Любящие родители заботятся о своих детях, хотят оградить их от бед, проблем и разочарований. Это стремление в разумных количествах и проявлениях совершенно нормально. Но некоторые родители все же перегибают палку и начинают оказывать навязчивое внимание своим детям, иначе это называется гиперопека.
Что такое гиперопека?
Гиперопека – это форма детско-родительских отношений, при которой родители оказывают чрезмерное внимание своему ребенку, выполняют за него то, что он в состоянии сделать сам, принимают за него решения. При этом, родители, как им кажется, поступают правильно и руководствуются только лучшими побуждениями.
Такая система отношений губительна для ребенка, ведь он вырастает не приспособленным к жизни, не умеет налаживать контакты, делать осознанный выбор, жить в гармонии с собой.
Психолог Вишкевич Юлия Борисовна справедливо полагает, что такая модель отношений губительна и для ребенка, и для его родителей. Чтобы осознать весь вред, который гиперопека наносит человеку, стоит немного пофантазировать и представить взрослого человека, который не может найти себя в жизни. Родители решают абсолютно все его проблемы, даже минимальные и бытовые, регулярно вытаскивают его из неприятностей.
Такой взрослый считает, что все ему должны, что весь мир крутится вокруг него. Естественно, он не умеет признавать свои ошибки и брать на себя ответственность.
В рабочем коллективе или другом социуме взрослый, подвергавшейся гиперопеке, всегда находится в тени, не пользуется популярностью и уважением. Он не в силах отстоять свою позицию, донести до окружающих свое мнение, постоять за себя, ведь за него это всегда делали взрослые.
Гиперопекованный взрослый расхлябан, не собран, не умеет организовать свою деятельность и довести дело до конца.
Почему родители гиперопекают ребенка?
Несмотря не очевидные минусы, многие родители продолжают оказывать своим детям чрезмерную, даже токсичную заботу. Это происходит потому, что:
- Родители страдают от повышенной тревожности, навязчивых страхов. Их не покидает мысль, что с ребенком непременно случится что-то плохое (упадет, заболеет, потеряется, съест что-то не то, уйдет с незнакомым человеком и т.д.).
- Родители воспитывались в семьях с холодными, равнодушными родителями. Гиперопеку они используют как способ дать своему ребенку то, чего им самим так не хватало в детстве.
- Внутренний перфекционизм, желание быть идеальным родителем, дать ребенку все и даже больше.
- Гиперопеку практикуют родители, которые не смогли достичь в жизни желаемых успехов. Возможно, они не очень счастливы в семейной жизни или не столь успешны в карьере.
- Чувство вины по отношению к ребенку, невозможность принять его таким, каков он есть (часто с проблемой сталкиваются родители детей с особенностями развития).
- Боязнь в старости остаться в одиночестве. В этом случае родители неосознанно хотят «привязать» к себе ребенка, чтобы он не мог выйти во взрослую жизнь, как можно дольше оставался под их крышей.
- С гиперопекой часто сталкиваются родители, у которых долго не получалось завести ребенка, которые смогли познать отцовство и материнство уже в преклонном возрасте. Гиперопекают детей женщины, у которых были проблемы во время вынашивания беременности и родов.
- Сами родители испытывают сложности в общении с социумом, поэтому все свое внимание сосредотачивают на ребенке.
Виды гиперопеки
Психологи выделяют 4 разновидности гиперопеки.
Вид гиперопеки | Характеристика | Пример из жизни |
Доминирующая | Все поступки ребенка находятся под тотальным контролем взрослых | Ребенку нельзя гулять одному, нельзя смотреть мультфильмы, которые он сам хочет, нельзя самостоятельно выбирать друзей и т.д. |
Потворствующая | Родители готовы исполнить любую прихоть ребенка | Дочь просит маму поиграть с ней, мама бросает все дела и бежит играть с ребенком, хотя ей нужно приготовить ужин |
Демонстрационная | Наедине с ребенком родители могут и не заботиться о нем чрезмерно. Гиперопека осуществляется только на людях, для поддержания имиджа добропорядочной семьи | Родители практикуют гиперопеку тогда, когда у них в доме гости или когда они сами находятся в гостях |
Инертная | Своей гиперопекой родители вызывают у ребенка отставание в развитии | Ребенок в 5 лет не может самостоятельно одеться, так как это за него всегда делают родители |
Последствия гиперопеки для детей
Если ребенка чрезмерно опекали в детстве, у него может развиться ряд следующих проблем:
- Тотальная неуверенность в себе.
- Инфантильность, неумение и нежелание брать на себя ответственность.
- Эгоизм.
- Сложности в социальном взаимодействии.
- Нарушения самооценки (слишком завышенная или заниженная).
- Неумение обслуживать себя, владеть элементарными бытовыми навыками.
- Несобранность, неорганизованность, неаккуратность.
- Неумение принимать самостоятельные, взвешенные решения.
- Боязнь ошибиться, которая демотивирует человека.
- Склонность к агрессивному поведению.
- Сильное желание быть самостоятельным, проявить себя, но неспособность сделать это.
- Зависимость от мнения окружающих.
- Склонность к бестолковому, необоснованному упрямству и бунтарству.
Последствия гиперопеки для родителей
Такой стиль семейного взаимодействия вредит не только детям, но и их родителям:
- повышенная раздражительность;
- обманутые ожидания (родитель хотел, чтобы его ребенок вырос успешным, но из-за гиперопеки он стал забитым, необщительным);
- повышенная конфликтность, напряженная обстановка в себе;
- ощущение, что только родители трудятся и что-то делают, а ребенок постоянно отдыхает и пользуется результатами их трудов;
- повышенная тревожность;
- зависимость от мнения и одобрения окружающих;
- невозможность адекватно оценивать действия ребенка;
- повышенная эгоистичность;
- боязнь ошибиться, сделать что-то неправильно.
Как проявляется родительская гиперопека
Если родители ведут себя следующим образом, это означает, что они гиперопекают своего ребенка:
- Неустанно следят за тем, что ребенок говорит, делает, чем увлекается, куда ходит.
- Критикуют его, если он, по их мнению, что-то делает неправильно или недостаточно хорошо.
- Могут говорить от имени ребенка, отвечать за него на вопросы. Например, бабушка спрашивает ребенка, какую кашу он хотел бы на завтрак. Ребенок не успевает открыть рта, как мама отвечает: «Он хочет гречневую».
- Нарушают личное пространство ребенка (могут обшарить его карманы, портфель, прочитать личный дневник, без спросу взять мобильный телефон).
- Всегда делают выбор за ребенка, не позволяют ему выразить свою позицию. Например, маме нравится, когда девочка ходит в юбках и платьях, поэтому она принципиально не покупает дочери джинсы, даже если та просит.
- Едва ли не до последнего курса института проверяют домашние задания у ребенка, регулярно звонят преподавателям.
- Стремятся отгородить ребенка от всех трудностей и работы по дому, абсолютно все делают за него.
- Помогают ребенку навязчиво, при этом не интересуются, нужна ли ему помощь взрослых.
- Покупают что-то красивое, вкусное или желанное только ребенку, не приучают его делиться, думать о других.
- Стараются оградить ребенка от важной, но не слишком приятной информации. Например, намерено не рассказывают о том, что родители решили развестись или, что умер его любимый попугайчик.
- Чрезмерно восхищаются ребенком, даже если он показывает довольно средние результаты.
- Настаивают на том, чтобы ребенок приносил из школы исключительно отличные оценки, был лучше всех.
- Делают за ребенка домашние задания, рисуют рисунки на конкурсы, собирают его портфель и т.д.
- Записывают ребенка на разные кружки и секции по своему усмотрению, не узнав о желаниях самого ребенка. Руководствуются принципом «Мы родители, мы знаем, что лучше для нашего ребенка».
- Боятся оставлять его дома одного, не разрешают самостоятельно ходить в школу и обратно, не отпускают гулять без присмотра взрослых.
- Чувствуют на ребенка обиду, ведь он не ценит их вклада в его жизнь, не выражает благодарности.
- Переживают, что ребенок обидится на родителей, разозлится, перестанет с ними разговаривать.
Как перестать гиперопекать ребенка?
Если родители осознают, что они гиперопекают ребенка, то лучшее, что они могут сделать в этой ситуации – пройти курс семейной психотерапии, чтобы раз и навсегда перестать тащить свои личные проблемы в детско-родительские отношения. Позволить себе быть не идеальными и не образцовыми родителями, но хорошими.
Но можно обойтись и без помощи психотерапевта, психолог Сальникова Ирина Анатольевна готова дать ряд полезных рекомендаций.
В первую очередь, важно понять, что ребенок является отдельной, полноценной личностью. Это не продолжение своих родителей, он может и должен отличаться от них. Не стоит преувеличивать и свою роль в жизни детей.
Не только родители занимаются воспитанием, это делают бабушки и дедушки, детский сад, школа, друзья и сверстники, другие образовательные учреждения. Задача родителей – всегда быть рядом и в случае необходимости быть готовыми подставить свое плечо.
Крайне важно перестать все делать за ребенка. Да, ему придется учиться делать многие вещи самостоятельно, многое будет получаться плохо и далеко не с первого раза.
Задача родителей – грамотно направлять ребенка, мотивировать, не забывать хвалить даже за минимальные достижения. Но при этом напоминать ребенку, что попросить помощи, если не справляешься или испытываешь трудности, вовсе не стыдно.
Бороться с чувством жалости к ребенку, видеть в нем личность и уважать ее.
Полезное упражнение – дать ребенку почувствовать результаты своих действий, причем, как плохих, так и хороших.
Уважительно относиться к чувствам и эмоциям ребенка, не стараться их глушить, прятать, обесценивать. Почаще говорить с ребенком о его и своих чувствах, оказывать моральную поддержку, которая иногда заключается в том, чтобы просто обнять, побыть рядом.
Хвалить ребенка и поощрять его, но делать это только тогда, когда он заслужил. Не хвалить его за каждый пройденный шаг или каждую съеденную ложку супа.
Внимательно следить за своим эмоциональным состоянием, разбираться в причинах собственной тревоги. Является ли эта тревога обоснованной, или родители просто «накручивают» себя?
Нужно понять, что процесс отделения ребенка от родителей – это сложный процесс, который наполнен тревогами, ощущением неизвестности. Но задача родителей – брать под контроль эту тревогу, не давать ей занимать главенствующие позиции.
Говорить ребенку о том, что он не один, что он существует в социуме, где его окружают люди со своими желаниями, потребностями и взглядами. Ребенок должен все это учитывать. Он научится делать это лучше, если родители будут вести с ним разговоры о своих чувствах и эмоциях. Например, говорить о том, что их возмущает, что радует, а что злит или расстраивает.
Не забывать и о своих потребностях. Возводить ребенка на пьедестал и отдавать ему все лучшее в ущерб себе – плохая идея.
Давать ребенку больше свободы, позволять ему принимать самостоятельные решения. Главное – учитывать его возраст.
Искренне интересоваться мнением ребенка, отвечать на все его вопросы, не игнорировать. Завести полезную привычку – просто разговаривать с ребенком каждый день обо всем на свете. Не забывать о том, что сыну или дочери тоже требуется личное время. Пусть у него будет несколько часов, когда он может побыть наедине с собой, заняться тем, что ему нравится.
Важно! При избавлении от гиперопевающего стиля взаимодействия, главное – действовать постепенно, поэтапно внедрять в общение с ребенком новые правила.
Гиперопека – не лучшая форма взаимодействия детей и родителей, она приводит к ряду серьезных проблем во взрослой жизни. А задача родителей – эффективно подготовить ребенка к будущей взрослой жизни, воспитать в нем самостоятельную и гармоничную личность.
Автор публикации
-
Психолог
Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.
Последние статьи
- Психология и социализация24.08.2022Правополушарное рисование для детей – методика, правила, мифы
- Психология и социализация12.08.2022Нейропсихология для детей – зачем нужна, как проводится
- Психология и социализация09.08.2022Психологическая готовность ребёнка к школе
- Психология и социализация06.08.2022Психологические тесты для детей разного возраста от 3 до 12 лет