Жизнь заставляет людей обращаться с деньгами. Может ли детский мир функционировать без них? Или стоит учить ребенка любого возраста тому, что деньги имеют ценность? И как карманные деньги для ребенка влияют на его воспитание.
Сложные дилеммы
Рано или поздно родителям придется объяснять ребенку, откуда берутся деньги, потому что мир взрослых связан с ними. Кажется, что до определенного возраста ребенок может обойтись без них, но в дальнейшем это невозможно, потому что в дошкольном возрасте (6-7 лет) дети все больше и больше интересуются деньгами, спрашивая, сколько стоит данный предмет, неужели дешево или дорого. Одна из форм приобщения ребенка к этому миру – карманные деньги, то есть фиксированная небольшая сумма, которая регулярно выплачивается ребенку, например, раз в неделю или месяц, в зависимости от финансовых возможностей семьи. Деньги на карманные расходы ребенок получает только за то, что он является членом этого семейного сообщества, без каких-либо дополнительных условий.
Многие родители задаются вопросом, давать ли ребенку карманные деньги или нет? Если да, то, когда и сколько? А как научить детей уважать деньги? Этот вопрос вызывает у родителей много эмоций, так как они часто боятся отпустить своих детей, боятся, что они не будут уважать родительский труд. Верны ли эти опасения? Об этом стоит подумать. Некоторые родители платят своему ребенку карманные деньги, а другие дают деньги время от времени, чаще всего, когда ребенок просит их, потому что он хочет что-то купить.
Финансовое обучение на дому
Развитие способности контролировать расходы, планировать и экономить их, а также понимать механизмы, которые ими управляют, являются важными элементами семейного воспитания. Эти навыки пригодятся ребенку в будущем. Также они помогут родителям избежать неловких ситуаций с ребенком, который не понимает, что деньги не появляются из ниоткуда, что деньги не дождь и не падают с неба, поэтому нельзя потратить больше, чем есть, погасить ссуды и долги. Ребенка нужно воспитывать так, чтобы он воспринимал деньги как инструмент для реализации планов, которые он ставит перед собой, а не относился к деньгам как к самоцели.
Домашнее финансовое обучение учит ребенка, когда тратить, а когда откладывать, чтобы это соответствовало индивидуальным потребностям и в то же время социальным нормам. Здесь важны отношение родителей и их пример. Также стоит ознакомить ребенка с принципами, на которых строится семейный бюджет (сколько потратить, что остается и что нужно покупать в данный момент).
Четкие правила
Каждый ребенок разного возраста готов распоряжаться своим бюджетом. Научиться экономить деньги дошкольник может, собрав деньги в копилку. В возрасте от 7 до 9 лет ребенок становится достаточно зрелым, чтобы начать учиться управлять своими карманными деньгами. Однако родители, которые знают своего ребенка лучше всего, решают, когда отдать первые карманные деньги. Перед этим нужно подготовить их к этой новой ситуации, чтобы они знали, что такое деньги и как их использовать. Кроме того, должны быть четкие правила выплаты карманных денег, которых будут придерживаться обе стороны.
Родители должны быть твердыми в этом вопросе; если ребенок тратит деньги слишком быстро, другие карманные деньги не могут быть выплачены раньше, чем оговоренная дата. Он должен нести ответственность за свои действия, тогда он научится планировать свои расходы с течением времени.
Также стоит определить, на что следует потратить полученные деньги (определенную сумму на основные нужды, например, билеты на автобус, и определенную сумму на удовольствия, например, сладости, игрушки). Младший ребенок должен получать меньшие суммы, но чаще старший может получать больше. Сумма зависит от состоятельности семейного бюджета, расчетливости, возраста и потребностей ребенка.
Карманные деньги не могут быть использованы родителями для шантажа сына или дочери, и ни при каких обстоятельствах они не могут быть разменной монетой. Деньги никогда не следует использовать в качестве награды за хорошую успеваемость в школе, также нельзя наказывать своего ребенка, забирая карманные деньги. В противном случае можно было бы сделать вывод, что все в жизни делается за деньги. В конечном итоге только серьезные правонарушения (например, постоянные прогулы или трата денег на сигареты, алкоголь) дают родителям право лишать ребенка карманных денег.
Большинство педагогов и психологов считают, что семейный труд, выполняемый ребенком, не должен оплачиваться. Для правильного развития и воспитания важно, чтобы у ребенка дома были свои обычные обязанности, выполнение которых будет учитываться, не платя никаких денег. Однако за выполнение дополнительных работ может взиматься определенная плата. Это применимо к ситуациям, когда кто-то другой должен был получать вознаграждение за данную работу (например, за мытье машины, обычно очищаемой на автомойке).
Члены семьи должны выполнять домашние дела как часть своих повседневных обязанностей. Плата за них формирует материалистическое отношение ребенка к миру: ребенок что-то сделает, когда увидит возможность наживы (за 100 рублей вынесу мусор) Для родителей также опасно и болезненно «покупать» любовь своего потомства за деньги, что всегда губительно.
Карманные деньги для ребенка – практическое обучение
Карманные деньги дают ребенку возможность узнать цену деньгам (одни вещи оказываются дорогими, другие дешевыми) и решить для себя, что с ними делать (купить что-то или положить в копилку) и нести ответственность за выбор. Поэтому он может научиться ответственности за свои финансы (он потратил все деньги и не может купить другую вещь или он купил мусор – теперь у него нет ни денег, ни игрушки, потому что она развалилась).
Имея собственный капитал, ребенок узнает, каков баланс между доходами и расходами, следовательно, учится планировать свои расходы (если он купит это, у него не будет денег на это) и сбережения (сэкономив несколько недель, он сможет купить вещь мечты) и упорство в стремлении к цели. Также важно, чтобы ребенок учился сдерживать свои прихоти и справляться со своими потребностями.
Предлагая ребенку карманные деньги, важно помнить, что разумное управление финансами появится не сразу, и может задеть сердце родителя из-за того, что деньги были потрачены так опрометчиво. Родители должны быть к этому готовы. Проявляя некоторую снисходительность, объясняя и показывая последствия неправильных действий, они учат ребенка делать соответствующие выводы. Также стоит похвалить ребенка за хорошие поступки и финансовые решения.