Как наказывать ребенка правильно

Наказание детей

Наказание детей имеет важную роль в воспитании. Под наказанием не имеются в виду крики, битье по попе, ругательства или какое-либо другое насилие. Но наказания все же нужны, ведь они направляют поведение ребенка в нужное русло, помогают доносить до него определенные нормы и правила поведения.

Можно ли вообще наказывать детей?

Некоторые родители, особенно те, кто подвергался жестокому обращению в своем детстве, выступают как категорические противники любых наказаний. Но если родитель избегает воспитательных действий, то у ребенка формируется неверная картина мира.

Он будет считать, что ему все позволено, что нет никаких рамок и границ. Во взрослой жизни ему придется нелегко, ведь даже взрослых людей наказывает государство или начальник (лишение премии, выписывание штрафа, лишение свободы).

Если под наказаниями воспринимаются побои и крики, то ответ однозначен – таким образом наказывать ребенка нельзя. А вот что-то запрещать, вводить правила и следить за их исполнением – нужно.

Чтобы ребенку было легче во взрослой жизни, еще в детстве он должен уяснить, что есть ряд рамок, выходить за которые нельзя категорически.

Внимание! Наказание должно быть. Но наказывать ребенка нужно соизмеримо его проступку. Например, неуместно будет лишать ребенка карманных денег на год, если на семейном празднике он просто неудачно пошутил. Основная цель наказания состоит в том, чтобы не сделать ребенку плохо, а дать ему возможность исправиться и осознать свою вину.

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Психологи рекомендуют вводить систему наказаний с возраста 2-3 лет, так как в этом возрасте формируются причинно-следственные связи. Ребенок понимает, что именно он делает, за что следует наказание.

Наказание детей с 3 лет

Как наказывать нельзя?

Следующие приемы нельзя использовать при воспитании ребенка. Возможно, они и помогут решить проблему «в моменте», но понесут за собой куда более серьезные последствия (заниженная самооценка, психологические травмы, озлобленность, чувство вины).

Неприемлемый вид наказанияПочему его нельзя использовать
ПобоиФизические наказания – это неэффективный метод воспитания, который поддерживает культуру насилия. Агрессия порождает ответную агрессию или страх. Полноценная личность к таких условиях не сформируется
УниженияНельзя оскорблять, высмеивать, унижать ребенка, тем более, делать это публично. Иначе ребенку обеспечена низкая самооценка, страх перед социумом, психологические травмы
Запугивание страшными, сверхъестественными существами (Баба-Яга, Бабайка, Кощей, Бармалей и т.д.)Если ребенка постоянно запугивать, то есть риск, что он вырастет тревожным
Навешивание ярлыковНе нужно называть ребенка какими-то оскорбительными словами, иначе он унесет с собой эти установки во взрослую жизнь, поверит в них. Не «Ты неряха», а «Следи, пожалуйста, за чистотой»
Обвинения в «плохой генетике»Не нужно переносить свои супружеские конфликты на ребенка, использовать фразы «Ты вся в своего отца» и т.д. Ребенок не может нести ответственность за своего не слишком успешного родителя. Такая тактика воспитания приводит к тому, что ребенок перестает уважать одного из родителей. Или же у ребенка сформируется чувство вины, стыда
Наказание за плохое здоровье, за то, что ребенок не может контролироватьНе все дети рождаются с идеальным здоровьем. У ребенка может быть ночное недержание мочи, нервный тик, логопедические проблемы. Если за них наказывать, то нервная система расшатается, а симптоматика только усилится
ИгнорированиеОтвержение и игнорирование – самое страшное наказание для ребенка, воспринимается детьми как прямая угроза жизни. По игнорированием понимается полный бойкот, фразы «я тебя больше не люблю» или «я тебе больше не папа»
Лишение базовых потребностейНельзя наказывать детей тем, что для них жизненно важно (отсутствием еды, лишением прогулок на свежем воздухе, отбиранием вещей, важных для его полноценного развития)

За что нельзя наказывать ребенка?

Есть ряд поступков, которые, на первый взгляд, могут показаться дурными, но при более детальном рассмотрении оказывается, что в них не было злого умысла.

Ребенок ломает

Ребенка нельзя наказывать за:

  1. Действия, которые были направлены на то, чтобы лучше узнать и понять окружающий мир. Например, если ребенок разобрал машинку, чтобы узнать, что же у нее внутри, ругать и наказывать его за это нельзя.
  2. Неумение что-то делать. Прежде, чем ребенок подрастет, ему нужно будет многому научиться. Нельзя наказывать его за то, что он надел тапки не на ту ногу, неумело заправил постель, был рассеянным. От того, что родитель накажет за это, ребенок не научится делать все идеально. Самый разумный выход – учить его, вместе пробовать еще раз, ненавязчиво направлять.
  3. Сделал что-то не намерено. Даже взрослые люди иногда пачкаются, проливают воду, развивают посуду. Можно лишь попросить быть осторожнее впредь.
  4. Проявил негативные эмоции. Все люди имеют право расстраиваться, завидовать, злиться или испытывать другие негативные эмоции. Это часть природы человека, за которую наказывать нельзя.

Как можно эффективно наказать ребенка

Ненасильственно и безболезненно можно наказать ребенка разными способами.

Метод естественных последствий

Этот метод воспитания применим и адекватен в любом возрасте. Суть в том, чтобы дать ребенку самому ощутить последствия принятого решения. Например, ребенок желает надеть в летний день на улицу теплые сапоги, наотрез отказывается переобуваться в сандалии или кеды.

Не стоит с криками переобувать ребенка, пусть идет в зимних сапогах. Уже через 10 минут он поймет, что это было не лучшим решением.

Задача родителя – порадоваться за ребенка, за то, что он усвоил новый опыт, но никак не скатываться в злорадство, ехидный смех и фразу: «Ну вот, я тебе говорила!».

Сделать замечание

Родителю важно отказаться от стратегии делать замечания в форме упрека, научиться делать замечание так, чтобы это был повод вместе поискать решение проблемы.

Неправильно: «Ты снова принес двойку, как мне это надоело!».

Правильно: «Вижу, ты снова принес двойку. Давай вместе подумаем, как можно подтянуть твою успеваемость».

Словесное предупреждение

Если ребенок совершил проступок в первый раз и сделал это неосознанно, то его стоит предупредить, подробно рассказать, что за этим последует. Например: «Нельзя рвать книжки. Если такое повторится, то я будут вынуждена тебя наказать и больше не покупать тебе новых книжек».

Вынужденная пауза

Отлично работает, когда ребенок, родитель или они оба на эмоциях. Ребенка стоит поместить в отдельную комнату, позволить ему немного «остыть» и хотя бы немного осмыслить свое поведение. В это время родители тоже могут успокоиться.

Ребенок в комнате один

Чтобы не травмировать ребенка одиночеством, время его нахождения в нем должно быть кратно его возрасту. Например, 7-летнего ребенка полезно будет оставить одного в комнате на 7 минут.

Главное – чтобы комната была большой и светлой, в ней было окно, предметы мебели, вещи. Нельзя запирать ребенка на балконе, в туалете, в кладовке, в нежилой комнате.

Отсутствие эмоционального подкрепления

Часто дети ведут себя плохо напоказ, чтобы вызывать эмоциональный отклик у родителей. Суть метода в том, чтобы не обращать внимания на проступки ребенка (если они не несут вреда для него и окружающих). Реализовать это сложно, так как родители хотят как можно скорее прекратить неправильное поведение ребенка.

Лишение

Перед тем, как лишать ребенка чего-то важного для него, с ним нужно об этом договориться заранее. Например, сказать ему, что он будет лишен просмотра мультфильма, если не будет мыть руки перед едой.

Нельзя просто так лишить ребенка чего-то, без предупреждения. Родитель должен дать четкое и понятное обоснование своему решению, например: «Мы с тобой договаривались, что если ты не будешь мыть руки перед едой, то я лишаю тебя мультиков. Ты нарушил договор, поэтому сегодня мультики ты не смотришь». Озвучивать это нужно максимально спокойным тоном, без злорадства и упреков.

Помнить о том, что дети могут не сделать чего-то не со зла, а потому, что забыли. Если дело действительно в забывчивости, то можно повесить плакат с напоминанием или самим ненавязчиво напоминать об обязанностях.

Наложение запрета на определенные действия

Если ребенок ведет себя плохо в каком-то определенном месте, можно наложить запрет на посещение этого места. Например, в песочнице он дерется, кричит, отбирает у других детей игрушки.

Ребенку нужно объяснить, что, если такое поведение не прекратится, он вместе с родителями должен будет вернуться домой.

Частичное жертвование значимым

Подойдет для детей более старшего возраста, у которых уже есть определенные обязанности. Например, ребенок не убрал за собой игрушки. Родители говорят, что убирать игрушки он будет в счет того времени, в которое он смотрит телевизор. Следовательно, телевизор он будет смотреть на несколько минут меньше.

Суть наказания в том, чтобы показать ребенку, что если он не сделал что-то важное, то это придется делать потом, жертвуя чем-то приятным.

Извинение, возмещение ущерба

Если ребенок кого-то словесно обидел, то родителям важно настоять на том, чтобы он извинился. Если намерено нанес кому-то материальный ущерб, например, сломал чужую игрушку, то можно дать ребенку возможность возместить его самостоятельно (с карманных денег).

Когда ребенку еще не выдаются карманные деньги, можно сказать следующее: «Ты сломал Петин трактор, поэтому сегодня я не смогу купить тебе сладости. На эти деньги мы пойдем покупать новый трактор для Пети». Опять же, без злорадства и собственного превосходства.

Домашний арест

Метод наказания хорошо применим для подростков, которые нарушили комендантский час, установленный родителями. Например, пришли домой с прогулки на в 20:00, как было оговорено, а в 22 часа.

За такую провинность ребенка можно посадить на неделю под домашний арест (посещает только школу и другие образовательные учреждения, гулять не ходит). Также он должен объясниться, почему он не пришел вовремя и не предупредил о задержке родителей.

Серьезное наказание за серьезный проступок

Некоторые проступки уже не похожи на невинные детские шалости. Если ребенок попался на краже, серьезной драке или порче чужого имущества, наказание должно быть куда более серьезным.

Наказание подростка

Например, можно лишить ребенка значительной суммы карманных денег, запретить ему поход на ежегодную дискотеку по случаю окончания учебного года, лишить на несколько недель возможности играть в компьютерные игры.

Как наказывать подростков?

Психолог Маргарита Логвинова советует родителям подростков следующие методы и формы наказания:

  1. Перед тем, как наказывать подростка, нужно заранее договориться с ним о правилах, которые действуют дома и обязательны к выполнению.
  2. Применять только гуманные формы наказания, отказаться от насильственных.
  3. Стараться, чтобы наказание следовало сразу же за провинностью, так будет сохраняться его эффективность. Нет смысла наказывать за то, что было 2 месяца назад, и о чем подросток давно успел забыть.
  4. Не наказывать дважды и более раз за один и тот же проступок.
  5. Выбирать такое наказание, которое соизмеримо проступку.
  6. Нельзя сначала обещать наказание за определенное действие, а потом закрывать на это глаза. Если было обещано наказание, его нужно привести в действие.
  7. Даже если подросток ведет себе неуместно и негативно, не стоит давать ему даже повода подумать о том, что родители его больше не любят, отвергают.
  8. Перед тем, как принимать решение о наказании подростка, убедиться, что он понимает, за что его наказывают, что наказание непременно пойдет ему на пользу и поможет в дальнейшем вести себя лучше.

Как наказывать ребенка, чтобы наказания приносили пользу?

Чтобы был заметен воспитательный эффект, наказание должно быть полезным для ребенка, а не быть разрядкой для уставшего, раздраженного, опустошенного родителя. О чем важно помнить?

  1. Родитель для ребенка – это источник защиты, уверенности, силы. Но родитель нужен ребенку не для того, чтобы подавлять, угнетать и портить жизнь, а защищать, направлять, помогать.
  2. Наказывая ребенка, нужно помнить о том, что к нему важно сохранять уважительное отношение.
  3. Чтобы урок был усвоен хорошо, ребенок должен осознавать последствия своего проступка. И это последствия не крики родителей или лишение сладостей. Последствие должно непосредственно выходить из содеянного. Не пришел домой вовремя – не ходишь гулять. Капризничал в магазине – возвращаешься домой.
  4. Родитель всегда должен оставаться в позиции взрослого человека. Если родитель кричит, раздражается и нервничает, то он ведет себя с позиции ребенка. Взрослому важно остановиться, выдохнуть, задать себе вопрос: «Сколько мне сейчас лет? Почему я веду себя как ребенок?».
  5. Быть последовательным в своих реакциях, требованиях и наказаниях. Не допускать ситуаций, когда сегодня родители ругают за определенный проступок, а завтра на аналогичное поведение закрываются глаза, и наказания не следует.
  6. Нельзя делать ребенка игрушкой своего настроения. Частота и тяжесть наказаний не должна зависеть от морального состояния родителей, степени их усталости или погоды за окном.
  7. Не использовать так называемых «крайних», категоричных фраз. К таким фразам относятся предложения со словесными контракциями «никогда», «всегда», «постоянно», «ни за что» и т.д.
  8. Наказание должно соответствовать возрасту ребенка. Бесполезно устраивать лекцию на полтора часа для двухлетнего ребенка, который не может удерживать внимание на одном объекте более 5 минут. Также не имеет смысла запрещать подростку в качестве наказания есть конфеты.
  9. Не нужно постоянно запугивать ребенка, угрожать ему, пытаться разоблачить его в несуществующем вранье. Это научит его врать, придумывать небылицы, выкручиваться. И чем старше будет становиться ребенок, тем более отточенным будет этот навык.

Наказывать ребенка при необходимости нужно, ведь это помогает ему понять границы дозволенного, уважать правила, понимать, что можно делать, а что запрещается. Полностью от наказаний отказываться нельзя, но наказывать ребенка стоит экологично, без применения эмоционального, морального и физического насилия.

Автор публикации

Аватар Татьяна Ушакова
Татьяна Ушакова
Психолог

Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх