- Введение
- Что такое суицидальное поведение?
- Этапы суицидального поведения подростков
- Как выглядят личности с суицидальным поведением?
- Какие подростки находятся в группе риска по суицидальному поведению?
- Причины суицидального поведения
- Как выражается суицидальное поведение у предростков?
- На какие изменения в поведении ребенка стоит обращать особо пристальное внимание?
- Что делать родителям, которые подозревают, что их ребенок хочет покончить с собой?
- Профилактика суицидального поведения у подростков
- О чем еще стоит помнить родителям?
- Заключение
Введение
На тему суицидального поведения у подростков родители не любят разговаривать, даже боятся размышлять. Большинство родителей считают это чем-то далеким, тем, что с их детьми точно никогда не случится. Это тяжелая для обсуждения и восприятия тема, но отгораживаться от нее нельзя. За частую профилактика суицидального поведения у подростков решает многие проблемы заблаговременно
Что такое суицидальное поведение?
Суицидальное поведение – это вид аутоагрессивного поведения, при котором подросток демонстрирует мысли, фантазии, представления и даже действия, связанные с умышленным лишением себя жизни.
Суицид – это добровольное лишение жизни самого себя. Далеко не всегда суицидальное поведение – это попытки нанести вред самому себе. Оно может выражаться и на мыслительном уровне.
Наиболее распространено это явление среди подростков и молодежи, которым уже исполнилось 15-19 лет. В 5-8% случаев суицидальное поведение приводит к удачной попытке самоубийства. 25% девушек и юношей открыто признаются, что их часто посещают мысли о смерти. Представителей обоих полов мысли о смерти посещают поровну, то именно мальчики чаще предпринимают попытки воплотить задуманное в жизнь.
Исследования Анастасии Ильиной, медицинского и семейного психолога, показывают, что большая часть попыток суицида (80%) совершаются дома, преимущественно в вечернее время суток. Поведение подростка парадоксально. Он приходит к выводу о том, что не хочет жить. Но при этом, попытка суицида – это желание получить помощь, достучаться до близких, быть понятым и услышанным.
Этапы суицидального поведения подростков
Выделяется 5 этапов суицидального поведения.
Этап суицидального поведения | Что включает в себя |
Антивитальные переживания | Подросток не говорит конкретно о суициде и планах уйти из жизни, но в его речи проскальзывают фазы типа «Мне надоело жить», «Я совсем никому не нужен», «Я не живу, а существую». |
Пассивные суицидальные мысли | У подростка есть мысли о смерти, но он не готов ничего предпринимать для осуществления своего плана. Эти мысли выглядят примерно так: «Хоть бы меня завтра сбила машина», «Мечтаю уснуть и не проснуться». |
Активные суицидальные мысли | Подросток может заявлять открыто о своем намерении уйти из жизни, интересоваться способами, анализировать их, выбирать наиболее подходящий |
Формирование замыслов и намерений | Человек разрабатывает конкретный план действий (орудие, место, способ, время) |
Непосредственно попытка | Совершение попытки самоубийства, которая может оказаться удачной или неудачной. В случае неудачи подросток может начать предпринимать новые попытки или менять способы |
Постсуицид | Рассматривается в случае, если человек остается жив. Она подразумевает преодоление суицидальной активности. Период полной реабилитации от случившегося составляет примерно полгода |
Как выглядят личности с суицидальным поведением?
Подростков, которые задумали суицид, выделяют особенности:
- беспомощность;
- неумение видеть позитивную сторону в ситуации, не унывать;
- негативное настроение, которое может сопровождаться плохим физическим самочувствием;
- отсутствие близких друзей, компании;
- желание находиться в изоляции;
- навязчивые мысли о самоубийстве, которые мешают общаться с другими людьми;
- использование обобщающих фраз в речи (все люди злые, меня никто не любит, мне некому помочь);
- метания из стороны в сторону (желание умереть, но в то же время страсть к жизни).

Все эти состояния могут сопровождаться алкогольной, наркотической зависимостью.
Какие подростки находятся в группе риска по суицидальному поведению?
Не обязательно, что следующие дети и подростки будут иметь суицидальные наклонности, но они находятся в группе повышенного риска:
- случаи суицидов среди близких родственников, членов семьи;
- дети и подростки, которые воспитываются в социально неблагополучных семьях;
- ребята с повышенной самокритичностью, с завышенными требованиями к самим себе;
- страдающие от хронических, острых, тяжелых заболеваний;
- имеющие затяжные депрессивные состояния;
- не слишком успешные дети и подростки, которые не могут похвастаться значительными достижениями и успехами;
- с нарушенными межличностными отношениями;
- злоупотребляющие алкоголем, наркотиками;
- дети и подростки, демонстрирующие девиантное поведение.
Причины суицидального поведения
Причины суицидального поведения у подростков выглядят следующим образом:
- Смерть близкого человека, потеря друга, значимого родственника.
- Ситуация буллинга в коллективе (травля, регулярные унижения, издевательства, исключение из компании, бойкоты).
- Дискриминация подростка по какому-либо принципу (плохо одевается, имеет необычные интересы, нестандартную внешность, физические недостатки).
- Трудности в личной жизни, разрыв с любимым человеком или отсутствие ответных чувств от него.
- Изменения жизненных обстоятельств (переход в другую школу, переезд в другой город, необходимость общаться с новой компанией).
- Серьезные заболевания, физические недуги.
- Проблемы с учебой, законом.
- Зависимость от алкоголя, психоактивных веществ.
- Гомосексуальная ориентация подростка.
- Чувство одиночества, непринятия, отверженности.
- Психические заболевания.
- Боязнь позора, публичной огласки чего-либо.
- Низкая самооценка, тотальная неуверенность в себе.
- Трудности в семейных, детско-родительских отношениях.
- Стыд за самого себя.
- Уязвленное чувство собственного достоинства.
- Несформированное понимание смерти (подросток не осознает, что в случае смерти назад вернуть уже ничего будет нельзя).
- Депрессивные состояния, депрессия.
- Ранняя половая жизнь, случаи незапланированной беременности.
Как выражается суицидальное поведение у предростков?
Симптомы характерные для подросткового суицидального поведения:
- Соматические физические недомогания (жалобы на головную боль, боль в животе, ноющую поясницу, бессонницу или повышенную сонливость).
- Пищевые нарушения (резко отказывается есть или регулярно переедает).
- Нарушается внимательность, из-за чего страдает успеваемость и общее качество выполняемой работы.
- Наплевательское отношение к своему внешнему виду (может не переодеться в свежую одежду, не причесаться, не вымыть вовремя голову).
- Приступы внезапного гнева, которые возникают резко и из-за мелочей (друг обещал и не позвонил, сорвалась прогулка, отменили показ любимой передачи).
- Подросток демонстрирует скуку, его перестает радовать то, что раньше увлекало, приносило удовольствие.
- Добровольная изоляция от друзей, приятелей, членов семьи. Желание большую часть времени находиться в одиночестве.
- Состояние общей подавленности (грусть, безысходность, чувство стыда, вины).
- Постоянные размышления о смерти, глубокое погружение в эту тематику.
- Отсутствие четких позитивных планов на будущее.
- Может начать увлекаться экстремальными видами спорта, быстрой ездой.
- Состояние подростка резко меняется. Сейчас он может быть вялым и неактивным, а через пару минут впасть в самую настоящую истерику.

На какие изменения в поведении ребенка стоит обращать особо пристальное внимание?
Часто подростки, задумавшие попытку суицида, начинают вести себя несколько иначе, чем обычно. Взрослым стоит особо внимательно присматриваться к поведению детей.
Небрежный и неряшливый ребенок может внезапно начать наводить порядок в своих вещах и делах. Он может раздавать кому-то ценные для него вещи, пытаться уладить прежние конфликты, сказать что-то значимым людям. Это можно рассматривать как приготовления к смерти.
Ребенок может не произносить конкретных слов прощания, но родителей должно насторожить, если он вдруг начнет чаще обычного говорить слова благодарности, ударяться в воспоминания из разных периодов своей жизни. Также ребенок может говорить фразы типа: «Я никому не нужен», «Без меня всем стало бы легче жить».
Человек, который готовится к самоубийству, может оставлять соответствующие записи в личном дневнике, писать записки с указаниями и т.д.
Внимательно стоит следить за вкусами ребенка в литературе, играх, кино. Ненормально, если его привлекают книги и кинофильмы, где постоянно кто-то умирает или поднимается тематика смерти.
