Введение
Многих родителей волнует вопрос: как научить ребёнка читать в домашних условиях? Хочется, чтобы малыш пошёл в школу подготовленным и чтобы получал похвалы от учителя. Однако, начинать обучение чтению самостоятельно можно только тогда, когда ребёнок подготовлен. Об этом скажут некоторые признаки.
Психологическая готовность у ребенка к чтению наступает, если:
- Сын или дочь говорят не отдельными словами и словосочетаниями, а предложениями. Фразы строятся обдуманно и правильно. При этом дети понимают, что говорят, а не просто повторяют услышанное от взрослых.
- Малыш готов к овладению навыками чтения, если он умеет передавать своими словами то, что услышал. Также он способен рассказать, что с ним происходило.
- Сформировано умение слушать и не перебивать того, кто говорит.
- Ребёнок интересуется книгами, проявляет интерес, задаёт вопросы.
- Малыш научился различать звуки. Это значит, он понимает разницу в словах типа «дом» – «том», «бук» – «тук» и так далее. Педагоги в данном случае сказали бы, что у ребёнка развит фонематический слух.
- Ребёнок произносит отчётливо звуки, не допуская при произношении ошибок. Этот пункт очень важен, так как в случае, если малыш не выговаривает некоторые звуки, он будет путаться при обучении чтению, а впоследствии начнёт безграмотно писать.
- Сформировано понятие право и лево, верх и низ. Это необходимое условие успешного обучения. Малыш должен будет ориентироваться в книге и понимать, что ему говорит взрослый.
Если мать или отец видят, что психологическая готовность к обучению есть, то можно переходить непосредственно к действиям.
С чего начинать
Взрослым надо запомнить несколько простых правил, которые помогут в достижении успеха:
- Обучение чтению дошкольников должно проходить только в игровой форме. Если использовать метод принуждения, можно отбить всё желание читать. Тогда чтение превратиться в самое нелюбимое занятие. Играть можно не только дома. Буквы есть везде: на вывесках, витринах, киосках. Если обращать на них внимание, то чтение превратиться в занимательную и познавательную игру, которая обязательно понравится маленькому человечку.
- Родители должны понимать, что у малыша не всегда будет получаться делать так, как ему говорят. Поэтому запастись терпением придётся. Нельзя повышать голос или отпускать в адрес ребёнка не слишком приятные для него слова. У взрослых тоже не всегда всё получается с первого раза.
- Чтобы детям было интересно читать, родители должны подать пример. Давно доказано, что с охотой читают в тех семьях, где интерес к чтению есть у всей семьи.
- Обучение будет проходить более эффективно, если оно постепенное. Поэтому весь пройденный материал надо повторять.
- Похвала – мощный стимул, побуждающий ребёнка к активным действиям. Надо хвалить даже за незначительные успехи. Тогда процесс пойдёт гораздо быстрее.
- Некоторые родители любят сравнивать успехи своего ребёнка с успехами других детей, например, соседских. Делать этого нельзя. Обычно сравнение бывает не в пользу своего ребёнка, и у малыша развивается комплекс неполноценности. Если сравнивать успехи, то только своего крохи в разный период времени. Можно напомнить, что ещё месяц назад ребёнок знал только звуки, а уже складывает слоги.
- Последовательность – одно из главных составляющих успешного обучения чтению. Если учиться читать от случая к случаю, когда у родителей возникло желание, результата или не будет вовсе, или он придёт не слишком скоро. Чтение может стать своеобразным ритуалом и обязательно ежедневным.
- Нельзя ничего заставлять делать насильно. Если ребёнок не готов к обучению, не надо его заставлять. Придёт время – и он сам начнёт проявлять интерес.
Как научить ребёнка читать быстро по слогам
Чтобы родители смогли быстро научить ребёнка читать по слогам, следует прислушаться к некоторым советам.
Книга Н.Жуковой
Книга, подготовленная советским педагогом Надеждой Жуковой, является эффективным пособием для овладения навыков чтения по слогам. Ребёнок научится понимать, как буквы складываются в слоги, а затем слова. Уже из слов будут получаться предложения. В букваре, предложенном для обучения чтению Н.Жуковой, есть картинки. Несмотря на то, что их немного, малыш сможет переключать внимание.
Сначала гласные, а потом согласные
Открытые гласные запоминаются быстро и легко. Поэтому начинать надо именно с них. Как только малыш может без труда нараспев произносить гласные, следует переходить к изучению твёрдых согласных. Здесь важно указывать на правильное произношение. Дети должны произносить согласные правильно. Например, «эс», а не «сэ». После этого можно объяснить, что звуки бывают не только твёрдыми, но и мягкими. Когда пройден этот этап, можно переходить к изучению звонких и глухих, а затем шипящих и свистящих.
Повторение – мать учения
Мудрая пословица должна лежать в основе обучения чтению. Прежде чем начинать изучать что-то новое, обязательно необходимо повторить предыдущий материал. Тогда процесс обучения будет протекать последовательно и грамотно.
После звуков – слоги
Как только родители увидели, что малыш уже знает часть звуков, можно смело начинать складывать слоги. Что делать?
В игровой форме можно начать обучение слоговому чтению. Для этого необходимо сказать, что буквы дружат и спешат одна ко второй. Например, «п-п-па-а-а». Ребёнок сразу или немного позже поймёт, что произносить звуки надо слитно. Они дружат и не отделяются паузами.
От простого к сложному
Начинать надо с простого. Слоги, в которых всего две буквы, произносить гораздо легче. Поэтому берётся одна согласная, например, «н», а затем к ней добавляются все гласные. Так образуются слоги: на, но, ну, ни. Не надо спешить, если ребёнок не может понять, как две буквы образуют слог. Только после того, как он прошёл данный этап, можно двигаться дальше. Тогда и слоги более сложные будут даваться проще и быстрее.
Сложные слоги
Задания постепенно усложняются, и вместо слогов «на», «ни», «но» с ребёнком можно изучать слоги «ан», «ин», «он».
Простые слова
Простые слова, состоящие из двух слогов, можно начинать изучать, когда усвоены слоги. Конечно, самое первое слово «ма-ма», а затем идут и другие лёгкие для чтения слова.
Правильное произношение слогов и слов
Если ребёнок привык петь слоги, а затем и слова, необходимо, чтобы он правильно их произносить, но не петь. Распространённой ошибкой является то, что дети так привыкают петь, что не делают паузы. Поэтому надо приучать ребёнка делать паузу после каждого слова.
Какой возраст лучше
Не надо стремиться делать из малыша вундеркинда, чтобы потом хвастаться перед знакомыми, что он умеет читать в 3 года. Если у ребёнка 3-4 лет нет желания и интереса, заставлять не стоит. Конечно, бывают и исключения, когда трёхлетняя кроха начинает читать, но это единичные случаи.
Зато обучение чтению детей 5-6 лет даёт эффект, если всё делается постепенно и целенаправленно.
Не учёба, а игра
Обучение дошкольников чтению в игровой форме помогает быстро и правильно научить ребёнка читать по слогам. Сразу читать бегло не получится. Лучше двигаться медленнее и подтолкнуть малыша к самостоятельности. Тогда он сможет складывать из букв слоги, а затем и слова. После этого малыш поймёт, как образуются слова и предложения.
Ошибки, сделанные малышом, должны исправляться доброжелательным тоном. Родители не должны забывать, что они играют со своим ребёнком, а не проводят изнурительное занятие, когда нет права на ошибку.
Беглое чтение
Если ребёнок научился более-менее читать по слогам, можно переходить к обучению беглому чтению.
Сегодня для обучения чтению применяются разные методики, каждая из которых эффективна.
Методики, которые прошли проверку временем
Следующие методики позволяют за месяц-два научить ребёнка читать по слогам, а затем и бегло.
Буквари
Буквари начали использоваться при обучении чтению много лет назад, и это дало свой положительный результат. Правда, времени требуется гораздо больше, чем при применении других методик.
Букварь даст быстрый эффект, если ребёнок усидчив и сам проявляет интерес к чтению. Если же малыш очень подвижный, ему придётся сложно. Потребуется больше времени, чтобы научить ребёнка читать.
Как уже говорилось выше, родители отдают предпочтение букварю Надежды Жуковой. Педагог смогла доступно описать процесс превращения букв в слоги.
Кубики Зайцева
Удобство кубиков в том, что они дают возможность сразу видеть и отдельные буквы, и сочетания согласных и гласных. 52 кубика помогут быстро в игровой форме отличить глухие согласные от звонких, а твёрдые от мягких. Ребёнок быстро запомнит отличие, так как в кубиках, где отображены глухие согласные, звучит глухой звук дерева. Там, где звонкие согласные, кубики наполнены металлом.
Размер кубиков также неодинаков. Зайцев сделал это специально. На больших кубиках твёрдые согласные, и автор говорит, что рот при произношении твёрдых, открывается широко. Чтобы произнести мягкие, губы достаточно слоить в полуулыбку.
Автор рекомендует родителям пропевать слоги, а не произносить их.
«Теремки» и «Складушки»
Вячеслав Воскобович при создании «Складушек» перенял идею Зайцева, но переработал её. 21 карточка представляет собой все слоги, на которых есть тематические картинки. К комплекту прилагается диск с весёлыми песенками. Каждый рисунок сопровождается текстом.
«Складушки» – это отличный метод научить читать ребёнка, которому нравятся картинки. Можно придумать большое количество игр, где исполняются песенки, обсуждается то, что нарисовано. Уже в 3 года малыш может заниматься по данной методике, хотя автор не сторонник слишком раннего развития.
По словам Вячеслава Воскобовича, если правильно использовать «Складушки», можно каждого ребёнка научить чтению за один месяц.
«Теремки» представляют собой 12 кубиков в виде теремков из дерева, на которых изображены согласные. 12 кубиков в форме сундучков из картона, где находятся гласные. При помощи кубиков малыш усваивает алфавит, а потом придумывает слова на ту или иную букву. Родители выступают в роли помощников, которые следят за обучением-игрой и помогают, а также направляют ребёнка в нужное русло.
Чтобы изучать слоги, сундучки помещаются в теремки. Получается, что гласные приходят в гости к согласным. Все превращения слов занимательны. Малышу интересно видеть, как на его глазах слово «дуб» превращается в «зуб».
Родителям поможет подробная инструкция, где сказано, как необходимо проводить обучение, а также предложены разные варианты.
Динамические кубики Чаплыгина
Евгений Чаплыгин разработал методику, которая включает в себя 10 кубиков и 10 подвижных блоков. В динамическом блоке находится согласная и гласная. Ребёнку надо включиться в игру и подобрать пару из гласной к согласной. Сначала, как и при обучению по букварю, изучаются простые слоги.
При изучении задействуется моторика. Так ещё быстрее запоминаются буквы и слоги. Вместо учения получается настоящая игра, которая увлекает детей, не заставляя их серьёзно заниматься. Однако во время игры и происходит обучение.
Специальное пособие, где описана вся методика, поможет родителям. Также прилагаются таблицы со словами, которые можно составить.
Автор рекомендует начинать занятия с 5-летними детьми. В более младшем возрасте тоже можно применить данную методику, но только в том случае, если у малыша вызывают интерес книги и чтение.
Карточки Домана
Карточки разработаны Гленном Доманом, врачом из Америки. Его методика заключается в том, что дети изучают не буквы и слоги, а сразу же слова. Родители начинают с того, что просто показывают ребёнку слово, написанное на карточке. Достаточно всего одной или двух секунд. При этом от малыша ничего не требуется. Он ничего не повторяет за взрослыми, а просто слушает.
Сначала родители показывают слова на 15 карточках. Естественно, слова простые, начинается всё со слова «мама». Как только станет понятно, что ребёнок изучил данные слова, они исключаются из набора, а на смену приходят новые. Это не только отдельные слова, но и словосочетания, например, «большой дом», «маленький мяч».
Методика Домана противоречива. То, что она развивает память, это несомненно. Однако многие специалисты сегодня утверждают, что обучение чтению согласно данному методу происходит не осмысленно, а механически. Ребёнок просто запоминает в итоге слова, которые записаны на карточках. Если родители хотят прочитать книгу с малышом, то им придётся сделать столько карточек, сколько разных слов встречается в книге.
Методика Монтессори
Мария Монтессори предлагает обучать чтению после того, как ребёнок научился писать буквы. Если говорить точнее, то малышу предлагается нарисовать букву, обвести и заштриховать. Так запоминается сама буква, а потом ребёнок учиться произносить звук, обозначенный буквой. Приступать к чтению рекомендуется после того, как усвоено несколько согласных и гласных.
Монтессори считала, что дети должны как можно больше прикасаться к букве. Поэтому алфавит был напечатан на бархатной бумаге или на шершавой поверхности.
Большой плюс данного метода в том, что он представляет собой игру. Малышу интересно трогать букву, рисовать её. Правда, в этом есть и сложность для родителей. Раздаточного материала для такой методики необходимо очень много.
Методика Ольги Соболевой
Автор многочисленных книг Ольга Соболева считает немного по-другому. Она предлагает изучать не отдельные буквы алфавита, а текст целиком.
Методика разработана для 5-летних детей, которые за месяц начинают читать. В таком возрасте все дети уже ориентируются в книгах и могут сосредоточить внимание на строчке или двух текста.
Учиться читать Соболева предлагает по-разному. Здесь всё зависит от того, как ребёнку это проще сделать: на слух, визуально или ему всё надо потрогать.
Всех авторов разных методик обучения чтению объединяет одно: они уверены, что у каждого малыша свой путь и не надо опережать события. Одни дети могут научиться читать в 3-4 года, а другие сделают то же самое, но на год или два позже. Каждый ребёнок – это индивидуальность, которая развивается в своём темпе. Также надо учитывать темперамент крохи. Если он усидчивый и любознательный, то для него будет достаточно букваря. Если же малыш не привык сидеть на месте и всё время двигается, то система Марии Монтессори или кубики Зайцева придут на помощь.
Игровые упражнения, которые помогут малышу научиться читать
Если пока родители не определились, какую методику они будут применять при обучении чтению своего ребёнка, они могут использовать довольно простые, но эффективные упражнения.
Гаражи
Можно взять 3 карточки, на которых написаны слоги. Если сложить их вместе, то получиться какое-нибудь слово, например, «машина». Надо объяснить, что каждому слогу соответствует какой-либо предмет. Например, «ма» – это кукла, «ши» – это мишка, а «на» – это зайка. Теперь надо перемешать карточки, а малыш должен соотнести предмет и карточку со слогом. Можно ему сказать, что кукла, мишка и зайка отправляется в свой гараж. Так он будет внимателен. Далее предлагается задание поставить слоги и предметы в определённом порядке. В конце получится слова «машина». Так постепенно можно вводить и другие слова, поделенные на слоги.
Магазин
Для игры понадобятся карточки с предметами и со слогами. Сначала можно играть так. Надо сказать ребёнку, что каждый товар можно купить, если вместо денег показать первый слог, с которого начинается слово. Например, кубик покупается за слог «ку» и так далее. Когда малыш усвоит правила, можно их немного изменить. Теперь продавать предметы можно за последние слоги.
Лото
Правила игры такие же, как и в любом лото. Играют несколько человек, у которых есть карточки со слогами. Ведущий вынимает из мешка карточки с определёнными слогами. Тот, у кого, такой слог есть, забирает карточку и закрывает ею свой слог. Непринуждённо, играя, дети быстро запоминают слоги.
Что бы ни придумали родители для того, чтобы научить ребёнка читать, все приёмы будут давать постепенный результат. Главное – это регулярность занятий и переход от самого элементарного и простого к более сложному, требующему усилий со стороны малыша.