Профилактика суицидального поведения у подростков

Подросток

Введение

На тему суицидального поведения у подростков родители не любят разговаривать, даже боятся размышлять. Большинство родителей считают это чем-то далеким, тем, что с их детьми точно никогда не случится. Это тяжелая для обсуждения и восприятия тема, но отгораживаться от нее нельзя. За частую профилактика суицидального поведения у подростков решает многие проблемы заблаговременно

Что такое суицидальное поведение?

Суицидальное поведение – это вид аутоагрессивного поведения, при котором подросток демонстрирует мысли, фантазии, представления и даже действия, связанные с умышленным лишением себя жизни. 

Суицид – это добровольное лишение жизни самого себя. Далеко не всегда суицидальное поведение – это попытки нанести вред самому себе. Оно может выражаться и на мыслительном уровне. 

Наиболее распространено это явление среди подростков и молодежи, которым уже исполнилось 15-19 лет. В 5-8% случаев суицидальное поведение приводит к удачной попытке самоубийства. 25% девушек и юношей открыто признаются, что их часто посещают мысли о смерти. Представителей обоих полов мысли о смерти посещают поровну, то именно мальчики чаще предпринимают попытки воплотить задуманное в жизнь.

Исследования Анастасии Ильиной, медицинского и семейного психолога, показывают, что большая часть попыток суицида (80%) совершаются дома, преимущественно в вечернее время суток. Поведение подростка парадоксально. Он приходит к выводу о том, что не хочет жить. Но при этом, попытка суицида – это желание получить помощь, достучаться до близких, быть понятым и услышанным. 

Этапы суицидального поведения подростков

Выделяется 5 этапов суицидального поведения.

Этап суицидального поведенияЧто включает в себя
Антивитальные переживанияПодросток не говорит конкретно о суициде и планах уйти из жизни, но в его речи проскальзывают фазы типа «Мне надоело жить», «Я совсем никому не нужен», «Я не живу, а существую».
Пассивные суицидальные мыслиУ подростка есть мысли о смерти, но он не готов ничего предпринимать для осуществления своего плана. Эти мысли выглядят примерно так: «Хоть бы меня завтра сбила машина», «Мечтаю уснуть и не проснуться».
Активные суицидальные мыслиПодросток может заявлять открыто о своем намерении уйти из жизни, интересоваться способами, анализировать их, выбирать наиболее подходящий
Формирование замыслов и намеренийЧеловек разрабатывает конкретный план действий (орудие, место, способ, время)
Непосредственно попыткаСовершение попытки самоубийства, которая может оказаться удачной или неудачной. В случае неудачи подросток может начать предпринимать новые попытки или менять способы
ПостсуицидРассматривается в случае, если человек остается жив. Она подразумевает преодоление суицидальной активности. Период полной реабилитации от случившегося составляет примерно полгода

Как выглядят личности с суицидальным поведением?

Подростков, которые задумали суицид, выделяют особенности:

  • беспомощность;
  • неумение видеть позитивную сторону в ситуации, не унывать;
  • негативное настроение, которое может сопровождаться плохим физическим самочувствием;
  • отсутствие близких друзей, компании;
  • желание находиться в изоляции;
  • навязчивые мысли о самоубийстве, которые мешают общаться с другими людьми;
  • использование обобщающих фраз в речи (все люди злые, меня никто не любит, мне некому помочь);
  • метания из стороны в сторону (желание умереть, но в то же время страсть к жизни).
Профилактика суицидального поведения у подростков

Все эти состояния могут сопровождаться алкогольной, наркотической зависимостью.

Какие подростки находятся в группе риска по суицидальному поведению?

Не обязательно, что следующие дети и подростки будут иметь суицидальные наклонности, но они находятся в группе повышенного риска:

  • случаи суицидов среди близких родственников, членов семьи;
  • дети и подростки, которые воспитываются в социально неблагополучных семьях;
  • ребята с повышенной самокритичностью, с завышенными требованиями к самим себе;
  • страдающие от хронических, острых, тяжелых заболеваний;
  • имеющие затяжные депрессивные состояния;
  • не слишком успешные дети и подростки, которые не могут похвастаться значительными достижениями и успехами;
  • с нарушенными межличностными отношениями;
  • злоупотребляющие алкоголем, наркотиками;
  • дети и подростки, демонстрирующие девиантное поведение.

