Восприятие мира детьми отличается от восприятия мира взрослыми. Прежде всего, не отсутствием жизненного опыта, а необходимыми навыками и знаниями. Поэтому для их воспитания, развития и обучения необходимо использовать различные методы, которые помогут ориентироваться не только в материальной жизни, но и сосредоточиться на художественном и эстетическом развитии.
В процессе обучения родители и учителя должны учитывать особенности восприятия у детей формы, цвета, времени, музыки, что будет способствовать общему развитию личности.
Особенности восприятия у детей цветов
В раннем и юном периоде, когда все внимание ребенка сосредоточено на изучении нового, интерес к краскам во многом обусловлен умением делать яркие цветные пятна на листе бумаги.
На начальном этапе и при изучении художественных возможностей многие дети не связывают цвет с эмоциями и настроением. А первые рисунки, как правило, вообще делаются пальцами или ладонями.
На данный момент, учитывая особенности цветового восприятия детей, необходимо обратить внимание ребенка на художественные возможности цветовой гаммы, чтобы выразить собственные чувства и эмоции.
Маленьким детям особенно интересны яркие и отчетливые цвета. Это связано с восприятием детьми окружающего мира, особенностями образного мышления и эмоциональной сферы.
По мере взросления детей цветовосприятие меняется, как и сам процесс рисования, что свидетельствует о образной и смысловой активности. Постепенно типичная ассоциация для каждого цвета закрепляется, что на практике выражается в умении пользоваться палитрой.
По мере того, как дети развивают свое восприятие мира, способность распознавать и называть цвета может использоваться для изучения новой информации, направленной на понимание мира вокруг них. Постепенно восприятие цвета вместо «красиво – не красиво» и «нравится – не нравится» должно переходить в развитие навыков и умений выражать эмоции, мысли и чувства через искусство.
Особенности восприятия музыки детьми
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в котором переплетаются красота гармонии и чувственные ощущения музыкальных звуков. Музыка вызывает яркие ассоциации, объединяя накопленный жизненный опыт, фантазию и события, происходящие в данный момент.
Восприятие музыки детьми во многом зависит от семейного воспитания и социального окружения. Если ребенка с детства окружает гармоничная музыка, его музыкальные образы будут яркими, а реакция – живой.
Восприятие музыки некоторыми детьми в силу присущих ей характеристик происходит естественным образом. Но в большинстве случаев необходимо развивать способность слышать мелодию и гармонию, возникающую в результате активации музыкального мышления.
Вокальную и инструментальную музыку обычно используют для развития музыкального вкуса в детских садах и школах. При этом вокальная форма звука наиболее близка и понятна маленьким детям. Инструментальную музыку сложнее понять, но она позволяет детям познавать мир художественных образов.
Знание музыки гарантирует, что она будет восприниматься как единое целое. Включая в себя как понимание настроения, так и особенности отдельных художественных приемов.
Развитие детского восприятия музыки направлено на развитие эмоций, интересов, мышления, воображения и вкусов ребенка. Это необходимо для того, чтобы заложить основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.
Эмоциональная восприимчивость детей к музыке тесно связана с развитием эмоционального фона и воспитанием таких качеств личности, как сострадание, чуткость, сочувствие и доброта.
Многие педагоги считают, что нужно прививать любовь к музыке, учитывая особенности восприятия звукового шума у детей. Лучший способ развить интерес к музыке – это петь определенные темы в музыкальном произведении. Такие занятия также обогащают «интонационный словарный запас» детей, расширяют возможности музыкального восприятия и развивают умение различать музыкальные направления и стили.
Работая с маленькими детьми над развитием музыкального восприятия, музыка часто сопровождается различными занятиями – танцевальными движениями, маршированием или похлопыванием в ритме.
Знакомство с миром музыки на ранних этапах развития должно обязательно учитывать специфику восприятия у детей и быть направлено на то, чтобы помочь понять его содержание и богатство музыкальных средств. Для этого следует:
- подбирать музыкальный репертуар с учетом возраста и особенностей развития;
- используйте в пении музыкальные движения, похлопывания в ритме, дирижирование;
- совмещайте занятия музыкой с другими видами искусств.
Эффектом от занятий музыкой должно быть развитие у детей культуры слушания, развитие слуховой наблюдательности, эмоционального сочувствия и памяти.
Особенности детского восприятия времени
При воспитании детей необходимо учитывать не только особенности восприятия детьми цветов и звуков, но и время.
Восприятие времени детьми формируется постепенно, потому что оно может быть реализовано только косвенно – через деятельность, трансформацию всех постоянных явлений или движения.
Сложность заключается в понимании значения слов для временных отношений, таких как «вчера», «сегодня», «завтра», «скоро», «давно». Для развития у ребенка понимания времени лучше всего использовать ритмические жизненные процессы и их перевод в состояние покоя.
По мере того, как дети развивают свое восприятие мира, с течением времени развивается и их способность оценивать временные промежутки. Обычно дошкольная психология позволяет оценить продолжительность одной минуты, но это зависит от характера их активности в данный момент.
Как правило, восприятие времени детьми часто бывает неполным и не включает в себя все понятия. А положительные эмоции, возникающие в процессе деятельности, вызывают желание продлить приятный момент. Процесс становления детского восприятия времени обычно длительный и требует терпения и настойчивости со стороны родителей и педагогов.
Автор публикации
-
Психолог
Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.
Последние статьи
- Психология и социализация24.08.2022Правополушарное рисование для детей – методика, правила, мифы
- Психология и социализация12.08.2022Нейропсихология для детей – зачем нужна, как проводится
- Психология и социализация09.08.2022Психологическая готовность ребёнка к школе
- Психология и социализация06.08.2022Психологические тесты для детей разного возраста от 3 до 12 лет