Когда подросток размышляет о самоубийстве, способах смерти или строит конкретные планы, это заряжает его позитивом, заставляет верить в то, что очень скоро он сделает решительный шаг, и все его проблемы закончатся. В этом ключе состояние прилива сил и энергии расценивается как куда более опасное, чем апатия, вялость, депрессивные состояния.
Обращать внимание на то, как одевается ребенок. Например, если он начал постоянно надевать вещи с рукавами, даже в теплую погоду, возможно, он уже предпринимал попытки суицида и таким образом прячет порезы.
Что делать родителям, которые подозревают, что их ребенок хочет покончить с собой?
Между суицидальным поведением и конкретными действиями есть довольно серьезное расстояние. Не все подростки претворяют свои планы о самоубийстве в жизнь, но это не означает, что ситуацию нужно пускать на самотек. Решиться на самоубийство может любой подросток.
Родителям нужно прямо поговорить с ребенком, но сделать это в теплой, искренней, дружественной манере. Не нужно обвинять подростка, заниматься чтением моралей и нравоучениями, стыдить его. Достаточно просто задать вопросы по поводу его планов, мыслей, настроения, обойтись без каверзных и провокационных вопросов.
Относиться серьезно к словам, которые сказал подросток. Даже если взрослым кажется, что причина предполагаемого ухода из жизни смешная и несерьезная, это не означает, что подросток думает так же. Если не поддержать ребенка и не попытаться вместе решить проблему, то он раз и навсегда перестанет доверять родителям, больше не будет делиться с ними столь сокровенной информацией. Главное – заверить ребенка, что ситуация не безвыходная, ее можно решить, и родители всегда его поддержат.
Люди с мыслями о суициде часто чувствуют одиночество, испытывают потребность в том, чтобы их просто выслушали. Они нуждаются в том, чтобы с ними обсудили больные темы. Нужно дать возможность выговориться. Ребенка важно слушать внимательно, пытаться понять истинные мотивы его поведения.
От нравоучений лучше отказаться, как и от высказываний вроде: «Ты что, хочешь опозорить всю нашу семью?». В ответ на них есть риск получить агрессию, но в худшем случае, спровоцировать у подростка еще большую подавленность, окончательный уход в себя.
Отказаться от общих, банальных высказываний из серии: «Все будет хорошо», «Мне бы твои проблемы», «Просто будь выше этого» и т.д. Эти фразы не успокаивают и не утешают, а заставляют разрастаться вину, ненужность, отчаяние. Лучше подумать вместе с ребенком о том, как можно решить его проблему, предложить альтернативные варианты. Возможно, до чего-то он не дошел сам в силу неопытности. Если есть знакомые, которые могут помочь, о них тоже следует рассказать. Подросток должен понимать, что он не один, что есть люди, которые готовы за него вступиться.
Постепенно вселять в подростка веру в то, что его проблемы решаемы, что жизнь продолжается, что смерть непоправима, и не нужно прибегать к ней. Для укрепления веры в себя можно вместе с ребенком вспомнить его прошлые победы, негативные ситуации, которые он смог успешно преодолеть.
Проводить с ребенком побольше времени, но делать это ненавязчиво. Дежурить круглосуточно в его комнате – плохая идея, а вот сходить вместе с кино или предложить съездить за город на пару дней отдохнуть – хорошая.
Показать ребенка психологу или психотерапевту. Только специалист может справиться с последствиями суицидальных настроений у ребенка.
Профилактика суицидального поведения у подростков
Для профилактики суицидального поведения у подростков стоит предпринимать следующее:
- Всегда быть готовым разговаривать с ребенком, выслушивать его проблемы, поддерживать эмоционально.
- Задавать ребенку вопросы, интересоваться тем, что его тревожит, не отгораживаться от его проблем, даже если они кажутся несущественными.
- Стараться не осуждать ребенка, даже если он сказал или сделал что-то крайне необычное, нестандартное.
- Не утверждать, что ребенку просто «нечем заняться» или «хочется привлечь к себе внимание». Это заставит подростка еще сильнее ощутить себя ненужным, бесполезным.
- Стараться развеять ореол романтики, трагичности и эстетики, которым подростки наделяют смерть.
- Рассказывать о том, что любая проблема- это временное явление, что рано или поздно это закончится.
- Формировать у ребенка в процессе жизни чувство долга, ответственности. Научить его совершать осознанные поступки, а не действовать под воздействием сиюминутного импульса.
- Выстраивать добрые, доверительные отношения, формировать искреннюю привязанность к родителям, другим родственникам. Доносить до ребенка мысль, что к родным всегда можно обратиться за помощью и советом, что от него не отвернуться, примут таким, каков он есть.
- Научить заботиться о своем собственном здоровье (физическом и ментальном), воспитывать и поддерживать в ребенке абсолютную любовь к самому себе.
- Учить подростка расслабляться, снимать напряжение. Рассказывать ему о разных способах (медитации, занятия спортом, переключение на что-то приятное, прослушивание расслабляющей музыки, дыхательные практики).
- Следить за тем, чтобы у подростка были хобби, увлечения, жизненные ориентиры. Обычно в сложных ситуациях это помогает отвлечься. Если у человека есть в жизни интересы и цели, то снижается вероятность того, что он будет размышлять о суициде. По этой причине нужно поддерживать начинания ребенка, не препятствовать, если он хочет начать учить иностранный язык, заниматься мультипликацией или танцевать. Пусть он занимается тем, что ему нравится и приносит удовольствие.
- Формировать актуальные, незыблемые, общечеловеческие жизненные ценности.
О чем еще стоит помнить родителям?
Родителям подростков врач-психиатр Лесовская Е. И. дополнительно рекомендует:
- Не оставлять психологические проблемы ребенка не решенными, не надеяться, что все это пройдет само, что подросток наберется ума, опыта и просто перерастет это.
- О трудных ситуациях в жизни ребенка нужно разговаривать, но не с позиции поучения, чтения морали и навязывания своего мнения. Лучше анализировать сложности вместе, рассматривать все точки зрения, искать альтернативные решения. У ребенка должна быть возможность выговориться, рассказать, что у него на душе.
- Учить ребенка с самого раннего детства нести ответственность за свои поступки, понимать их последствия, думать, к чему может привести то или иное действие. Например, учить ребенка перед тем, как что-то предпринять, задавать себе вопрос: «А что случится, если я это сделаю?».
- Быть готовым слушать любую информацию, которую сообщает ребенок. Не нужно концентрироваться только на его успехах и положительных эмоциях, но быть готовым поговорить о его трудностях, горестях, неудачах, страхах, сомнениях.
- Вовремя заниматься вопросами сексуального просвещения, подробно и доступно объяснять ребенку, что происходит с его телом, когда он начинает взрослеть. Объяснять, что такое секс, для чего им занимаются, с какого возраста можно вступать в сексуальные связи.
- Не подшучивать над ребенком, если он потерпел неудачу, а поддерживать его, подсказывать пути решения возникающих проблем.
- Рассказать ребенку о существовании и принципах работы служб психологической помощи. Объяснить, как и по какому вопросу туда можно обратиться. Записать номера телефонов этих служб, предоставить их в пользование ребенку.
- Дать ему рабочие телефоны родителей, вместе с ребенком составить список ситуаций, в которых он может смело, в любое время дня и ночи звонить родителям на работу и просить у них помощи. На тот случай, если родители не смогут выйти на связь, дать подростку номера телефонов родственников, друзей семьи и других людей, которым они сами доверяют, посоветовать в случае чего обращаться к ним.
- Знать, с кем подросток проводит большую часть времени. В идеале – быть знакомым с его друзьями и их родителями, знать их координаты.
- Учить ребенка правилам безопасного поведения в социальных сетях и Интернете, так как подростки часто страдают от манипуляций и угроз именно в виртуальном пространстве.
Заключение
Суицидальное поведение подростков выражается не только в конкретных попытках причинить себе физический вред, но и в мыслях, словах, шутках, определенных действиях. Проблему важно вовремя распознать и начать решать, ведь из-за халатного отношения родителей может случиться непоправимое.
Автор публикации
-
Психолог
Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.
Последние статьи
Психология и социализация24.08.2022Правополушарное рисование для детей – методика, правила, мифы
Психология и социализация12.08.2022Нейропсихология для детей – зачем нужна, как проводится
Психология и социализация09.08.2022Психологическая готовность ребёнка к школе
Психология и социализация06.08.2022Психологические тесты для детей разного возраста от 3 до 12 лет