Причины суицидального поведения 

Причины суицидального поведения у подростков выглядят следующим образом:

  1. Смерть близкого человека, потеря друга, значимого родственника.
  2. Ситуация буллинга в коллективе (травля, регулярные унижения, издевательства, исключение из компании, бойкоты).
  3. Дискриминация подростка по какому-либо принципу (плохо одевается, имеет необычные интересы, нестандартную внешность, физические недостатки).
  4. Трудности в личной жизни, разрыв с любимым человеком или отсутствие ответных чувств от него.
  5. Изменения жизненных обстоятельств (переход в другую школу, переезд в другой город, необходимость общаться с новой компанией).
  6. Серьезные заболевания, физические недуги.
  7. Проблемы с учебой, законом. 
  8. Зависимость от алкоголя, психоактивных веществ.
  9. Гомосексуальная ориентация подростка.
  10. Чувство одиночества, непринятия, отверженности.
  11. Психические заболевания.
  12. Боязнь позора, публичной огласки чего-либо.
  13. Низкая самооценка, тотальная неуверенность в себе.
  14. Трудности в семейных, детско-родительских отношениях.
  15. Стыд за самого себя.
  16. Уязвленное чувство собственного достоинства. 
  17. Несформированное понимание смерти (подросток не осознает, что в случае смерти назад вернуть уже ничего будет нельзя).
  18. Депрессивные состояния, депрессия.
  19. Ранняя половая жизнь, случаи незапланированной беременности.

Как выражается суицидальное поведение у предростков?

Симптомы характерные для подросткового суицидального поведения:

  1. Соматические физические недомогания (жалобы на головную боль, боль в животе, ноющую поясницу, бессонницу или повышенную сонливость).
  2. Пищевые нарушения (резко отказывается есть или регулярно переедает).
  3. Нарушается внимательность, из-за чего страдает успеваемость и общее качество выполняемой работы.
  4. Наплевательское отношение к своему внешнему виду (может не переодеться в свежую одежду, не причесаться, не вымыть вовремя голову).
  5. Приступы внезапного гнева, которые возникают резко и из-за мелочей (друг обещал и не позвонил, сорвалась прогулка, отменили показ любимой передачи).
  6. Подросток демонстрирует скуку, его перестает радовать то, что раньше увлекало, приносило удовольствие.
  7. Добровольная изоляция от друзей, приятелей, членов семьи. Желание большую часть времени находиться в одиночестве.
  8. Состояние общей подавленности (грусть, безысходность, чувство стыда, вины).
  9. Постоянные размышления о смерти, глубокое погружение в эту тематику.
  10. Отсутствие четких позитивных планов на будущее.
  11. Может начать увлекаться экстремальными видами спорта, быстрой ездой. 
  12. Состояние подростка резко меняется. Сейчас он может быть вялым и неактивным, а через пару минут впасть в самую настоящую истерику. 
Одиночество у подростков

На какие изменения в поведении ребенка стоит обращать особо пристальное внимание?

Часто подростки, задумавшие попытку суицида, начинают вести себя несколько иначе, чем обычно. Взрослым стоит особо внимательно присматриваться к поведению детей.

Небрежный и неряшливый ребенок может внезапно начать наводить порядок в своих вещах и делах. Он может раздавать кому-то ценные для него вещи, пытаться уладить прежние конфликты, сказать что-то значимым людям. Это можно рассматривать как приготовления к смерти.

Ребенок может не произносить конкретных слов прощания, но родителей должно насторожить, если он вдруг начнет чаще обычного говорить слова благодарности, ударяться в воспоминания из разных периодов своей жизни. Также ребенок может говорить фразы типа: «Я никому не нужен», «Без меня всем стало бы легче жить».

Человек, который готовится к самоубийству, может оставлять соответствующие записи в личном дневнике, писать записки с указаниями и т.д.

Внимательно стоит следить за вкусами ребенка в литературе, играх, кино. Ненормально, если его привлекают книги и кинофильмы, где постоянно кто-то умирает или поднимается тематика смерти. 

Когда подросток размышляет о самоубийстве, способах смерти или строит конкретные планы, это заряжает его позитивом, заставляет верить в то, что очень скоро он сделает решительный шаг, и все его проблемы закончатся. В этом ключе состояние прилива сил и энергии расценивается как куда более опасное, чем апатия, вялость, депрессивные состояния.

Обращать внимание на то, как одевается ребенок. Например, если он начал постоянно надевать вещи с рукавами, даже в теплую погоду, возможно, он уже предпринимал попытки суицида и таким образом прячет порезы. 

Что делать родителям, которые подозревают, что их ребенок хочет покончить с собой?

Между суицидальным поведением и конкретными действиями есть довольно серьезное расстояние. Не все подростки претворяют свои планы о самоубийстве в жизнь, но это не означает, что ситуацию нужно пускать на самотек. Решиться на самоубийство может любой подросток. 

Родителям нужно прямо поговорить с ребенком, но сделать это в теплой, искренней, дружественной манере. Не нужно обвинять подростка, заниматься чтением моралей и нравоучениями, стыдить его. Достаточно просто задать вопросы по поводу его планов, мыслей, настроения, обойтись без каверзных и провокационных вопросов.

Относиться серьезно к словам, которые сказал подросток. Даже если взрослым кажется, что причина предполагаемого ухода из жизни смешная и несерьезная, это не означает, что подросток думает так же. Если не поддержать ребенка и не попытаться вместе решить проблему, то он раз и навсегда перестанет доверять родителям, больше не будет делиться с ними столь сокровенной информацией. Главное – заверить ребенка, что ситуация не безвыходная, ее можно решить, и родители всегда его поддержат.

Люди с мыслями о суициде часто чувствуют одиночество, испытывают потребность в том, чтобы их просто выслушали. Они нуждаются в том, чтобы с ними обсудили больные темы. Нужно дать возможность выговориться. Ребенка важно слушать внимательно, пытаться понять истинные мотивы его поведения.

От нравоучений лучше отказаться, как и от высказываний вроде: «Ты что, хочешь опозорить всю нашу семью?». В ответ на них есть риск получить агрессию, но в худшем случае, спровоцировать у подростка еще большую подавленность, окончательный уход в себя.

Отказаться от общих, банальных высказываний из серии: «Все будет хорошо», «Мне бы твои проблемы», «Просто будь выше этого» и т.д. Эти фразы не успокаивают и не утешают, а заставляют разрастаться вину, ненужность, отчаяние. Лучше подумать вместе с ребенком о том, как можно решить его проблему, предложить альтернативные варианты. Возможно, до чего-то он не дошел сам в силу неопытности. Если есть знакомые, которые могут помочь, о них тоже следует рассказать. Подросток должен понимать, что он не один, что есть люди, которые готовы за него вступиться. 

Постепенно вселять в подростка веру в то, что его проблемы решаемы, что жизнь продолжается, что смерть непоправима, и не нужно прибегать к ней. Для укрепления веры в себя можно вместе с ребенком вспомнить его прошлые победы, негативные ситуации, которые он смог успешно преодолеть. 

Проводить с ребенком побольше времени, но делать это ненавязчиво. Дежурить круглосуточно в его комнате – плохая идея, а вот сходить вместе с кино или предложить съездить за город на пару дней отдохнуть – хорошая.

Показать ребенка психологу или психотерапевту. Только специалист может справиться с последствиями суицидальных настроений у ребенка.

Профилактика суицидального поведения у подростков

Для профилактики суицидального поведения у подростков стоит предпринимать следующее:

  1. Всегда быть готовым разговаривать с ребенком, выслушивать его проблемы, поддерживать эмоционально.
  2. Задавать ребенку вопросы, интересоваться тем, что его тревожит, не отгораживаться от его проблем, даже если они кажутся несущественными.
  3. Стараться не осуждать ребенка, даже если он сказал или сделал что-то крайне необычное, нестандартное.
  4. Не утверждать, что ребенку просто «нечем заняться» или «хочется привлечь к себе внимание». Это заставит подростка еще сильнее ощутить себя ненужным, бесполезным.
  5. Стараться развеять ореол романтики, трагичности и эстетики, которым подростки наделяют смерть.
  6. Рассказывать о том, что любая проблема- это временное явление, что рано или поздно это закончится.
  7. Формировать у ребенка в процессе жизни чувство долга, ответственности. Научить его совершать осознанные поступки, а не действовать под воздействием сиюминутного импульса.
  8. Выстраивать добрые, доверительные отношения, формировать искреннюю привязанность к родителям, другим родственникам. Доносить до ребенка мысль, что к родным всегда можно обратиться за помощью и советом, что от него не отвернуться, примут таким, каков он есть.
  9. Научить заботиться о своем собственном здоровье (физическом и ментальном), воспитывать и поддерживать в ребенке абсолютную любовь к самому себе.
  10. Учить подростка расслабляться, снимать напряжение. Рассказывать ему о разных способах (медитации, занятия спортом, переключение на что-то приятное, прослушивание расслабляющей музыки, дыхательные практики).
  11. Следить за тем, чтобы у подростка были хобби, увлечения, жизненные ориентиры. Обычно в сложных ситуациях это помогает отвлечься. Если у человека есть в жизни интересы и цели, то снижается вероятность того, что он будет размышлять о суициде. По этой причине нужно поддерживать начинания ребенка, не препятствовать, если он хочет начать учить иностранный язык, заниматься мультипликацией или танцевать. Пусть он занимается тем, что ему нравится и приносит удовольствие. 
  12. Формировать актуальные, незыблемые, общечеловеческие жизненные ценности.

О чем еще стоит помнить родителям?

Родителям подростков врач-психиатр Лесовская Е. И. дополнительно рекомендует:

  1. Не оставлять психологические проблемы ребенка не решенными, не надеяться, что все это пройдет само, что подросток наберется ума, опыта и просто перерастет это.
  2. О трудных ситуациях в жизни ребенка нужно разговаривать, но не с позиции поучения, чтения морали и навязывания своего мнения. Лучше анализировать сложности вместе, рассматривать все точки зрения, искать альтернативные решения. У ребенка должна быть возможность выговориться, рассказать, что у него на душе.
  3. Учить ребенка с самого раннего детства нести ответственность за свои поступки, понимать их последствия, думать, к чему может привести то или иное действие. Например, учить ребенка перед тем, как что-то предпринять, задавать себе вопрос: «А что случится, если я это сделаю?».
  4. Быть готовым слушать любую информацию, которую сообщает ребенок. Не нужно концентрироваться только на его успехах и положительных эмоциях, но быть готовым поговорить о его трудностях, горестях, неудачах, страхах, сомнениях.
  5. Вовремя заниматься вопросами сексуального просвещения, подробно и доступно объяснять ребенку, что происходит с его телом, когда он начинает взрослеть. Объяснять, что такое секс, для чего им занимаются, с какого возраста можно вступать в сексуальные связи.
  6. Не подшучивать над ребенком, если он потерпел неудачу, а поддерживать его, подсказывать пути решения возникающих проблем. 
  7. Рассказать ребенку о существовании и принципах работы служб психологической помощи. Объяснить, как и по какому вопросу туда можно обратиться. Записать номера телефонов этих служб, предоставить их в пользование ребенку.
  8. Дать ему рабочие телефоны родителей, вместе с ребенком составить список ситуаций, в которых он может смело, в любое время дня и ночи звонить родителям на работу и просить у них помощи. На тот случай, если родители не смогут выйти на связь, дать подростку номера телефонов родственников, друзей семьи и других людей, которым они сами доверяют, посоветовать в случае чего обращаться к ним. 
  9. Знать, с кем подросток проводит большую часть времени. В идеале – быть знакомым с его друзьями и их родителями, знать их координаты. 
  10. Учить ребенка правилам безопасного поведения в социальных сетях и Интернете, так как подростки часто страдают от манипуляций и угроз именно в виртуальном пространстве. 

Заключение

Суицидальное поведение подростков выражается не только в конкретных попытках причинить себе физический вред, но и в мыслях, словах, шутках, определенных действиях. Проблему важно вовремя распознать и начать решать, ведь из-за халатного отношения родителей может случиться непоправимое. 

Автор публикации

Аватар Татьяна Ушакова
Татьяна Ушакова
Психолог

Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх