка»
Развить двигательную активность помогает данное упражнение. Ребёнок не просто сидит на лошадке и изображает лошадку, а выполняет команды, которые ему говорит взрослый. Потом надо отдохнуть, чтобы продолжить интересную игру.
Игра «Удивительный волчок»
Вестибулярный аппарат развивает самый обычный волчок, который крутится. Малыш пробует под контролем взрослого вертеться точно так. Долго кружиться не стоит, чтобы у малыша не закружилась голова.
Игра «Воображаемый лабиринт»
Лабиринт рисуется на асфальте, а дети должны ходить так, чтобы не наступить на линию. Как только наступил, надо начать с самого начала. Это отличное упражнение, чтобы развить координацию движений.
Игра «Лево и право»
По утверждению специалистов, чем раньше малыш будет отличать право и лево, тем быстрее формируются полушария мозга. Если ребёнку трудно определить, где у него правая и левая нога, вполне вероятны проблемы с письменной речью в школе.
Поэтому такие игры надо проводить ежедневно, чтобы отточить умение различать правую ногу и руку от левой. Тренироваться можно и на улице. Показав на поворот, можно спросить, в какую сторону вы сейчас пойдёте, а ребёнок должен ответить.
Игра «Воображаемый поход»
Взрослый предлагает пойти в поход понарошку. Для этого ребёнок должен перечислить, что он возьмёт с собой. Если малыш ещё не знает значение данного слова, моно сказать, что вам предстоит поездка к бабушке. Пусть он перечислит всё, что надо. Такая игра развивает речь и кругозор.
Игра в мячик
Мало того, что игра с мячом всегда поднимает настроение, она развивает оба полушария мозга. Также происходит развитие крупной и мелкой моторики. Игры с мячом можно перечислять до бесконечности. Все они будут интересны и полезны. Важно не только катать мяч. Его надо подбрасывать вверх, передавать из рук в руки.
Игра «Стрекоза»
Весёлая игра помогает развить вестибулярный аппарат ребёнка, что очень важно делать в раннем возрасте. Это в дальнейшем поможет ему при выполнении физических упражнений и занятий спортом.
В игре «Стрекоза» в роли маленькой стрекозки выступает малыш, а взрослый носит ребёнка на плече или вертит по кругу.
Игра «Привет на иностранном языке»
В возрасте от двух до трёх лет дети быстро усваивают иностранные языки. Стоит сказать ребёнку, как звучит слово «здравствуйте» на разных языках, как он всё быстро усвоит и уже скоро повторит всё то, что ему сказали. Затем можно сказать новое слово.
Будет развиваться артикуляционный аппарат, что необходимо делать в возрасте 2-3 лет. Кроме того, изучение иностранных языков в таком возрасте помогает развитию всех мыслительных процессов, в первую очередь памяти.
Игра «Посмотри на себя!»
Игра развивает наблюдательность, внимание и речь. Взрослый предлагает подпрыгнуть, если на ребёнке надето платьице, наклониться, если он в туфлях. Задания можно придумывать ещё и ещё, а малыш должен их выполнить. Затем можно поменяться местами. Пусть ребёнок попробует придумать задание для мамы или папы.
Игра «Придумывание сказок»
Дети очень любят подобные игры, так как они побуждают фантазировать и придумывать. Для малышей это любимое занятие. Можно придумывать сказки с любыми предметами. Взрослые удивятся тому, как их ребёнок умеет фантазировать и сочинять.
Например, можно сказать, что сейчас вы вместе расскажете сказку о красном яблочке. Дети способны выдать такое, о чём взрослые даже и не догадались бы.
Игры на умение классифицировать
Если до 2 лет классификация была простая. Ребёнку предлагалось разложить предметы по цветам или форме. Сейчас классификация усложняется. Теперь ребёнок должен найти и показать большой жёлтый кружок, а затем маленький синий в правом нижнем углу. Сюда же относятся игры с сортерами, которые дети уже освоили.
Рисование по трафарету
Рисование карандашами и кисточками малыш уже освоил, можно приступать к трафаретам. Надо закрасить место, вырезанное в трафарете, а потом посмотреть, что получилось. Дети учатся действовать аккуратно, не выходя за линии.
Раскрашивание
В этом возрасте малыш уже может разукрасить определённый рисунок, не выходя за линии. Эти задания помогают не только развивать творческие способности, но и усидчивость, внимание и мелкую моторику.
Аппликация
Ещё один вид творчества, который очень нравится детям. Аппликации могут быть не только из цветной бумаги, но и из комканной. Кроме того, надо научить малыша делать аппликации крупой, а также делать аппликации на тесте. Если на него надавить фасолью или формочками, то получатся интересные фигурки.
Моделирование
Если сначала аппликация состоит из одного элемента, то моделирование представляет собой более сложное задание. Например, малышу надо сделать домик. Для этого ему предстоит вырезать крышу, окно и сам дом.
Также можно строить домики из конструктора. Сначала помогает взрослый, а потом малыш всё делает самостоятельно. Сюда относится и конструктор типа «Лего», когда малыш сам не знает, что у него получится. Такое моделирование называют спонтанным, но оно помогает развить фантазию и воображение.
Просьбы шёпотом
Надо иногда вместо того, чтобы озвучивать просьбы в полный голос, произносить их шёпотом. Так малыш станет более внимательным, начнёт прислушиваться к тому, что говорят. Игра способствует формированию слухового анализатора.
Ролевые игры
К 3 годам ребёнок с удовольствием играет в ролевые игры. Например, это может быть доктор и пациент, продавец и покупатель, парикмахер и клиент. Можно предложить сделать причёску кукле, послушать маму или поиграть в магазин. Как правило, малыши справляются со своей ролью отлично, так как у них уже есть опыт в посещении магазина или доктора с мамой.
Игры можно покупать или придумывать, но самое главное – это любовь к своему ребёнку и совместное проведение времени. Это и станет залогом успешного развития маленьких детей.