Детская агрессия. Что это и как этим работать родителям.

Детская агрессия

Введение

Детская агрессия направленная на причинение вреда людям, внешним объектам, животным, самому себе – это одна из главных психолого-педагогических проблем, которая требует коррекции. Все эмоции являются нормальными, в том числе и злость, раздражение, гнев. Но на определенные формы детской агрессии родителям все же стоит обращать пристальное внимание.

Детская агрессия – что это?

Агрессивное поведение – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам, принятым в конкретном обществе, наносящее физический вред и/или моральный ущерб.

Детская агрессия характерна для всех возрастов. Бывает первичная агрессия в раннем возрасте, когда ребенок только учится выражать свои эмоции, разбирается, зачем они нужны, чем могут быть ему полезны. Обычно такая агрессия проходит по мере взросления ребенка, становления его личности.

Вторичная же агрессия имеет направленный, мотивированный характер. Ребенок знает, что вести себя агрессивно – это плохо. Однако, он продолжает демонстрировать это качество для достижения собственных целей. Например, чтобы родственники обратили на него внимание, родители купили игрушку, дети на площадке уступили место в песочнице. 

Если желаемое через агрессию достигается, то постепенно она становится неотъемлемой частью ребенка, чертой его характера. 

Причины детской агрессии

Причины детской агрессии можно разделить на несколько больших групп.

Причина агрессииПочему так происходитНаглядный пример
Наблюдение агрессивного поведения в семьеЕсли ребенок наблюдает ссоры родителей, оскорбления или даже побои, то в его голове такое поведение определяется как нормальное, допустимое. В детском саду возникла конфликтная ситуация. Ребенок, по примеру родителей, начинает громко ругаться, проявлять силу, игнорирует другие методы выхода из ссоры.
Особенности личностиЭмоциональное состояние ребенка неустойчиво, нарушена сфера здорового, экологичного проявления собственных чувств и эмоций.Через агрессию ребенок выражает усталость, страх, плохое самочувствие. 
Особенности нервной системыЕсли у ребенка наблюдаются нарушения в работе центральной нервной системы, то такие дети будут менее устойчивы к внешним раздражителям. Агрессия проявляется в периоды повышенной физической или умственной нагрузки. Может возникать в новых, ранее незнакомых обстоятельствах, ситуациях. 
Социальные факторыАгрессию ребенку часто навязывает социум в процессе гендерных ожиданий, стереотипов. Родители учат мальчика, что тот должен уметь драться, стоять за себя, давать сдачи обидчикам. 
Неблагоприятная ситуацияДети не отличаются эмоциональной стабильностью, вспышку агрессии может спровоцировать любая неудача или неприятность. Ребенок разозлился потому, что у него не получилось сделать домик из картона, он получил плохую оценку или пропустил любимую передачу по телевизору. 
Средство самозащитыРебенок проявляет агрессию тогда, когда нарушаются его личные границы. Приехавшая в гости бабушка начала тискать ребенка, ему это было неприятно, он ее укусил. 
Стиль воспитания, противоречияРодители не могут выбрать единую модель воспитания, требуют от ребенка разного, поэтому у него случаются вспышки гнева. Мама чрезмерно опекает ребенка, папа требует, чтобы он делал самостоятельно посильные вещи. 
Игнорирование со стороны родителейВзрослые заняты повседневными делами и проблемами, хотят, чтобы ребенок сам занял себя, не уделяют ему должного внимания. Ребенок решает, что лучше уж родители будут ругать его за громкие крики, драки или сломанные вещи, чем вовсе не будут обращать на него внимания. 
Таблица причин с примерами из-за чего возникает детская агрессия

Проявления детской агрессии

Проявления детской агрессии – это не только ругательства, укусы или драки. Их гораздо больше:

  • неумение контролировать свое поведение (эмоции, действия, слова);
  • частые и целенаправленные ссоры с окружающими, которые инициирует сам ребенок;
  • поломка своих и чужих игрушек, чужих построек, поделок (сопровождается чувством удовлетворения, превосходства);
  • отсутствие реакции на зов, просьбы, задания;
  • систематическое и целенаправленное нарушение установленных правил;
  • намеренное совершение дурных поступков с целью получить внимание, реакцию от взрослых;
  • желание отомстить тому, кто ранее обидел, поступить ему на зло;
  • неумение признавать свои ошибки, попытки свалить вину на другого человека.

Детская агрессия обычно проявляется в ряде жизненных ситуаций:

  1. Ребенка бьют, воздействуют на него физически, обзываются, издеваются;
  2. Заставляют его испытывать чувство стыда в тех ситуациях, в которых он не виноват;
  3. Ребенок понимает, что взрослые намеренно обманывают его, вводят в заблуждение;
  4. В семье регулярно устраиваются попойки, в состоянии алкогольного опьянения родители ведут себя неадекватно;
  5. В лице своих родителей ребенок не чувствует опоры, авторитета;
  6. Родители не любят своих детей одинаково, один из них вынужден испытывать ревность, чувство собственной неполноценности;
  7. В семейных отношениях отсутствует базовое доверие между родителями и детьми;
  8. Родители настраивают ребенка друг против друга (или намерено ссорят своих же детей);
  9. У ребенка с родителями отсутствует общение (члены семьи общаются только по бытовым, дежурным вопросам);
  10. Родители намеренно не пускают в дом друзей ребенка, негативно высказываются о ком-то из них, запрещают ему дружить с определенными ребятами;
  11. Ребенок понимает, что родители демонстрируют свою заботу и любовь поверхностно, номинально (например, только в присутствии других родственников).

Формы детской агрессии

В работе с агрессивными детьми выделяют различные формы детской агрессии:

  1. Физическая агрессия (удары, укусы, толчки, побои, пинки);
  2. Раздражение (вспыльчивость, импульсивность, грубое поведение);
  3. Вербальное агрессивное поведение (крики, ругань, брань, угрозы);
  4. Направленная агрессия (оскорбления, обзывания, злые шутки, направленные в сторону конкретного человека);
  5. Ненаправленная агрессия (топанье ногами, истерики в общественных местах, выкрики на улице);
  6. Детский негативизм (протест против общепринятых действий, уверенность ребенка в том, что у него ничего не получится);
  7. Аутоагрессия, которую ребенок направляет на самого себя (вырывание волос, обгрызание ногтей, нанесение себе ран, царапин).

Детская агрессия в год

Детская агрессия в год часто связана с тем, что ребенок еще не умеет разговаривать, а, следовательно, доносить свои желания до родителей. Взрослым стоит почаще задавать ребенку уточняющие вопросы: «Ты хочешь поиграть с красной машинкой?», «Тебе дать попить?» и т.д.

Проявлять агрессию в год могут и те дети, у которых появляются младшие братья или сестры. Агрессия в этом случае связана с ревностью к новому члену семьи, с боязнью потерять родительскую любовь, внимание. 

Агрессия детей в детском саду

Чаще всего детская агрессия в детском саду возникает у ребят, находящихся в возрастном диапазоне 2-4 лет. 

Почти в каждой группе детского сада есть ребенок, который нападает на других, отбирает чужие игрушки, задирает товарищей, намеренно говорит грубые слова. 

Агрессия детей в детском саду – настоящая проблема для воспитателей и родителей, так как работать с такими детьми сложно. 

Важно понять, что агрессивность ребенка отражает его внутренний дискомфорт, неумение правильно реагировать на ситуацию. То есть, агрессивные дети, как никакие другие, нуждаются в тепле, ласке, заботе. 

Педагогам и родителям не всегда понятно, чего добивается такой ребенок, каковы его истинные потребности. Чаще всего происходит так, что со стороны детей он получает отпор или страх, со стороны взрослых – наказание, порицание. 

Дети дошкольного возраста нуждаются в корректировке агрессивного поведения. Помочь в этом могут следующие методики:

  1. Музыкальная терапия (прослушивание успокаивающей музыки, звуков природы, ритмичные движения под музыку, попытки передавать собственное настроение через музыку);
  2. Библиотерапия. Пока ребенок находится в дошкольном возрасте, то сказки, притчи, былины и басни не воспринимаются им как чей-то вымысел. Для ребенка это – особая реальность. В процессе прочтения и прослушивания ребенок учится понимать чувства других людей, причины их поступков, открывает для себя новые модели поведения. Это учит агрессора контролировать свои эмоции, анализировать поведение, искать другие выходы из сложных ситуаций;
  3. Рисование, арт-терапия. Изначально у агрессивного ребенка будут преобладать такие же черты и сюжеты в рисунках, но со временем это начнет сглаживаться, появятся более яркие краски, жизнерадостные сюжеты. Особенно эффективно совместное творчество, где дети могут поддерживать, помогать друг другу, проявлять дружеское участие;
  4. Личный пример взрослого или другого ребенка. На своем примере взрослые могут показывать, как можно вести себя в тех или иных ситуациях без демонстрации агрессивного поведения;
  5. Отсутствие реакции. Если ребенок деструктивным поведением пытается привлечь внимание педагога, то просто не стоит реагировать на это;
  6. Разрешение на агрессию. Когда что-либо разрешается ребенку, то оно теряет свою привлекательность по сравнению с тем, что запретно. Воспитатель может отвести агрессивного ребенка в спортивный уголок и дать ему возможность покричать, побеситься, поругаться, потопать ногами;
  7. Дать ребенку важное, ответственное задание. Не нужно использовать этот метод как наказание. Наоборот, пусть ребенок гордится, что ему одному доверили серьезное поручение (разносить хлеб на стол перед обедом, проводить физкультминутку).

Детская агрессия в школе

Если поведение агрессора в детском саду не было скорректировано, то детская агрессия в школе будет углубляться, укореняться, сливаться с ребенком. Но и в школьном возрасте состояние подлежит коррекции.

детская агрессия в школе

Родителям и учителю нужно будет действовать вместе, предпринимать более серьезные меры:

  1. Объединиться с учителем, завучем, административным составом школы. Но посыл должен быть не показать ребенку, какой он плохой, а решить проблему сообща.
  2. Не стоит надеяться, что ребенок перерастет проблему и волшебным образом исправится. Этого не произойдет, а со временем агрессор начнет действовать еще более развязно.
  3. Не воздействовать на ребенка при помощи силы, это только породит ответную волну гнева от него.
  4. Научить других детей экологичным способам защиты от агрессора, чтобы избежать ситуации, в которых жертвы ведут себя не лучше, чем их обидчик.
  5. Не показывать ребенку собственную слабость, растерянность, незнание. Если родители и учителя будут просто просить его стать добрее, агрессора это лишь раззадорит. Во взрослых людях он должен видеть авторитетную фигуру. 

Если агрессор выходит за рамки невинных шалостей, то администрация школы может привлечь к решению проблемы сотрудников общественного правопорядка. 

Последствия детской агрессии

Последствия детской агрессии могут отразиться на всех сферах жизни человека (построение личных и внутрисемейных отношений, профессиональная реализация, дружеские контакты).

Часто у агрессоров падает дисциплина, так как учителя перестают видеть в них примерных учеников. Их дневники могут пестреть замечаниями о неудовлетворительном поведении. Это может напрямую отражаться на их успеваемости и репутации в классе. 

Часто из агрессивных детей вырастают такие же взрослые, проявляющие жестокость по отношению к собственному ребенку, делающие его несчастным, нелюбимым. 

Агрессивные взрослые часто остаются одинокими, так как не могут наладить свою личную жизнь. Из них могут вырастать абьюзеры, домашние тираны.

Агрессорам сложно выстраивать дружеские отношения. Таких людей боятся или вовсе предпочитают избегать, поэтому им сложно будет почувствовать на себе настоящее дружеское участие, теплоту, поддержку. В рабочем коллективе агрессора также будут обходить стороной. Из-за несдержанного характера человеку могут отказать в должности, где требуется внимание, терпеливость, выдержка.

Со временем у агрессивного взрослого могут развиваться следующие состояния:

  • чувство опустошенности, потери жизненной энергии;
  • ощущение вины за причиненный другим людям вред;
  • нарушение самооценки, отсутствие абсолютной любви к самому себе;
  • чувство полного одиночества;
  • развитие депрессивных состояний.

А есть ли у агрессии плюсы?

Сама по себе агрессия не являются плохим качеством, ее важно уметь правильно и «к месту» использовать. Изначально это явление возникло в процессе эволюции, так как агрессивные представители животного мира отличались лучшей выживаемостью, приспосабливаемостью.

Ребенку агрессия помогает в следующих случаях:

  1. Защита личных границ, своего пространства, имущества, тела. Если бы у ребенка не было агрессии, другие постоянно бы отбирали у него игрушки, обзывали, били, нарушали его личную неприкосновенность.
  2. Помогает очерчивать притязания ребенка. Например, в школьной столовой на место ребенка может сесть его одноклассник. Совершенно нормально почувствовать по этому поводу агрессию, напомнить однокласснику, что это – чужое место, попросить пересесть. Это тоже агрессия, но проявленная правильно, тактично, экологично.
  3. Дает возможность конкурировать, осуществлять собственные цели. Особенно это помогает детям, которые занимаются какими-либо видами спорта или творчества, участвуют в конкурсах, соревнованиях.
  4. Защита от наглых, хамоватых людей, которые хотят использовать ребенка в своих целях. Мягкие и добрые дети часто становятся жертвами манипуляторов, не хотят причинять неудобств другим. Например, более наглые дети могут отбирать завтрак у ребенка, не уступать ему место на качелях, брать и не отдавать его игрушки. Здоровая агрессия помогает ребенку дать понять таким людям, что в его отношении подобное поведение недопустимо.

Как реагировать на агрессивное поведение ребенка

На агрессивное поведение ребенка важно реагировать правильно. Не нужно сразу его наказывать, ругать, лишать сладостей или просмотра мультиков. Лучше попробовать следующую схему:

  1. Проявить понимание, участие в проблемах ребенка. Например, «Я понимаю, что тебе обидно, но драться в такой ситуации все же не выход». 
  2. Сказать ребенку спокойным голосом, что родителям неприятно такое поведение. Например, «Я сильно огорчаюсь, когда ты так громко ругаешься». 
  3. Предложить ребенку другой вариант поведения. Например, «Вася не дал тебе поиграть свою машинку, потому что сам играет с ней. Подожди немного и попробуй попросить у него ее еще раз, или предложи дать ему поиграть взамен свой танк». Также важно акцентировать внимание на чувствах ребенка после предложенного варианта поведения. Указать на то, что ему самому будет приятно, если он сможет без ссор договориться с другом, его похвалят окружающие, будут считать вежливым ребенком.
  4. Если ребенок не на шутку разозлился, то стоит дать ему выпустить пар, успокоиться, а потом уже переходить к обсуждению ситуации и к возможным вариантам ее решения. Когда ребенок зол, обсуждать с ним что-либо бесполезно, его агрессивное поведение только усилится. Лучше временно переключить внимание ребенка на что-то другое, попросить помочь или поговорить на отвлеченные темы, а к обсуждению его агрессивного поведения вернуться потом. 
  5. Дать ребенку возможность самому найти компромиссное решение, задавать наводящие вопросы, не всегда давать ему готовую схему действий. Требование полного подчинения и соответствия родительским ожиданиям спровоцирует лишь новую волну агрессивного поведения. 

Профилактика детской агрессии

Профилактика детской агрессии – это понятие многогранное и обширное. Для достижения положительного результата потрудиться придется и взрослым, и ребенку (а иногда в этот процесс включаются воспитатели детского сада, педагоги, психолог).

Состояние и поведение ребенка улучшится, если в семье произойдут необходимые изменения, поэтому работу нужно начинать непосредственно с родителями. 

Практические советы и рекомендации по профилактики агрессии у детей для родителей:

  1. В любой момент своей жизни ребенок должен чувствовать себя важным, любимым, услышанным, понятым. Даже если его поведение далеко от идеального.
  2. Не стоит упускать возможность лишний раз сказать ребенку слова любви, приласкать его.
  3. Родителям стоит самим демонстрировать спокойное, тактичное, уверенное поведение. Если родитель не допускает вспышек гнева, а свое недовольство выражает экологично, ребенок тоже освоит эти навыки, так как дети склонны подражать родителям, копировать неосознанно их поведение.
  4. Повышение голоса на ребенка и необоснованные запреты – не лучшие методы воспитания. 
  5. Если ребенок все же проявил агрессию, не нужно ругать, стыдить, наказывать его. Сперва нужно разобраться в причинах его поведения, а затем вместе поискать другие пути решения возникшей проблемы.
  6. Формировать у ребенка эмпатию, умение сопереживать, ставить себя на место другого человека.
  7. Помогать ребенку изучать себя, свои эмоции, чувства и состояния.
  8. Не отказываться полностью от наказаний, но использовать их правильно. Наказание должно быть последовательным, не осуществляться просто так, потому что у родителя плохое настроение. Ребенок должен понимать, за что и как его наказывают. Наказание не должно унижать ребенка, нарушать его границы, задевать достоинство.
  9. Если родители видят, что ребенок раздражен и рассержен, нужно дать ему возможность выплеснуть накопившейся негатив безопасным способом. Например, пусть он побьет подушку, порвет ненужную газету или громко, во весь голос, споет какую-нибудь песню. 
  10. Ребенок может пытаться самоутвердиться, возвыситься. Не нужно жестко пресекать эти попытки, лучше постараться договориться, сразу очертить перед ребенком границы дозволенного.
  11. Следить за поведением ребенка. Если в какой-либо ситуации он повел себя тактично и вежливо, не прибегал к использованию агрессии, то это стоит отметить, поощрить.
  12. Если ребенок не знает, как правильно вести себя в той или иной ситуации, заранее можно разыграть их дома, а в реальности ребенку останется только воспроизвести то, что было отрепетировано.
  13. Не нужно давать ребенку ложные обещания, которые родители изначально не собираются выполнять. Это подрывает авторитет родителей в глазах ребенка.
  14. Никогда не ставить перед ребенком никаких ультиматумов. 
  15. Не наказывать его за то, что родитель сам допускает в своем поведении.
  16. Придерживаться определенной стратегии в поведении ребенка, а не менять ее постоянно в угоду ситуации или собственному настроению. 
  17. Не бояться делиться с ребенком своими чувствами, эмоциями, сомнениями.
  18. Критиковать поступки ребенка, но не его самого, не его личность. 
  19. Подключать, когда это уместно, чувство юмора. 

Как взрослым не стоит себя вести

Часто эмоции берут верх даже над самыми сдержанными и тактичными взрослыми. Справиться с детской и подростковой агрессией нелегко, но от следующих фраз и методов воздействия все же стоит отказаться:

  1. Повышать голос, говорить слишком авторитарным, угрожающим тоном.
  2. Демонстрировать собственную власть («Я родитель, поэтому я буду решать, с кем тебе общаться», «Я старше тебя, поэтому ты не имеешь никакого права разговаривать со мной таким тоном»).
  3. Кричать, самому проявлять агрессию.
  4. Разговаривать «сквозь зубы», демонстрировать агрессивные позы, угрожающие жесты.
  5. Насмехаться над ребенком, шутить злые шутки, вести себя саркастично, передразнивать его.
  6. Отзываться негативно о его друзьях, приятелях или тех людях, общением с которыми он дорожит. 
  7. Применять физическую силу.
  8. Втягивать в конфликт других людей, обсуждать поведение ребенка совместно с другими родственниками, членами семьи.
  9. Настаивать исключительно на своей правоте, не принимать во внимание точку зрения ребенка, его чувства.
  10. Читать ребенку морали, проповеди и нотации, акцентируя внимание только на том, какой он плохой и насколько недопустимо его поведение.
  11. Угрожать ребенку наказанием, если он не прекратит вести себя агрессивно.
  12. Применять обобщающие речевые конструкции типа «Ты всегда ведешь себя неправильно» или «Все дети сейчас такие, ненормальные».
  13. Использовать абстрактные деструктивные фразы «Твое поведение мне не нравится, поэтому ты плохая дочь», «Сейчас я не люблю тебя, полюблю тогда, когда ты исправишь свое поведение».
  14. Сравнивать ребенка с другими детьми, особенно не в его пользу. От сравнения ребенка с кем-либо вообще стоит отходить. Человека можно сравнивать только с самим собой.
  15. Давить на ребенка, манипулировать им («Если ты не перестанешь так себя вести, у мамы из-за этого поднимется давление»).
  16. Искать ребенку оправдания, обвинять в его поведении других детей или взрослых, отказываться от объективной оценки.
  17. Использовать подкуп («Прекращай капризничать, а я за это куплю тебе шоколадку»). 

Заключение

Проблема агрессивного поведения у детей часто кроется в отношениях родителей между собой, в состоянии семейного эмоционального микроклимата. От проблемы агрессивного поведения нельзя отгораживаться. Оно не пройдет само по себе, но может спровоцировать массу проблем в дальнейшей, уже взрослой и самостоятельной жизни.

Источники

Автор публикации

Аватар Татьяна Ушакова
Татьяна Ушакова
Психолог

Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх