Развитие внимания у детей

Развитие внимания у детей

Несколько лет назад дефектологи забили тревогу, так как многие дети не умеют сосредотачивать внимание подолгу на одном объекте. Что привело к выводам, что необходимо развитие внимания у детей. У некоторых внимание вообще нарушено. И сегодня выставляется данный диагноз. С такими детьми работают специалисты на протяжении длительного времени.

Поэтому развивать внимание необходимо с самого раннего детства. Если не делать этого, то ребёнок станет рассеянным и неусидчивым, у него появятся проблемы в школе, снизится успеваемость. Чтобы проблемы не было, родителям необходимо целенаправленно работать.

Каким бывает внимание

Внимание человека делится на 2 вида: произвольное и непроизвольное. Последнее проявляется с первых дней жизни. Как только малыш слышит громкий звук или мамин голос, сразу обращает внимание на это. Сознание не контролирует непроизвольное внимание, так как оно возникает само по себе и не требует никаких усилий. Когда возникает сильный раздражитель, сразу возникает непроизвольное внимание.

Произвольное внимание

Произвольное внимание зависит от силы воли человека, от того, насколько он умеет контролировать себя, проявляет волю и самодисциплину. Ребёнку особенно важно развивать этот вид внимания, потому что он помогает учить то, что неинтересно. Ребёнок учится выполнять все задания и доводить работу до конца.

Некоторые специалисты выделяют ещё и послепроизвольное внимание. Оно формируется после того, как сформировано произвольное внимание. Ребёнок уже не принуждает себя к деятельности, а выполняет всё с удовольствием.

Особенности формирования внимания у детей

Развитие внимания у детей в качестве навыка формируется под влиянием некоторых факторов. От них зависит скорость формирования внимания:

  1. Индивидуальные особенности ребёнка. Гиперактивным детям всегда сложнее удерживать внимание на одном объекте. Все занятия должны быть построены исходя из этого.
  2. Здоровье – один из самых важных факторов, без которых невозможны занятия. Если ребёнок болен, заниматься в полную силу он не сможет, так как будет рассеян и не сможет сосредоточиться на занятии.
  3. Соблюдение режима сна и отдыха – непременное условие успешных занятий. Если малыш не отдохнул, полноценного занятия не получится. Родителям стоит помнить, что самый полезный сон для ребёнка – это промежуток времени с 21 часа до 24. В это время организм восстанавливается.
  4. Развитие внимания у детей не предполагает паузы между занятий. Только систематические занятия дают нужный результат.
  5. Все упражнения должны быть направлены на развитие разных мыслительных процессов, так как все они взаимосвязаны между собой.
  6. Если занятия сопровождаются физической активностью, то развитие навыка будет происходить быстрее.
  7. Доброжелательная атмосфера, искренняя похвала и вера в то, что всё получится, залог успеха.
  8. Чёткие инструкции взрослых, умение говорить конкретно и кратко не будут отвлекать ребёнка от выполняемого задания.
  9. Не должно быть внешних раздражителей, таких как громкие звуки, резкие движения и так далее.

Необходимо выстроить занятия в соответствии с вышеперечисленными факторами, чтобы добиться желаемого результата.

Упражнения и задания, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста

Начинать развитие важного навыка необходимо с раннего возраста. Стоит помнить, что маленький ребёнок не сможет заниматься длительно. Уже через 20 минут малыш устанет, и занятие следует прекратить.

Правда, есть дети, которые могут заниматься дольше. Поэтому исходить надо из особенностей ребёнка.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Способствуют развитию внимания следующие упражнения и задания предназначены, чтобы правильно происходило развитие внимания у детей.

Опиши предмет

Малышу показывают предмет. Вместе со взрослым ребёнок описывает то, что ему показали. Затем предмет взрослый убирает, а ребёнок должен подробно описать все детали, которые запомнил. Взрослый помогает при надобности, задавая наводящие вопросы.

Какой предмет без пары

Ребёнок рассматривает картинку, на которой изображены пары предметов. У одного из них пары нет. Надо найти такой предмет и назвать его.

Какой цвет

Задание подходит для детей, которые уже умеют читать. Надо разными карандашами или фломастерами написать названия цветов, не соответствующее изображению. Например, зелёным цветом написать «синий» и так далее. Малыш должен прочитать написанное, но назвать цвет, которым написано слово.

Посчитай предметы

Если ребёнок умеет считать хотя бы до 10, можно предлагать ему такие задания. На картинке изображено большое количество предметов, а малышу необходимо посчитать те, которые попросил взрослый. Например, количество собак, котов, которые изображены на картинке.

Найди одинаковые предметы

Среди одинаковых изображений (например, варежки) надо найти одинаковые. Дети с удовольствием выполняют подобные задания. Можно предложить найти пару варежек для куклы.

Лабиринты

Найти путь по лабиринту не так просто. Необходимо внимательно следить за витиеватой линией, которая приведёт к выходу.

Найди отличия

На двух картинках изображено одно и то же, но с отличиями. Их и нужно найти малышу. Можно задать конкретное число, например, 10. Ребёнок внимательно изучает две картинки, чтобы найти 10 отличий.

Сгруппируй предметы

Малышу предлагается набор предметов, а он должен сгруппировать их. Например, тарелки, ложки и стаканы собирают вместе, так как всё это посуда. Автобусы, автомобили – это транспорт.

Контуры

На карточке изображены контуры предметов или животных. Затем взрослый даёт малышу карточки. Ребёнок должен положить предмет на соответствующий контур.

Занимательное лото

Принцип игры такой же, как в лото с цифрами, но вместо их картинки. На фишках также картинки. Детям нравится соревноваться с взрослыми и первыми закрывать все изображения.

Дорисуй узор

Задание предполагает, что малыш будет дорисовывать предложенный узор. Для этого ему необходимо предельно сконцентрироваться, чтобы развитие внимания у детей происходило правильно.

Где чей домик

Ребёнку показывают несколько зверюшек и домики. Надо провести линию от животного к домику, где оно живёт.

Что изменилось

Взрослый показывает несколько предметов, а потом предлагает малышу закрыть глаза. В этот момент один предмет убирается. Малыш должен сказать, какого предмета не хватает.

Чей голос

Развивает слуховое внимание игра, когда ребёнок должен отгадать, чей голос раздаётся за его спиной. В такую игру лучше играть с несколькими детьми.

Великаны и карлики

Перед началом игры ребёнку предлагается задание: идти на цыпочках, если ведущий произносит слово «великаны», а потом присесть, если прозвучит слово «карлики». Кроме того, что происходит развитие внимания у детей, малыш будет учиться быстро реагировать.

Упражнения и задания, направленные на развитие внимания у детей у детей младшего школьного возраста

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста позволяет им сосредотачиваться, концентрироваться, выделять главное. Это необходимо при изучении школьного материала и больших объёмов информации.

Задания для развития внимания у детей

Родители могут заниматься дома с ребёнком, выполняя следующие упражнения.

Найди закономерность и продолжи узор

Ребёнку предлагаются узоры. Дети должны сначала понять закономерность в узоре, а после продолжить его.

Найди слова

В квадрате буквы, из которых надо сложить слова определённой тематики. Например, только овощи или фрукты.

Составь слово

Детям предлагается набор слов, разделённых на 2 части. Надо соединить части, чтобы получилось слово. Чтобы мотивировать ребёнка, можно пообещать ему вознаграждение за быстрое и правильное выполнение задания.

Найди то, что нужно

Взрослый показывает картинку с изображением человека определённой профессии. Затем ребёнку надо сказать, какие предметы необходимы. Если это врач, то без чего он не сможет обойтись?

Таблицы Шульте

Таблицы сегодня широко используются и помогают развить память и внимание. Детям предлагается набор чисел в пределах от 1 до 25. Надо как можно быстрее найти и показать все числа, но по порядку.

Запоминание деталей

Необходимо учить малышей запоминать детали, обращать на них внимание. Для тренировки можно выполнить следующее задание. Перед ребёнком ставится задание: он должен обращать внимание на брови всех прохожих.

Вечером дома надо рассказать о том, что он видел, описать. Взрослый записывает. Потом взрослые и дети приходят к выводу, что брови бывают широкими и узкими, тёмными и светлыми, длинными и короткими. Затем можно сконцентрировать внимание только на губах, потом на глазах и так далее.

Данное задание учит ребёнка обращать внимание на мелкие детали, что впоследствии очень пригодится во взрослой жизни.

Лабиринты

Это задание дети уже выполняли, когда были дошкольниками. Теперь оно усложняется. Если раньше малыш водил пальцем по линии, сейчас надо следить глазами. Сделать это гораздо сложнее.

Муха

Игру можно быстро организовать в домашних условиях. Всё, что нужно, нарисовать квадраты. Они такие же, как для игры в «Морской бой». В средний квадрат помещается «муха» (она просто рисуется), а потом взрослый даёт команды. Например, «муха» должна переместиться вверх на 3 клеточки, затем вправо на 2 клетки, и так далее.

Словесный ком

Играют все члены семьи. Один из них называет слово, а второй повторяет его и называет своё. Чем дальше, тем больше слов надо запомнить и назвать, что потребует большой концентрации.

Хлопни в ладоши

Взрослый называет слова, а перед ребёнком стоит задача: хлопнуть в ладоши, как только он услышит название растения. Затем задачу можно усложнить. Если растение – хлопнуть, если овощ – встать. Игра пройдёт более увлекательно, если в ней будет задействовано сразу несколько человек. Детям нравится соревноваться друг с другом.

Упражнение на распределение внимание

Многие дети не умеют распределять своё внимание. Можно предложить такое задание. В течение одной минуты ребёнок рисует круги и одновременно считает, сколько раз взрослый хлопнул в ладоши. Затем надо посчитать, что получилось.

Ребенок делает упражнение на распределение внимание

Зачёркивание

Для выполнения упражнения подойдёт любой журнал или книга, где можно зачёркивать ручкой. Затем ребёнку предлагаются такие задания:

  • необходимо подчеркнуть только гласные (затем согласные);
  • найти букву «о» и обвести её, а букву «п» зачеркнуть;
  • найти запятые и зачеркнуть их, а точки взять в квадрат.

Готовиться к заданию специально не надо. Поэтому выполнить его можно в любой момент, когда у ребёнка есть желание. Не стоит брать большие тексты, достаточно всего 15-25 строк.

Анаграммы

Надо объяснить ребёнку, что слово зашифровано, в нём переставлены буквы. Надо как можно быстрее узнать, какие слова скрыты в анаграмме.

Да и нет не говорим

В эту игру когда-то играли сами родители. Ребёнку перед началом игры говорится, что он будет отвечать на вопросы, но нельзя произносить слова «да» и «нет». Взрослый задаёт каверзные вопросы, требующие ответа запрещёнными словами. Ребёнок должен быть внимательным, чтобы не нарушить правила игры.

Таблицы

Взрослый рисует таблицу, где в определённой последовательности расположены цифры или знаки плюс и минус. Ребёнок должен в пустой таблице повторить всё то, что он увидел.

Загадки

Взрослый предлагает ребёнку разгадать загадки. Например, можно спросить у малыша, кто собирает яблоки спиной. По такому принципу задаются и другие вопросы. Также можно воспользоваться готовыми загадками, которых сегодня предлагается очень много.

Найди ошибку

Ребёнку предлагается побыть в роли учителя. Взрослый показывает слова, где допущена ошибк,а или примеры, которые неправильно решены. Необходимо исправить ошибку.

Тетради на печатной основе

В тетрадях, разработанных специалистами, предлагаются самые разные задания, соответствующие возрасту ребёнка. Можно использовать их в процессе обучения.


Все задания должны выполнятся с желанием, а не по принуждению. Доброжелательная атмосфера, похвала, занимательные задания помогут ребёнку стать более внимательным, что ему пригодится в дальнейшей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх