Как развить память у ребёнка

Развитие памяти у детей

Некоторые родители жалуются на то, что ребёнок не может ничего запомнить, потому что в одно ухо у него влетает, а из второго вылетает. На самом деле память можно тренировать и улучшать, так как это не врождённое качество. При помощи специальных упражнений можно добиться того, что малыш будет лучше запоминать все события. Развитие памяти у детей поможет им в дальнейшей жизни.

Как работает память у человека

Учёные до сих пор изучают механизмы памяти. Работают они таким образом:

  1. Сначала происходит запоминание полученной информации.
  2. Нужная и важная информация сохраняется.
  3. В ситуации, когда это необходимо, информация производится.
  4. Важный этап – забывание. Мозг забывает информацию, которая не так важна.

1. Первый этап – это запоминание. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Когда человек что-то учит специально, например, запоминает доказательство теоремы, всё происходит произвольно.

Ребёнок запоминает информацию непроизвольно. Обычно, запоминается то, что он смог усвоить при помощи разных анализаторов. Например, услышал, увидел и потрогал.

2. Информация может сохраняться динамически. Это кратковременная память, когда человек запомнил, но через 5 минут всё забыл. Существует статическое сохранение, которое называется долговременной памятью. И важно развивать именно второе, чтобы запоминать важную информацию, которую ребёнок услышит на уроке.

Работа мозга и памяти

3. Воспроизведение информации происходит в нужный момент. Здесь всё зависит от ситуации. 

4. Забывание помогает избежать перегрузки. Всё запомнить невозможно и совершенно не нужно. 

Какие виды памяти существуют

Память модно разделить на несколько видов, которые связаны с напряжением психических процессов.

Двигательная

По мере того, как малыш растёт и развивается, у него начинает развиваться двигательная память. Именно она помогает ребёнку делать первые самостоятельные движения, помогает ориентироваться в пространстве.

Эмоциональная

Кроха узнаёт родителей и улыбается им благодаря эмоциональной памяти. При виде незнакомого человека такой радости малыш не испытает и не будет радоваться, а наоборот, может испугаться.

Образная

Позже начинает формироваться образная память. Ребёнок запоминает вкус блюда, какие-то образы.

Словесно-логическая

Благодаря этому виду памяти кроха произносит первые слова и может выразить свои мысли.

Стоит отметить, что детская память у девочек и мальчиков отличается. Если у мальчиков лучше развита двигательная память, то у девочек – образная.

Развитие памяти у детей по возрастам

До школы память активно развивается, проходя несколько этапов. Можно выделить 4 важных этапа:

  1. Кроха от рождения до года запоминает движения, развивая двигательную память. Поэтому важно, чтобы запоминание было эмоциональным. Чем ярче будут впечатления, тем активнее малыш запомнит все движения.
  2. После года центральная нервная система ребёнка развивается ускоренно, что помогает ему запоминать большое количество информации. Начинает активно развиваться образная память, что помогает узнавать близких людей. Также самые первые воспоминания из детства связаны именно с этим возрастом. 
  3. В возрасте с 2 до 4 лет механическая память выходит на первое место, а следом за ней идёт двигательная память. Дети в этом возрасте не могут усидеть на месте, постоянно двигаются и развивают навык.
  4. Следующий этап продолжается до 6 лет, когда дети непроизвольно запоминают информацию. Если им интересно, информация запоминается без особого труда. Именно в этом возрасте родители должны развивать память крохи, предлагая интересные задания. Игры, занимательные упражнения и задания помогут развивать произвольную память, которая очень важна для детей школьного возраста.
  5. С 6 до 10 лет развивается внимание и память. Если упустить этот момент и не помочь малышу, он не сможет долго сосредотачиваться на одном объекте и будет постоянно отвлекаться. Задача родителей – научит внимательно слушать и усваивать материал. 
  6. С 10 до 14 лет наступает пик, когда развивается логическое мышление, память и внимание. Задания должны быть направлены именно на развитие этих навыков. Кроме того, это тот период, когда надо много читать, так как вся информация запоминается на длительное время. К тому же, в этом возрасте важно заниматься физическими упражнениями, посещать спортивные секции. Дело в том, что для активной мозговой деятельности необходим кислород. Он активно поступает в организм во время спортивных занятий. Происходит насыщение мозга кислородом, что способствует развитию памяти. Полезно для развития памяти в этом возрасте посещать занятия по ментальной арифметике. Так ребёнок будет не только учить математику, но и развивать память.

Как видно, в каждом возрасте происходит совершенствование мозга и, соответственно, происходит развитие памяти у ребёнка. Значит, необходимо подготовить задания, направленные на развитие разных видов памяти.

Что тормозит развитие памяти у ребёнка

Влияют на развитие памяти следующие факторы:

  1. Мультипликационные фильмы негативно воздействуют на все нервные процессы. Когда ребёнок видит большое количество картинок, которые мелькают перед глазами, он становится рассеянным. Его память развивается не так быстро, как должна, а внимание неустойчивое. Такие дети не умеют долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро переключаются и часто отстают в развитии от своих сверстников. Родителям необходимо контролировать времяпрепровождение малыша, не позволять слишком долго смотреть телепередачи. Если этого не сделать, то в будущем у малыша начнутся проблемы в школе.
  2. Организм ребёнка растёт во сне. То же самое происходит и со всеми нервно-психическими процессами. Специалисты утверждают, что самый полезный сон для растущего организма ребёнка – с 9 часов вечера до 12. Пока малыш отдыхает, его мозг убирает ненужную информацию и перерабатывает то, что необходимо запомнить.
  3. Нехватка жизненно важных микроэлементов и витаминов также сказывается на функциях мозга и на памяти. Поэтому надо позаботиться, чтобы питание детей было разнообразным и полноценным. 
  4. Обязательна физическая активность. Без неё интеллектуальное развитие памяти у ребёнка происходит медленнее.

Родителям по силам исключить все негативные факторы, которые тормозят развитие памяти ребёнка.

Как родители могут развить память малыша

Многим родителям кажется, что развитие памяти малыша требует каких-то непосильных действий. На самом деле всё гораздо проще. Просто надо каждый день уделять этому время. Некоторые приёмы и задания помогут родителям.

Вопросы

Дорога в садик и домой может стать тем моментом, когда родители и дети общаются и одновременно с этим малыш отвечает на вопросы, требующие что-то вспомнить. Например, надо спросить, что сегодня ребёнок делал в детском садике. Пусть малыш расскажет всё по порядку. Для этого ему придётся возобновить в памяти весь день, что только будет способствовать развитию памяти.

Стоит учесть, что вопросы должны строиться так, чтобы малыш отвечал не «да» или «нет», а рассказывал, что он ел, во что играл, с кем общался. Односложные ответы допустимы, если видно, что малышу трудно отвечать из-за усталости.

Совместное чтение 

Обязательно с ребёнком надо читать книги. Чтение помогает развить слуховую память, которая у многих детей не слишком хороша развита. Также развиваются и другие виды памяти, а вместе с ними развиваются воображение и умение анализировать.

Чтение

После того, как прочитана сказка, надо попросить малыша пересказать сюжет. При этом родители должны задавать наводящие вопросы, которые помогут вспомнить не только основные события, но и очень мелкие детали.

Весёлая прогулка

Перед прогулкой надо поставить ребёнку задачу. Например, родители говорят, что сегодня на улице ни будут искать все круглые предметы. Это может быть всё, что угодно. Вокруг таких предметов многое. 

В следующий раз можно предложить малышу искать квадратные предметы. Затем предложить посчитать автобусы и так далее. Обычно детям нравятся подобные задания. Они интересны, познавательны и вместе с тем просто необходимы для всестороннего развития малыша. 

Игра «Что пропало?»

Дома можно поиграть в эту игру, которая не требует специальной подготовки. Берутся любые предметы, которые стоят на виду. Затем мама или папа просят малыша отвернуться. Как только он это сделал, один предмет убирается. Малыш должен назвать, какого предмета не хватает. В такие игры можно играть каждый день. Они войдут в привычку и будут максимально развивать внимание и память.

Можно то же самое проделать в комнате. Ребёнок вышел, а мама или папа в это время убрали какой-то предмет. Малыш внимательно смотрит и угадывает, какого предмета не хватает.

День наоборот

Специалисты советуют перед сном вспомнить весь день, но наоборот. Сначала ребёнку это будет сложно, но постепенно он научиться всё вспоминать в обратном порядке. На первых порах родители могут помочь крохе, пока он не сможет вспомнить свой день самостоятельно. Например, родители говорят, что сейчас малыш спит, перед этим он чистил зубы и умывался, до этого ужинал и так далее.

Игра «Отгадай слово»

Мама или папа загадывают слово, а ребёнок должен это слово отгадать, но не просто так. При отгадывании необходимо использовать классификацию. Например, загадано животное. Дети должны спросить, к какой классификации относится загаданный предмет. Затем он спрашивает, дикое или домашнее это животное. И задаёт вопросы родителям, пока не станет понятно, что они загадали.

На первый взгляд кажется, что это обычная игра и в ней нет ничего сложного. Однако она помогает систематизировать материал, развивает память, даёт возможность весело провести время детям и родителям. Кроме того, игра не требует от мамы или отца много времени. Взрослый может делать какое-то дело и одновременно играть с малышом. 

Игры на нахождение отличий

Картинки с отличиями можно увидеть в различных журналах и развивающих тетрадях. Предлагается две картинки, а малыш должен увидеть, чем отличаются данные рисунки.

Головоломки, кроссворды, тренажёры

Сегодня специалистами разработано предостаточно упражнений для детей разного возраста. Напечатанные тетради можно приобрести во всех книжных магазинах. Чаще всего представленные задания занимательные, и дети с интересом их выполняют.

Игра «Скопируй картину»

Все дети без исключения любят рисовать. Надо предлагать крохе скопировать картину. Оригинал можно увидеть в интернете, а потом такое же изобразить на чистом листе бумаги. Сначала ребёнок должен всё запомнить, а потом повторить изображение. Это не только интересное и увлекательное занятие, но и задание, направленное на развитие памяти у ребёнка.

Игра «Как кого зовут»

С одной стороны бумаги пишутся названия животных, а справа – их клички. Потом родители проговаривают названия и имена. Затем малыш должен повторить, как зовут того или иного животного.

Игра «Магазин»

Родители говорят, что надо купить в магазине, а малыш повторяет это. Когда приходит в импровизированный магазин. Если малышу сразу сложно назвать много предметов, их количество моно уменьшить, а затем постепенно увеличивать. 

Игра «Каждой вещи своё место»

Эта игра позволит совместить два полезных дела. Одно направлено на развитие памяти у ребёнка, а второе – это наведение порядка, в котором задействован малыш. Так ребёнок будет называть вещи и класть их на своё место.

Игра «Повторялка»

Повторять можно всё, что угодно. Например, выложить такой же узор из пуговиц, который показал взрослый. Можно сложить домик из кубиков или нарисовать на бумаге разные линии.

Игра «Я знаю…»

Это давняя игра, в которую играли сами взрослые, когда были детьми. Сегодня можно предложить ребёнку сыграть в эту же игру. Начинается она словами: «Я знаю 5 имён мальчиков». И надо вспомнить имена. Затем могут быть имена девочек, города, реки и так далее.

Игра «День и ночь»

Взрослый показывает ребёнку картинки, их несколько. Это день. Как только взрослый произносит слово «ночь», необходимо закрыть глаза. Затем звучит слово «день», надо повернуться и посмотреть, какой картинки не хватает.

Кинезиологические упражнения

Суть упражнения в том, что необходимо работать двумя руками, а это способствует одновременному развитию обоих полушарий мозга. Такие упражнения можно делать в любое время. Например, можно попросить ребёнка почистить зубы левой рукой, если малыш праворукий. Также предложить написать что-то на бумаге другой рукой.

Дудлинг и зентангл

В Европе и Америке данные виды рисования очень популярны. Дудлинг представляет собой написание обычных каракуль, которые ничего не значат. В то время, пока малыш рисует каракули, мозг не дремлет и решает определённую задачу.

Зентангл – это также рисование, но данный способ предполагает рисование фигур, которые определены заранее.

Иностранные языки

Как нельзя лучше помогает развить память изучение иностранного языка. Ребёнок запоминает слова, буквы. Начинать можно уже с 3 лет, а в некоторых случаях и раньше. Малышу по силам учить сразу несколько языков. Умение думать и говорить сразу на нескольких языках развивает все мыслительные операции, в том числе и память.

Развитие памяти у детей через изучение иностранных языков

Родители должны понимать, что развитие памяти у ребёнка не должно превращаться в скучное занятие. Если ребёнку будет неинтересно, то эффекта от занятия не будет. Процесс обучения должен быть выстроен в соответствии с возрастом малыша и его индивидуальными особенностями. Тогда результат не заставит себя долг ждать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх