Синдром Дефицита Внимания и Гиперативности (СДВГ) у детей

Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ)
Содержание скрыть

Введение

Сегодня о гиперактивности детей говорят все чаще. Наблюдается тенденция, что не все родители правильно истолковывают данный термин, ошибочно называя гиперактивными детей, которые просто любят двигаться, играть в подвижные игры. Но истинная гиперактивность – это куда более серьезное явление. Что делать родителям, которые с ним столкнулись?

Что такое СДВГ и детская гиперактивность?

Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (сокр. СДВГ или сокр. англ. ADHD) – расстройство психологического и поведенческого характера, которое проявляется в детском возрасте, начиная с 3 лет. Дети с такой особенностью очень неусидчивые, подвижные, проявляют повышенную двигательную активность. Им сложно сосредоточить свое внимание на какой-то определенной деятельности, постоянно отвлекаются. 

Большая часть случаев СДВГ сопровождается проблемами эмоциональной сферы. Ребенок ведет себя нестабильно, а зачастую просто неадекватно.

Поведение детей с повышенной гиперактивностью часто не соответствует возрасту. Например, если ребенок двух лет выгибает спину и кричит в торговом центре, то для него такое поведение нормально. Он еще не умеет правильно выражать свои эмоции, у него не развита волевая сфера. Скорее всего, своим поведением он сообщает родителям об усталости, желании прилечь или чувстве голода.

Если так ведет себя ребенок 4-5 лет, то это уже не вариант нормы. Во-первых, такие дети уже неплохо владеют речью и вполне могут сообщить родителям о своих желаниях или проблемах, во-вторых, он понимает, что есть ситуации, где стоит проявить терпение, подождать, вести себя тихо.

Дети с СДВГ плохо чувствуют себя в социуме, не имеют сформированных способностей к адаптации. В детском саду воспитатели регулярно жалуются на их поведение. Если такой ребенок не посещает детский сад, но выходит во двор или на площадку, все игры заканчиваются слезами и бурным выяснением отношений. В школе проблемы продолжаются. Гиперактивный ребенок не может сосредоточиться на учебном материале, внимательно слушать учителя. Он отвлекается на посторонние мысли, смотрит в окно, мешает другим. Естественно, от этого страдает успеваемость. Дома он не может самостоятельно организовать свою работу, выполнить домашнее задание, выучить заданный материал.

СДВГ. Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности
Cтатистика по странам. Примерное соотношение детей (%) с синдромом гиперактивности

Разновидности гиперактивности

Гиперактивность у детей бывает трех видов, для каждого из которых характерны свои собственные отличительные признаки.

Дефицит активного внимания

При дефиците активного внимания за ребенком наблюдается следующее поведение:

  • проявляет непоследовательность в действиях;
  • трудно удерживает внимание на определенном объекте;
  • игнорирует человека, который обращается к нему;
  • с большой охотой и энтузиазмом выполняет задания, но часто не заканчивает начатое;
  • испытывает трудности с любой организацией (рабочего места, выполнения задания, уборкой за собой);
  • забывает, куда положил ту или иную вещь, не может найти нужный предмет;
  • забывает выполнить просьбу или сделать задание, ему нужно постоянно об этом напоминать.

Двигательная расторможенность

Для двигательной расторможенности характерны:

  • неумение сидеть спокойно (ёрзает, крутится, не может успокоить свои конечности);
  • проявление признаков беспокойства (барабанит руками, теребит одежду, перебирает пальцы, может забраться куда-то или спрятаться);
  • спит гораздо меньше других детей, даже будучи младенцем;
  • любит поговорить, но часто перескакивает с темы на тему, не заканчивает мысль, забывает, что хотел сказать.

Импульсивность

Для импульсивного гиперактивного поведения характерны признаки:

  • перебивает собеседника, не может дослушать его мысль или вопрос до конца;
  • не может дождаться, когда наступит его очередь говорить;
  • не умеет регулировать и контролировать свое поведение, не подчиняется общепринятым правилам и запретам;
  • ведет себя нестабильно (сегодня успешно выполняет задания и хорошо себя ведет, а завтра – с точностью до наоборот).

Когда проявляется гиперактивность

Гиперактивность обычно проявляется у детей в детском саду или в начальных классах. То есть, в тот период жизни, когда ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает нагрузки, заведенных правил и обязательств. 

Ситуация развивается быстро и стихийно. С ребенком не справляются учителя и воспитатели, дома его поведение тоже далеко от образцового. 

Невнимательные родители могут заметить СДВГ еще в раннем, младенческом возрасте. Будущий гиперактивный ребенок очень подвижен и эмоционален, выпутывается из пеленок, плохо засыпает, без видимой причины может прокричать всю ночь. Стоит только родителям отвернуться, ребенок падает, ударяется, уползает или с ним происходит что-то подобное. По мере взросления такие дети вылезают из манежей или колясок, постоянно падают, все опрокидывают, ломают. 

Такие малыши не любят спокойные игры (лепить куличики, собирать кубики, что-то строить). Им важно постоянно находиться в движении, родители порой не могут за ними угнаться. Даже смотреть мультики и слушать сказки им не нравится.

Причины возникновения СДВГ и гиперактивности у детей

Психологи и психиатры, занимающиеся проблемой возникновения у детей СДВГ, сходятся во мнении, что состояние имеет многофакторные причины, часть из них еще доподлинно не установлена и не зафиксирована в официальной медицинской литературе.

Принято считать, что причины СДВГ делятся на 4 большие группы: биологические, генетические, психосоциальные, экологические. 

Биологические причины детской гиперактивности

К биологическим факторам относят те, которые случаются по причине нестабильной работы нервной системы у ребенка:

  • гипоксия плода, возникающая при его вынашивании или родах;
  • беременность или роды, протекающие с нарушениями;
  • преждевременные роды или переношенность плода;
  • слишком ранняя беременность (до 20 лет) или поздняя (после 40-42 лет);
  • нездоровый образ жизни матери во время беременности (курение, употребление спиртного или запрещенных веществ);
  • работа будущей матери на вредном предприятии;
  • беременная женщина часто переутомлялась, испытывала много стресса в период вынашивания ребенка;
  • наблюдается серьезное нарушение обмена веществ (в том числе и наследственного характера);
  • прием медикаментозных препаратов, запрещенных во время беременности.

Генетические факторы

По статистике, СДВГ наследуется в 50% случаев. То есть, если у родителей есть такая особенность, то с высокой вероятностью она проявится и у ребенка.

Этот аспект сегодня активно исследуется, но ученые уже начинают делать связи между определенными генами и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. 

Объектами исследования выступают семьи, в которых родились близнецы, семьи с усыновленными и биологическими детьми. 

Психосоциальные факторы

Гиперактивностью ребенок может страдать по следующим причинам:

  • низкое социальное положение семьи, недостаточная материальная обеспеченность;
  • вредные привычки у родителя (или у обоих родителей);
  • постоянные ссоры с родителями, друзьями, учителями;
  • утрата близкого человека или его тяжелая болезнь;
  • ребенок перенес какую-либо психологическую травму;
  • ранее отлучение ребенка от матери или недостаточно ласковая, заботливая мать;
  • развод родителей;
  • нестабильная эмоциональная обстановка в семье (родители выясняют отношения, ребенок наблюдает сцены домашнего насилия и т.д.).

Экологические факторы

Сами по себе экологические факторы редко вызывают гиперактивность, но могут усугубить уже имеющуюся проблему или предпосылки к ней. В зоне риска следующие дети:

  • скудно питающиеся, с недостатком белков в повседневном рационе;
  • в рационе слишком много быстрых углеводов и пустых калорий (сладости, выпечка, чипсы);
  • недостаток витаминов, минералов, микроэлементов в рационе (чаще всего гиперактивным детям не хватает магния).

Признаки гиперактивного ребенка

Если присмотреться внимательно, то отличить гиперактивного ребенка от остальных не слишком сложно:

  1. Не может сконцентрироваться на одной задаче. Часто хватается сразу за несколько, в итоге терпит неудачу, нервничает.
  2. Раздражает окружающих, так как постоянно бегает, прыгает, суетится, совершает массу бесполезных движений.
  3. За таким ребенком закрепляется прозвище «растеряша». Он постоянно где-то забывает письменные принадлежности, сменную обувь, может уйти в школу, оставив дома портфель.
  4. На уроке может забыть записать домашнее задание, выполнить упражнение или задание.
  5. Внешне выглядит неаккуратно, неряшливо, растрепано.
  6. Часто не считает нужным отзываться, если к нему обращаются родители, учителя, другие взрослые.
  7. Относится к работе невнимательно, поэтому в его тетради много ошибок, описок, помарок. Торопится при выполнении задания, даже если в этом нет никакой необходимости.
  8. Начинает работу с огромным энтузиазмом, но практически никогда не доводит дело до конца.
  9. Избегает заданий и упражнений, которые требуют прилежания, старания, длительной концентрации внимания. Если их задали на дом, может вообще не взяться на уроки.
  10. Во время урока постоянно крутится, отвлекается, совершает лишние движения. Может подскакивать со стула, в порыве возбуждения бегать по классу, тогда как все остальные дети спокойно сидят на местах.
  11. Болтает во время урока, часто перескакивает с мысли на мысль, не заканчивает предложения. Выкрикивает с места, не дождавшись, когда учитель закончит реплику и выберет отвечающего.
  12. Отвечает невпопад, поэтому неверно. Складывается впечатление, что он вообще не обдумывает свой ответ заранее.
  13. Крайне редко поднимает руку, если что-то хочет сказать или ответить на вопрос учителя.
  14. Дневник гиперактивного ребенка весь исписан замечаниями, плохими оценками. Родители часто посещают кабинет директора или классного руководителя. Однако, в корне исправить ситуацию, наладить поведение и успеваемость такого ребенка никак не получается.
  15. Поведение ближе к вечеру у такого ребенка становится более спокойным, стабильным, размеренным. Однако, с утра ситуация опять повторяется.
  16. Ребенок не может проанализировать последствия своих поступков, из-за чего часто попадает в глупые, неприятные или даже опасные ситуации.
  17. Трудности в поведении имеют постоянный, систематический характер. Если ребенок вел себя слишком активно пару дней, то это не гиперактивность, причины в другом.
Ребёнок с СДВГ прыгает на кровати

Состояние ребенка может проявляться не только в виде поведенческих нарушений, но и на физиологическом уровне:

  • ребенок плохо спит, тяжело засыпает;
  • остро реагирует на шум, яркий свет;
  • жалуется на головные боли;
  • может быть диагностирован энурез;
  • отмечается состояние повышенной усталости;
  • ребенка могут мучить нервные тики.

Как отличить гиперактивного ребенка от простого непоседы

Если речь идет о непоседливости ребенка, то обратить внимание стоит на следующие признаки:

  1. Предпочитает спокойным играм подвижные, спортивные. На месте ему сидеть скучно, но если взрослым удастся его увлечь, заинтересовать, то может поиграть и в спокойную игру. Например, сложить мозаику, порисовать, почитать с родителями книжку.
  2. Говорит быстро и много, любит поболтать, но речь такого ребенка четкая, слова проговаривает полностью, заканчивает предложения. Родители и другие взрослые часто отмечают его любознательность, желание разобраться в непонятных пока что вещах. 
  3. Ответы взрослых выслушивает внимательно, редко перебивает и не мешает им говорить.
  4. Не страдает нарушениями сна, плохим пищеварением, в целом имеет нормальное здоровье, хорошо себя чувствует.
  5. Непоседа проявляет повышенную активность далеко не везде. Дома он может разгуляться и позволить себе лишнего, а вот в школе, саду или в гостях у малознакомых людей немного стесняется, ведет себя как самый обычный ребенок.
  6. Редко проявляет агрессию. Конечно, может дать сдачи, если случилась неприятная ситуация, и его обидели. Но сам никогда не будет провоцировать драку, конфликт, громко выяснять отношения.

Когда нужно обращаться к психиатру

Общеизвестно, что СДВГ – это один из ярких симптомов шизофрении, психического расстройства, которое до сих пор изучено не до конца. Бить тревогу и вести ребенку к психиатру нужно в следующих случаях:

  1. О нем говорят, что он слишком странный, не в лучшую сторону выделяется на фоне сверстников.
  2. В раннем возрасте за ним не наблюдалось гиперактивности, рос обычным ребенком. Состояние начало проявляться позже, в 5-7 лет (иногда даже ближе к подростковому возрасту).
  3. Не умеет общаться с другими детьми (постоянно держится в стороне, не принимает участие в коллективных играх, ни с кем не знакомится).
  4. Его активность со стороны смотрится нелепо. Он может начать хаотично хлопать в ладоши, хаотично бегать, совершать подпрыгивания. При этом, сам он не может определить цели и мотивы собственного поведения.
  5. На уроках он думает о своем, погружен в какую-то другую реальность. При этом, он может неплохо выполнять сложные задания, например, правильно складывать, вычитать и умножать большие числа. А при просьбе решить элементарную задачу на логику – теряется, дает неверный ответ.
  6. Его активность похожа на приступы. В одни дни ребенок ведет себя спокойно, может пошутить, усидчив и относительно внимателен. Но потом у него начинается внезапное возбуждение.
  7. Избегает прямого взгляда в глаза собеседнику, может закрывать глаза или уши. Но бывает и наоборот – ребенок нарушает личное пространство другого человека, становится слишком близко к нему, вызывает этим чувство неловкости, психологического дискомфорта.

Если родители заметили за своим ребенком 4 или более признаков, не нужно откладывать визит к детскому психиатру. Нужно быть готовым к тому, что такие нарушения не проходят сами собой, не перевоспитываются. Ребенку назначат медикаментозное лечение.

Диагностика и лечения синдрома гиперактивности

Обычно невролог или психиатр проводит диагностику состояния в 3 этапа:

  1. Врач собирает анамнез. В первую очередь, его интересуют особенности поведения гиперактивного ребенка. Также может поинтересоваться у мамы, как протекала ее беременность, были ли какие-то осложнения, заболевания в период вынашивания ребенка, присутствуют ли хронические, наследственные патологии.
  2. Проведение специального тестирования. Этот способ диагностики доступен для детей, которые уже достигли возраста 5-6 лет. Врач анализирует время, затраченное на выполнение заданий, а также особенности поведения ребенка при этом.
  3. Электроэнцефалограмма. Нужна для оценки состояния мозга ребенка на период исследования. Родителям не стоит беспокоиться, для ребенка эта процедура абсолютно безопасна и безболезненна.

Лечение СДВГ должно осуществляться комплексно. Комплекс включает в себя медикаментозное лечение, соблюдение диеты. Основной упор делается на правильный подход в воспитании такого ребенка, коррекцию его поведения. В некоторых случаях врач может назначить дополнительные медицинские манипуляции и процедуры (например, стимуляция мозга слабыми импульсами электрического тока). 

Медикаментозное лечение назначается только врачом, самолечение исключено. Первичный прием лекарств проводится под наблюдением специалиста.

Можно ли полностью вылечить синдром гиперактивности и дефицита внимания у ребенка

Многие родители или взрослые люди считают СДВГ выдуманным диагнозом. По их мнению, с детьми просто нужно быть строже, тогда они и будут вести себя иначе. Но это заблуждение, ребенок с дефицитом внимания не может сидеть тихо, никому не мешать, увлеченно работать и доводить дело до конца.

Детский невролог Нина Московкина утверждает, что к диагнозу СДВГ нельзя относиться легкомысленно. Полностью вылечить эту проблему нельзя, но можно корректировать. Ребенку с СДВГ можно помочь в детстве, чтобы в дальнейшем его жизнь протекала без осложнений. Но этот диагноз ставится на всю оставшуюся жизнь.

СДВГ

Также специалист предупреждает, что часто диагноз СДВГ ставится ребенку без должной диагностики. Типичная ситуация – родители приводят ребенка к неврологу и среди жалоб высказывают то, что ребенок гиперактивен. Врач ставит этот диагноз без оценки, со слов родителей. Взрослые должны помнить, что такой диагноз может поставить только психиатр, а сами они часто путают истинную гиперактивность с обычной непоседливостью ребенка.

Положительные качества гиперактивного ребенка

Воспитывать и обучать гиперактивных детей очень сложно, но, несмотря на все трудности, в их поведении можно вычленить ряд преимуществ:

  1. Имеет уникальный, самобытный взгляд на окружающий мир.
  2. Генерируют творческие идеи, а если заинтересуются, то вполне успешно могут заниматься творчеством.
  3. Проявляют энтузиазм, с ними никогда не бывает скучно.
  4. Интересуются многими вещами, вырастают яркими личностями с незаурядным характером.
  5. Очень деятельны, непредсказуемы.
  6. Если их заинтересовать и дать правильную мотивацию, будут работать очень быстро, выполнять задания быстрее всех детей (но не факт, что аккуратно и правильно).
  7. Нестандартно мыслят, могут решить задачу таким нестандартным способом, до которого в классе никто больше не додумается.
  8. Их интеллект никак не нарушен, а иногда даже довольно высок.

Как вести себя воспитателю, если в группе есть гиперактивный ребенок

Особенности и правила работы воспитателя детского сада с гиперактивными детьми:

  1. С самого утра давать ему такие задания, которые подразумевают активные движения. Если гиперактивный ребенок любит зарядку (что бывает очень редко), то к этому полезному занятию можно приобщить всю группу. Но обычно таким детям просто дают возможность активно подвигаться (потанцевать, побегать в спортивном уголке).
  2. Ребенка с СДВГ бесполезно просить вести себя тише, спокойно сидеть, не мешать другим. Как только воспитатель заметил, что его воспитанник начал вести себя активно, нужно дать ему индивидуальное задание (обязательно требующее физической активности). Пусть принесет карандаш, намочит губку, сбегает к окну и скажет, какая сейчас погода.
  3. Гиперактивные дети любят быть в центре внимания. Периодически стоит разрешать ему показывать упражнения и трюки для остальных, ему это будет очень приятно. 
  4. Во время свободных игр не нужно запрещать ему бегать, кувыркаться, прыгать. Пусть выпускает свою энергию. Задача воспитателя – быть рядом и следить, чтобы такой ребенок не делал ничего опасного для себя и других.
  5. Некоторым детям, для снижения их повышенной активности, помогает нахождение в одиночестве, расслабление. Иногда стоит отпускать такого ребенка побыть в импровизированном «уголке уединения», успокоиться. Главное – никогда не использовать такой прием с целью наказания.
  6. Развесить по группе плакаты с правилами поведения в детском саду. Например, с картинками, на которых наглядно изображен алгоритм одевания на улицу. Если у гиперактивного ребенка возникнут с этим трудности, воспитатель может просто указать на плакат, но не делать ничего за ребенка.
  7. Регулярно проветривать помещение, где находятся дети. Следить за тем, чтобы в группе всегда была кипяченая вода комнатной температуры. Иногда для того, чтобы немного успокоиться, ребенку с СДВГ достаточно просто попить водички, посмотреть в окно.
  8. Хаос в помещении растормаживает любых детей, гиперактивных – особенно, поэтому, воспитателю нужно постоянно следить за тем, чтобы в группе был порядок, вещи и игрушки находились на своих местах. При этом, дети должны видеть, что и где находится, могли без труда взять то, что им нужно.
  9. Чередовать занятия с гиперактивным ребенком, не заставлять его подолгу делать одно и то же дело. Например, идет урок рисования. Каждые 15 минут можно устраивать физкультминутку, это будет полезно и для других детей. Ближе к окончанию урока можно дать гиперактивному ребенку возможность выступить, рассказать и показать, что изображено на его рисунке.
  10. Не ограничивать гиперактивного ребенка в общении с другими детьми. Например, ввести правило, что во время занятия дети могут переговариваться с соседом, но очень тихо или шепотом.
  11. Давать короткие и понятные задания. Для гиперактивного ребенка можно давать дополнительные инструкции, делить большую задачу на несколько маленьких. Например, не стоит давать задание: «Сделай аппликацию». Ребенку нужно объяснить, что сначала нужно нарисовать на бумаге фигуры или предметы, вырезать их, намазать клеем, приклеить на большой лист. Так ребенку будет легче ориентироваться и понимать, чего от него хотят. При постановке одной большой задачи он может растеряться, начать плакать, торопиться или кричать.
  12. Иногда предлагать ребенку спокойные игры или игры на внимательность. Например, «съедобное-несъедобное», показать все предметы определенного цвета. Но не нужно настаивать на слишком долгой игре, 5-10 минут на первое время будет достаточно.
  13. Давать ребенку сбрасывать двигательное напряжение, не наказывать его за то, что он бегал на улице.

Что делать педагогу, если у него в классе есть гиперактивный ребенок

Гиперактивному ребенку требуется особое отношение, повышенное внимание. Стандартные школьные программы и упражнения для него не подойдут. Такому ученику нужно помогать учиться, осваивать школьную программу:

  1. Давать ребенку максимально четкий, подробный и структурированный план работы. На выполнение каждого из подпунктов плана должно отводиться определенное время.
  2. Не забывать о поощрении ребенка, но делать это только тогда, когда он действительно это заслужил.
  3. Посадить гиперактивного ученика за первую парту, чтобы его было легче контролировать, наблюдать за его деятельностью.
  4. Поговорить с ребенком и объяснить ему, что при любых затруднениях в выполнении заданий он не должен стесняться обратиться к учителю за помощью.
  5. Гиперактивным детям важно ощущать собственную значимость, для этого ему нужно давать общественно полезные задания (полить цветы, отремонтировать дома порванную книгу, вымыть на перемене доску). Если он будет успешно с этим справляться, со временем можно будет предложить ему общественную нагрузку (например, поучаствовать в мероприятии, выступить на школьных спортивных соревнованиях).
  6. Настаивать на том, чтобы на парте ребенка всегда был порядок. Отпускать его на перемену только тогда, когда он подготовился к следующему уроку, сделал это правильно и аккуратно.
  7. В течение урока хотя бы раз устраивать двигательную разминку, физкультминутку. 

Как родителям вести себя с гиперактивным ребенком

Правила и рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей и общению с ними:

  1. Завести четкий и понятный для ребенка распорядок дня. Соблюдать его обязательно. Никакие компромиссы, уговоры или манипуляции в этом вопросе неуместны.
  2. Давать ребенку задания под его личную ответственность (следить, чтобы в доме всегда был хлеб, выкидывать мелкий мусор из комнаты и т.д.). 
  3. Если у ребенка что-то получилось, то не скупиться на добрые, приятные слова. Если он потерпел неудачу, то не ругать и не наказывать, а поддержать, попытаться помочь, вместе с ребенком подумать, где именно он совершил ошибку, как ее можно будет избежать в дальнейшем.
  4. Стараться не посещать с ребенком слишком часто места повышенного скопления людей (гипермаркеты, торговые центры, городские праздники, крупные рынки).
  5. Если ребенок слишком устал, то он может перевозбудиться. Чтобы такого не было, стоит примерно каждые 20 минут давать ему возможность отдохнуть. Помнить о том, что взрослые и дети отдыхают по-разному. Если устал взрослый, ему хочется полежать или спокойно посидеть. Ребенок же испытывает потребность побегать, порезвиться.
  6. Быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе, родителям придется делать уроки вместе с ребенком. Не нужно подсказывать или решать примеры за него. Задача взрослого – контролировать, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние дела, выполнял задания аккуратно. Пусть ребенок проговаривает свои действия вслух, рассуждает о том, как лучше решить ту или иную задачу.
  7. Находить поводы для того, чтобы похвалить своего ребенка, сказать ему слова любви. Возможно, его победа незначительная, но добрые слова от родителей придадут ему уверенности в себе.
  8. Подробно и понятно озвучивать требования для ребенка, в своих словах соблюдать логику и последовательность. Отказаться полностью от двойных стандартов и разных требований в зависимости от своего настроения. Например, в доме заведено правило после улицы мыть руки. Его нужно требовать соблюдать всегда, не позволять пропускать мытье рук, даже если очень хочется.
  9. Помнить о том, что ребенок ведет себя так не специально, не потому, что он вредный или избалованный. Это особенности работы его организма.
  10. Не ставить перед ребенком слишком завышенных требований, но и не потакать любому его капризу.
  11. Набраться терпения и быть готовым по нескольку раз озвучивать свои просьбы, особенно, если ребенок не выполняет сказанное с первого раза.
  12. Гиперактивные дети имеют тягу к соревнованиям, стоит пользоваться этим. Например, можно предложить ему посоревноваться, кто быстрее оденется на улицу или уберет свои вещи.
  13. Не игнорировать ребенка, стараться уделять ему больше времени и внимания. Обязательно выделять по нескольку часов, чтобы пообщаться, поиграть с ребенком.
  14. Постараться оформить комнату ребенка в спокойных тонах. Желательно, чтобы в ней не было ничего лишнего (аляповатых ковров, плакатов, массы игрушек, других отвлекающих факторов). Рабочее место ребенка также должно быть оформлено по принципу «удобно, все нужное находится под рукой».
  15. Родители и другие члены семьи должны иметь полное представление о том, что происходит с ребенком (для этого можно почитать специализированную литературу). Важно не обвинять чадо в суетливости, болтливости и неаккуратности, не говорить ему, что он не такой, как все нормальные дети.
  16. Помнить о рассеянности ребенка, помогать ему быть более собранным. Для этого можно купить специальные стикеры и пописать его личные вещи. Перед тем, как уходить из школы или детского сада, вместе проверять, не забыл ли что-то ребенок. Если в течение дня ему нужно выполнить какое-то важное дело (взять справку в медпункте, купить что-то по пути домой или поздравить бабушку с днем рождения), то стоит позвонить ему и напомнить об этом.

Некоторые специалисты считают, что детский сад гиперактивным детям полностью противопоказан, огромное количество детей негативно сказывается на их состоянии.

ToomBoom.ru

Но многие родители предпочитают все же социализировать ребенка. Однако, если есть возможность не ходить в детский сад или посещать его на неполный день, то ею стоит воспользоваться. Конечно, ребенок должен общаться с детьми. Для этого можно регулярно приглашать в гости 2-3 его друзей.

Как общаться с гиперактивными детьми

При общении с гиперактивными детьми есть риск допустить много ошибок, усугубив тем самым ситуацию. Родителям и другим родственникам придется научиться самоконтролю, умению правильно интерпретировать свои мысли и чувства. Как правильно общаться с гиперактивным ребенком?

  • существовать с ребенком в режиме диалога;
  • рассказывать ребенку о правилах коммуникации с другими людьми, приводить разнообразные примеры, предлагать попробовать познакомиться или поговорить с кем-то самостоятельно;
  • не разговаривать с ребенком при помощи команд или длительных ругательных тирад;
  • всегда говорить мягким, спокойным тоном, стараться вникать в проблемы ребенка, его интересы;
  • стараться не говорить гиперактивному ребенку слово «нельзя», обходиться без него (например, «не рисуй на обоях, порисуй лучше в своем альбоме»);
  • у гиперактивного ребенка много негативных реакций на происходящее, задача родителя – помогать ему видеть в них веселые, позитивные моменты (например, «сейчас нам нужно уйти с детской площадки, но дома тебя ждет вкусный обед и твои любимые игрушки»).

Чем занять гиперактивного ребенка

У детей с СДВГ много энергии, поэтому не стоит ожидать, что он будет спокойно сидеть в своей комнате и играть в игрушки. Родителям нужно уделять ему много внимания, постоянно придумывать разнообразные занятия, способы досуга и интересного времяпрепровождения:

  1. Ребенку важно расходовать свою энергию. Если у родителя нет возможности заниматься с ним дома, стоит записать чадо в спортивную секцию (а возможно, даже в 2-3).
  2. Почаще выводить ребенка на улицу, не мешать ему там бегать, выплескивать энергию. Можно даже пойти на хитрость и ряд скучных заданий сделать на улице. Например, с собой на прогулку можно взять учебник и выучить там правило по русскому языку или запомнить небольшое стихотворение в процессе игры на свежем воздухе.
  3. Для гиперактивных детей чрезвычайно полезны занятия плаванием. Они приносят ребенку двойную пользу (он и расслабляется, и выплескивает энергию одновременно). Для этого желательно купить малышу длительный абонемент в бассейн, не прерывать занятия плаванием даже в холодное время года.
  4. Нельзя делать акцент на одно лишь физическое развитие, гиперактивным детям нужно тренировать память. Делать это лучше всего при помощи заучивания стихотворений наизусть. Нужно приложить все силы к тому, чтобы заинтересовать ребенка. Не стоит настаивать, чтобы он учил стихи Пушкина или Лермонтова. Если ему нравятся динозавры или роботы, то пусть разучивает стихотворения про них. Если не нравятся стихи вообще, можно предложить ему учить наизусть детские песни, отрывки из его любимых книжек или мультфильмов.
  5. Хорошая игра для гиперактивного ребенка – это написать вразброс ряд чисел, попросить ребенка письменно восстановить их последовательность.
  6. Самым маленьким гиперактивным детям можно купить игру, в которой есть геометрические фигуры и специальные пазы, соответствующие им. Задача ребенка – вставить фигуру в нужный паз. Нужно быть готовым, что получится это у малыша не сразу.
  7. Читать вместе с ребенком увлекательные, интересные для него книги. Во время прогулки можно попросить его пересказать содержание. 

Питание гиперактивного ребенка

Правильное питание для ребенка с СДВГ – это возможность наладить ситуацию с его поведением, взять его под контроль, скорректировать. Родителям гиперактивных детей нужно выстраивать рацион следующим образом:

  1. Обилие сладостей и вредных продуктов в рационе усиливает риски повышенного возбуждения. По этой причине ребенку не стоит давать в больших количествах конфеты, чипсы, шоколадки, сладкую газировку, фаст фуд. В идеале это продукты стоит постараться убрать из рациона совсем, заменить их на фрукты, сухофрукты, орехи, домашний мармелад или натуральную пастилу.
  2. В рационе ребенка непременно должны быть продукты с фолиевой кислотой, витамином С, В, магнием, калием, цинком. Эти вещества есть в цельнозерновом хлебе, овсяной каше, куриных яйцах, молоке, печени, рыбе, креветках. Также стоит предлагать детям курагу, фасоль, цитрусовые, зелень, ягоды черной смородины. Возможно, ему придется дополнительно пить витамины и добавки, но назначать их должен педиатр после осмотра и сдачи всех необходимых анализов.
  3. Детям с СДВГ не обойтись без холина и лецитина в рационе. Эти вещества помогут ему держать в норме активность мозга. Прежде всего, вещество содержится в яйцах. Их можно варить вкрутую или делать их них омлеты, запеканки. Если ребенок отказывается от яиц в чистом виде, то мелко тереть их и добавлять в салаты, закуски.
  4. Ежедневно в рационе гиперактивного ребенка должен быть животный белок. Лучше всего для этого подходит куриное мясо. Обычно дети охотно едят курицу, котлеты из нее, другие мясные блюда.

Игры для детей с СДВГ

Для гиперактивных детей подойдут следующие игры (подвижные и не только):

  1. Игра «Найти отличие». Ребенок рисует какую-то несложную картинку (животное, домик или дерево). Затем малыш отворачивается, а взрослый что-то дорисовывает на его рисунке. Задача ребенка – увидеть и проговорить вслух, что изменилось.
  2. Игра «Гвалт». В нее можно играть в детском саду или в младших классах. Выбирается ведущий, который выходит за дверь. Учитель или воспитатель раздает каждому ребенку по слову (все они из какой-то известной песенки или стихотворения). Когда ведущий возвращается в комнату, дети одновременно, хором должны выкрикивать свое слово. Задача ведущего – угадать, что это за песня или стихотворение.
  3. Игра «Даю команду». Воспитатель или учитель говорит детям, что сейчас будет задавать им разные интересные вопросы. Но отвечать можно будет тогда, когда учитель даст команду «Говори» и назовет ребенка по имени. Те, кто выкрикивал перед командой взрослого, выбывают из игры.
Игры для детей с СДВГ

Это упражнение научит гиперактивного ребенка на занятиях не выкрикивать с места ответ, а поднимать руку, говорить только после того, как учитель даст ему слово.

  1. Игра «Оживи руки». Не секрет, что гиперактивные дети часто дерутся, ломают вещи, делают что-то неправильно. Если такое случилось, то стоит поиграть в эту игру. Руки ребенка обводятся на бумаге. Он сам раскрашивает их, рисует на них рожицы, картинки. Затем при помощи взрослого руки начинают «разговаривать». Они будут спрашивать у ребенка, какие они на самом деле, что они любят и умеют делать, что получается лучше всего. Важно иметь в виду, что гиперактивный ребенок не всегда желает включаться в такой разговор. Если он молчит, то взрослый должен сам проговорить, что руки очень хорошие, что они могут делать много полезных вещей, но случается и такое, что они не слушаются своего хозяина. Потом руки обещают хозяину, что сегодня они будут вести себя хорошо, делать только добрые дела (здороваться, поливать цветы, рисовать, делать поделки). Если ребенок выполняет эти условия, то его нужно похвалить, заключить подобный договор на еще более длительное время (2-3 дня). 
  2. Игра «Запрещенное движение». Перед игрой взрослый показывает детям простые движения, которые им нужно будет повторять за ним под музыку. Одно движение будет запрещенным, если взрослый его делает, то повторять его нельзя. Ошибившийся ребенок выбывает из игры.

Можно облегчить задачу и без музыки проговаривать цифры или слова, одно из которых будет запрещенным.

  1. Игра «Хлопки». Дети двигаются по комнате хаотично. Если взрослый хлопает в ладоши, они должны поднять руки вверх. Если хлопает дважды – присесть на корточки. Три хлопка означают, что дети могут продолжать бегать по комнате. 
  2. Игра «Уровень звука». Взрослому заранее нужно сделать 3 разноцветные, крупные карточки. Первая будет означать, что дети могут бегать, кричать, громко смеяться. Вторая – что можно ходить спокойно, переговариваться только шепотом. Третья – сигнал к тому, что дети должны замолчать, лечь или сесть на пол, постараться не шевелиться.
  3. Игра «Поймай мяч». Дети становятся в один большой круг, начинают перебрасывать между собой 2-3 мяча. Задача детей – успевать их ловить. Тот, кто не успел поймать мячик, выбывает из игры. 
  4. Игра «Запасной». Можно сыграть с детьми в любую командную подвижную игру. Главное – выбрать того, кто будет сидеть на скамейке запасных. До окончания матча он должен сидеть спокойно, не вскакивать, не крутиться, не кричать. Если он нарушит правило, то на счет его команды будут записаны штрафные очки.

Эти игры учат гиперактивного ребенка снимать вербальную агрессию, учиться концентрации внимания и выдержке, выплеску своей энергии. Также игры воспитывают в ребенке ответственность, дают ему понять, что он действует не один, не имеет права подводить команду. Идеи для игр с гиперактивными детьми взяты из книги «Шпаргалка для взрослых» под редакцией Лютовой и Мониной.

Стоит ли позволять гиперактивным детям играть в компьютерные игры?

Компьютерные игры для гиперактивного ребенка имеют ряд положительных сторон, поэтому родителям не стоит полностью ограждать свое чадо от них:

  1. Компьютерный монитор – это ограниченное пространство, поэтому гиперактивный ребенок, играя в игру, будет вести себя более организованно, не рассеивать свое внимание сразу на несколько объектов. Родителям нужно помнить лишь о том, что гиперактивные дети быстро устают, поэтому занятия за компьютером должны быть ограниченными по времени.
  2. Игры за компьютером вызывают много эмоций, азарта, соревновательного духа. Испытывать и выплескивать такие эмоции гиперактивным детям очень полезно.
  3. Виртуальную игру всегда можно пройти заново или вернуться к тому моменту, с которого перестало получаться. Ребенок сможет сравнивать свои результаты с предыдущими и быть уверенным в том, что у него обязательно все получится, если он хорошо постарается. В жизни такая возможность есть далеко не всегда.
  4. Компьютер обеспечивает наглядность, звуковые и музыкальные эффекты. Особенно гиперактивному ребенку будет полезно играть за ним в познавательные, развивающие игры. Так он будет куда лучше усваивать материал.

Советы родителям гиперактивного ребенка

Воспитывать гиперактивного ребенка нелегко, поэтому родителям такого чада важно помнить о следующем:

  1. Никогда не пренебрегать заботой о себе. Общаться с гиперактивным ребенком очень сложно и затратно с точки зрения внутренних ресурсов. Нужно позаботиться о способах релаксации и восстановления собственных сил (встречаться с друзьями, полноценно высыпаться, читать художественную литературу, не забывать о своих хобби и увлечениях).
  2. Не лишним будет посещать психотерапевта, так как у родителей таких деток наблюдается повышенная тревожность, склонность к повышенному самокопанию и самобичеванию, к обвинению самих себя в случившейся ситуации. 
  3. Помнить о том, что без помощи профильных специалистов справиться с СДВГ практически невозможно. Стоит посетить детского дефектолога, логопеда, психолога. Возможно, записать ребенка в группу дополнительной коррекции его состояния.
  4. Если ребенок посещает детский сад, школу или секции, то не стоит скрывать от работников его особенности. Лучше рассказать им о том, как лучше общаться с ребенком, что ему нравится, а что приводит в состояние возбужденности. Это поможет специалистам и родителям правильно взаимодействовать, сотрудничать, вместе помогать ребенку адаптироваться.
  5. Объяснить родственникам, что происходит с ребенком, пресекать их разговоры о банальной невоспитанности и отсутствии строгого воспитания.
  6. Стараться поддерживать добрые, дружеские отношения в семье, не допускать конфликтов. Если таковые случаются, то выяснять отношения не в присутствии ребенка. Напряженная ситуация в семье лишь усиливает симптоматику СДВГ.

Родителям важно поддерживать друг друга, учиться правильно взаимодействовать, никогда не спорить и не конфликтовать касательно методов воспитания ребенка.

  1. В процессе воспитания избегать криков, оскорблений, угроз, жестоких и физических наказаний. 
  2. Не предъявлять ребенку завышенные требования. Это может привести его к нервному срыву или к развитию психосоматического заболевания. Родительская агрессия точно не улучшит состояния ребенка, но вполне может ухудшить.

Что будет, если пустить всё на самотёк

Если в детском возрасте не скорректировать СДВГ, то состояние будет проявляться и во взрослом возрасте, существенно мешая человеку жить полноценной жизнью:

  1. Сложности с сосредоточенностью и сохранением внимания (например, при заполнении бланков, документов).
  2. Постоянные нарушения сроков, дедлайнов.
  3. Забывчивость и рассеянность (забыл уплатить кредит, поздравить родственницу с праздником, не явился на важную встречу, хотя обещал быть).
  4. Регулярные потери важных вещей (кошелек, паспорт, пропуск).
  5. Склонность постоянно отвлекаться от рабочего процесса, уходить в свои мысли.
  6. Трудности с самоорганизацией, самодисциплиной, поддержанием порядка дома и на рабочем месте.
  7. Постоянное чувство тревоги, беспокойства, нетерпения.
  8. Любовь к болтовне, склонность перебивать собеседника во время разговора.
  9. Привычка вмешиваться в дела других, перехватывать инициативу, но не доводить начатое до конца.
  10. Необдуманность действий, поспешные принятия решений.

Заключение

СДВГ – это серьезный диагноз, который не проходит сам по себе ни в детском, ни во взрослом возрасте. Его нужно корректировать, подходить к процессу комплексно, не списывать все на распущенность и невоспитанность. Мы рекомендуем сохранить эту статью и перечитать ее заново, ввиду большого объема информации. Информация, собранная в статье, поможет и взрослым и детям.

Источники

http://cscb.su/

Автор публикации

Аватар Татьяна Ушакова
Татьяна Ушакова
Психолог

Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх