Как развить любовь детей к природе

Как развить любовь детей к природе

Человек и природа неразрывно связаны. Поэтому с самого детства надо прививать любовь детей к природе и ко всему неотделимым от природы. Как можно привить малышу вечные ценности?

Личный пример

Ничто так не воспитывает, как личный пример родителей. Когда кроха видит, что мама или папа встают на защиту животных, не рвут цветы, то это будет лучшим примером. Детям свойственно копировать поведение родителей.

Малыши подражают матери и отцу, которые для них пока ещё остаются неоспоримым авторитетом. Став взрослыми, дети, видевшие положительный пример родителей, будут бережно относиться к природе и ценить её богатства.

Рассказ о величии нашей планеты

Надо дать понять ребёнку, что наша планета величественна и огромна. И человек выступает не только в роли хозяина, который всё может и всё умеет, но и в роли временного гостя, который должен оставить после себя только хорошие воспоминания.

Можно сравнить наше пребывание на планете Земля с приездом в гости. Разве мы станем мусорить и неуважительно относиться к хозяевам, которые проявили к нам своё гостеприимство?

Забота о домашнем питомце

Когда дети заботятся о четвероногом друге, они становятся спокойнее и добрее. Малыши воспринимают домашнего питомца как члена семьи, не отделяя людей от животных. Им и в голову не придёт, что его можно чем-то обидеть.

Забота о домашнем питомце

Кроме того, став взрослыми, люди помнят своих четвероногих друзей и рассказывают о них своим детям.

Совместная забота

Надо не просто показать ребёнку, что о братьях меньших надо заботиться. Лучше всего сделать это вместе. Замечательно, когда дома есть животное, о котором надо заботиться. Если его нет, то можно проявлять заботу о бездомных собаках или котах. Также можно смастерить кормушку, чтобы малыш кормил птичек.

Сделать кормушку очень просто. Она не обязательно должна быть деревянной. Подойдёт обычная пластиковая бутылка, где можно проделать отверстие для птиц. Чтобы малышу было интересно, можно раскрасить кормушку гуашью.

Целую зиму взрослые вместе с малышами будут заботиться о птицах, кормить их. Это один из самых лучших способов показать, как надо относиться к окружающему миру, проявляя конкретную заботу о живых существах.

Через заботу о животных ребёнок поймёт, что вся живая природа требует того же. Это сформирует ответственность за свои действия и научит быть добрым и внимательным не только к природе, но и к людям.

Объяснение как важна любовь детей к природе

Детям необходимо всё объяснять, показывать и рассказывать. Может показаться, что ребёнок не реагирует на разговор, но на самом деле он всё слышит и понимает. Совсем маленькие дети должны понимать, что жучок или паучок – это часть природы, и у него есть право на жизнь, так как он живое существо, такое же, как и мы.

Когда малыш срывает цветы, ему надо дать понять, что лучше любоваться растениями, когда они цветут и радуют глаз. Стоит их сорвать – и через некоторое время они увянут.

В результате бесед малыш должен усвоить следующее:

  1. Животные и растения – это живые существа, которые нуждаются в бережном отношении и защите.
  2. Между животными и растениями существует тесная взаимосвязь. Они не могут быть друг без друга и приносить пользу.
  3. Когда исчезает какой-то вид растений или животных, нарушается вся экосистема на планете.

Чтение книг

Первые книги, которые читают родители крохе, это книги о природе. Когда мама или папа показывает иллюстрации с изображением зверей, насекомых и птиц, у малыша складывается представление о животных как о части этого мира. Ему и в голову не придёт, что можно обидеть живое существо или принести ему вред.

Как только малыш начнёт подрастать, необходимо читать ему произведения Маминого-Сибиряка, Чарушина, Ушинского и Бианки. В книгах этих авторов показаны красочные и правдивые описания природы, смен пор года, жизнь лесных обитателей.

Кроме того, читать нужно и энциклопедические справочники. Сегодня мини-энциклопедии есть для любого возраста. Из них можно узнать, как устроена Вселенная? Почему идёт дождь или снег? Кто живёт на суше, а кто – в воде?

Просмотр мультфильмов и телепередач

Перед просмотром любимых мультиков можно поставить проблемный вопрос. Например, кому помог главный герой? Почему он это сделал? Правильно ли он поступил. Дети научатся не смотреть мультфильмы просто так, а будут рассуждать и вдумываться в содержание увиденного.

Выращивание растения

Малыш должен о ком-то или о чём-то заботиться. Например, это может быть комнатное растение, которое надо поливать и оберегать его. Как только цветок распустится, надо дать понять ребёнку, что таким образом растение показывает свою благодарность, говорит «спасибо» за проявленную о нём заботу.

Выращивание растения с ребенком

Если есть дачный участок, то ребёнку можно выделить отдельную грядку, где он сам будет выращивать урожай, заботиться о поливе и прополке. Это поможет вырастить хозяина, а не потребителя.

Поездки на природу

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так что надо использовать любую возможность, чтобы малыш смог увидеть, как прекрасен этот мир. Можно погулять по берегу реки, лугу или лесу и понаблюдать за растениями и насекомыми. В этот момент малыш готов воспринять информацию о пользе всего растущего и живущего на Земле.

Красоту окружающего мира надо учиться замечать при любой погоде в любую пору года. Гуляя, можно рассмотреть цветы, травы, вдохнуть их прекрасный аромат, увидеть красоту порхающих бабочек, услышать пение птиц. Дети должны понять, что лес – это дом для растений и животных.

Помимо прогулок и любования окружающими красотами надо учить малыша правильно вести себя во время отдыха на природе. Необходимо обращать внимание на то, как надо себя вести, а как – ни в коем случае нельзя.

Ребёнок должен знать, что весь мусор должен быть убран после отдыха, так как он приносит непоправимый вред природе, как и костры, разложенные в неустановленных местах. Лучше всего, если родители и дети сделают вместе доброе дело, например, уберут мусор.

Возможно, у малыша появятся вопросы, на которые надо отвечать. Нельзя отнекиваться и ссылаться на занятость, чтобы не отбить охоту интересоваться всем, что находится вокруг.

Желательно сделать поездки на природу регулярными. В детстве важно заложить желание бывать на природе, где ребёнок сможет понять: о всём живом надо заботиться.

Поездки на природу могут стать своеобразными экоуроками, которые будут усваиваться лучше в том случае, если проходят увлекательно и интересно.

Субботники

После объяснения правил поведения лучше всего устроить субботник, чтобы показать, как можно помочь природе. Трудовая деятельность сближает детей и родителей, а также делает их ближе к природе. Малыш не сможет выполнить тот объём работы, который под силу взрослому, но убрать прошлогоднюю листву вполне сможет.

Важно организовать работу так, чтобы она не стала скучным занятием, которое ребёнок воспримет как что-то «обязательное». Субботник должен стать увлекательным занятием, нужным и полезным.

Экосистема во дворе

Если нет возможности часто выезжать на природу, в собственном дворе тоже можно познавать окружающий мир, изучать природу и явления. Для малыша интересно всё: и деревья, и цветы, и муравьи, и птицы. Можно изготовить вертушку, и при помощи самодельного флюгера следить за направлением ветра.

Дети с интересом наблюдают за муравьями, причём могут это делать долго. Не надо мешать крохе. Лучше в этот момент рассказать ему интересные факты из жизни муравьёв. Познание мира происходит на каждом метре собственного двора. Надо только проявить терпение и фантазию, проявить воображение.

Бережное отношение к природным ресурсам

Надо объяснять, что бережное отношение к воде – это тоже забота о природе. Ресурсы планеты Земля не безграничны, и мы должны их беречь. Это же относится и к бережному отношению к электроэнергии. 

Конкурсы на тему экологических проблем

Такие конкурсы и олимпиады устраиваются по всей стране. Надо идти в ногу со временем и принимать участие в данных мероприятиях. Этим самым можно показать детям, что нельзя оставаться равнодушным к проблемам экологии.

Детский рисунок о природе

Пусть ребёнок изобразит на рисунке своего питомца или сочинит стихотворение о природе, сделает поделку из отходов или примет участие в акции. Главное – это не оставаться равнодушным.

Игра «что будет, если…?»

Обычно дети задают вопросы взрослым, но можно сделать всё наоборот. Получится своеобразная игра.

Вопросы могут быть примерно такие: 

  • Что случится, если закончится вода?
  • Если вырубят все леса, как человек будет жить?
  • Если все люди на Новый год будут ставить только настоящие ели, что станет с ельниками?
  • Если не кормить зимой птичек, как они будут жить?
  • Что будет, если не убирать после себя мусор в лесу?

Важно, чтобы ребёнок понял важность беречь природу.

Ролевые игры

Дети любят играть и с удовольствием согласятся исполнить роль цветка или бабочки, которые согласились рассказать о своей жизни в лесу или на лугу.

Можно предложить пофантазировать и сказать слова от имени бабочки человеку. Чтобы сказала она, если бы умела говорить? О чём бы попросила? Когда ребёнок представил себя на месте живого существа, он не станет причинять вред ему.

Минимизировать производство мусора

Проявление любви к природе заключается и в умении минимизировать производство мусора. Для этого используются отдельные контейнеры. Малышу надо сказать, что таким образом вы помогаете природе, давая отходам вторую жизнь. Как показывает практика, уже в возрасте 3-4 лет ребёнок может вместе с вами сортировать мусор, помогая родителям.

Сортировка мусора

Для того, чтобы минимизировать образование мусора, необходимо использовать многоразовые контейнеры для бутербродов в школу. Вовсе не обязательно постоянно класть съестное в одноразовые пакеты. Малыш должен знать: чем будет меньше мусора на планете, тем она станет чище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх