Чтобы ребёнок в будущем не растерял свой интеллектуальный потенциал, а также смог реализовать свой творческий потенциал, необходимо с раннего возраста знать как происходит развитие воображения у детей.
Оно выполняет значимые функции:
- Эмоциональная и познавательная сферы формируются гармонично если было проведено развитие воображения у детей. И это поможет оригинально мыслить и находить нестандартные решения сложных задач.
- Все процессы развития взаимосвязаны. Совершенствуя творческий потенциал, развивается интеллект.
Взрослые знают, что дети готовы заниматься творчеством каждую минуту. Главное – не убить это желание, а наоборот, помочь в его развитии.
Типы воображения
Развитие воображения у детей условно разделите на 3 типа.
В зависимости от них и происходит формирование этой способности:
- Творческое воображение – это то, что необходимо формировать с самого начала. Способность помогает ребёнку самому создать что угодна без примера. Он сам всё придумывает, а потом приступает к реализации мечты.
- Воссоздающее воображение формируется на основе какого-нибудь примера. Например, ребёнок прочитал книгу, а потом смог воссоздать всё прочитанное в своей голове.
- Безудержное воображение приводит к тому, что малыш придумывает себе вымышленный мир, в котором якобы живёт. Также такой тип воображения может проявляться в том, что ребёнок начинает думать о себе как о другой личности. Поэтому данную способность развивать не надо.
Чтобы развитие воображения у детей проходило правильно, то развивать необходимо первый тип воображения, так как он является лучшим. Для этого можно использовать следующие способы и приёмы.
Способы, предполагающие развитие воображения у детей
В первую очередь развитие происходит в процессе повседневной жизни. Надо создать все условия, что ребёнок переживал яркие эмоции, а его впечатления были запоминающимися. Тогда и его фантазии будут более яркими.
В силах родителей сделать следующее:
- постараться как можно чаще посещать с ребёнком новые места;
- ничто так не впечатляет, как путешествия в новые города и страны;
- прогулки по лесу, парку, поездки на реку или за город;
- спектакли, выставки, музеи, культурные мероприятия;
- новые звуки, новые ароматы, новые тактильные ощущения – всё это способствует тому, что происходит развитие воображения у детей.
Можно сказать, что развивает всё, что находится вокруг. Надо только самим уметь замечать это и показывать малышу, всесторонне развивая его.
Чтение и сочинение историй
Дети – мастера на выдумки. Они любят сочинять, надо их только подтолкнуть к этому. Для этого взрослые должны как моно больше читать детям. И чтение должно быть осмысленным.
После того, как прочитана история или сказка, чтобы осуществлялось развитие воображения у детей, можно предложить малышу выполнить следующие задания:
- придумать своё продолжение или новое приключение героя;
- сочинить похожую историю с новыми героями, можно присоединиться к малышу и фантазировать вместе с ним;
- внимательное изучение картинок поможет в ярких красках описать и другие места, где побывал герой;
- во время чтения или рассказывания историй моно заучивать новые слова, например, названия географических объектов.
Важно взять за правило читать и обсуждать прочитанное, а затем придумывать что-то своё каждый день, например, перед сном. Некоторые родители вместе с детьми составляют собственные сборники сказок.
Рисование
Рисование – это отличный способ чтобы проводит развитие воображения у детей, так как все дети без исключения любят рисовать. Многие уже после года оставляют картины на обоях, что расстраивает родителей. Надо не ругать, а помочь малышу, который стремиться к творчеству. Рисовать можно чем угодно: и карандашами, и фломастерами, и красками, и гуашью, и мелками. Подойдёт бумага, картон или специальная доска.
Не надо ругать кроху, если у него получается не то, что хочется увидеть взрослому. Пусть рисует, как ему нравится. Даже в том случае, если листья на деревьях вдруг окажутся не зелёными, а сними, расстраиваться не стоит. Надо спокойно объяснить, какими они должны быть.
Природа
Если ребёнок начинает ежедневно контактировать с природой, он становится более спокойным, доброжелательным. Развиваются важные навыки и способности, в том числе и происходит развитие воображения у детей. Рассматривание деревьев, цветов, листьев, шишек, каштанов способствует всестороннему развитию малыша и его способностей.
Вопросы и ответы
Как только ребёнок начнёт задавать вопросы, взрослые должны запастись терпением. Все дети любопытны, и вопросы сыплются один за другим. Надо терпеливо и подробно отвечать на всё то, что интересует малыша.
Родители могут поменяться ролями с детьми и тоже задавать вопросы. Желательно, чтобы эти вопросы требовали не односложное «да» или «нет», а требовался развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
Взрослым будет легче придумать вопрос, если они сами представят себя маленькими детьми.
Игры и занимательные упражнения
Самым лучшим способом, чтобы происходило правильно развитие воображения у детей является игра. Игры могут быть самыми разными и проводить их можно как с одним малышом, так и с несколькими детьми. Вот несколько примеров развивающих игр.
Превращение фигур
Ребёнку предлагается превратить геометрические фигуры, вырезанные из картона, в любые предметы. Чтобы выполнить задание, малыш должен проявить фантазию.
Загадочное животное
Дети с удовольствием выполняют задание, когда им надо нарисовать неизвестное животное, которое они сами и придумали. При этом, надо придумать имя животному, рассказать о его привычках. Можно попутно сочинить историю о нём.
Найди применение
Взрослый предлагает детям найти применение чему-нибудь, например, старой газете. Где она может пригодиться? Ребёнок перечисляет, что газета поможет в просушке обуви. Также ей можно протереть зеркало до блеска. Возможны необычные варианты, до которых сам взрослый и не додумался бы.
Волшебные кляксы
На одной части белого листа ставятся разноцветные кляксы. Затем лист складывается пополам. Ребёнок внимательно рассматривает получившееся изображение. Затем представляет, на что эти отпечатки похожи. Можно придумать целую историю про путешествие клякс, это отличный способ, чтобы развитие воображения у детей происходило успешно.
Знакомая сказка на новый лад
Малыш пересказывает сказку по-новому. Это может быть новое приключение или замена какого-нибудь предмета. Например, Красная Шапочка пошла к бабушке, чтобы отнести ей лекарства. Пусть ребёнок придумает, кого она встретила по дороге. Что было дальше? Получится совершенно новая сказка, которую сочинил малыш.
Дубляж
Детям предлагается озвучить то, что происходит на экране телевизора. Для этого выключается звук, остаётся только изображение. Ребёнок на ходу сочиняет текст, жестикулирует. Получается импровизированное представление.
Что будет, если…
Взрослый придумывает вопросы, которые начинаются со следующих слов «Что будет, если…» Ребёнок должен придумать свою версию и озвучить её. Например, что будет, если мы сможем жить под водой? Что, если завтра к нам прилетят инопланетяне? И так далее.
Узнай слово
Взрослый показывает детям слово. В этот момент один ребёнок отворачивается. Он должен угадать написанное на карточке слово по тому, как его опишут дети. Надо рассказать об этом предмете, не называя его.
Данная игра является аналогом телевизионной игры «Устами младенца».
Ожившая музыка
Музыка положительно влияет на все органы чувств, в том числе оказывает благоприятное влияние на развитие воображения у детей. Надо предложить детям прослушать музыкальную композицию, а потом нарисовать то, что они услышали. В качестве музыкального сопровождения можно использовать цикл «Времена года» Петра Ильича Чайковского.
Монолог
Можно предложить детям написать монолог от лица животного или предмета. Например, что может рассказать стол, стоящий в кухне. Обычно дети проявляют фантазию и придумывают невероятные истории.
Рассуждение
Часто взрослые недооценивают своих детей, а зря. Малыши умеют рассуждать и высказывают интересные мысли. Можно предложить ребёнку порассуждать на тему «Что такое счастье?» «Что такое любовь?»
Задание можно продолжить и попросить ребёнка изобразить на листе бумаги счастье и любовь. Потом надо объяснить, почему именно такие цвета взяты для изображения.
Нарисуй по точкам
Взрослый ставит точки на листе бумаги в хаотичном порядке, а ребёнок должен их соединить. Получится непонятное изображение. Надо придумать ему название, дорисовать или раскрасить.
Какая связь между словами
Ребёнку предлагаются пары слов, меду которыми нет связи. Надо придумать, что может связывать эти несочетаемые предметы. Например, мука и отвёртка, цветок и совок, телевизор и лампочка.
Кто перед нами?
Игра проводится в любом месте, где можно встретить незнакомого человека. Надо попросить ребёнка подумать и ответить на несколько вопросов. Например, кто этот человек? Кем он работает? Чем любит заниматься в свободное время?
Ответственный пост
Взрослый говорит, что малыш занимает высокую должность или ответственный пост. Например, сегодня ребёнок назначен директором кондитерской фабрики. Что он будет делать? Как пройдёт его рабочий день? Фантазии будут самые неожиданные. Взрослые до такого не додумались бы.
Что получилось?
Взрослые и дети вместе рисуют. Сначала что-то изображает ребёнок (на своё усмотрение), а потом закрывает рисунок, оставляя маленькую часть. Взрослый должен дорисовать изображение, а потом тоже закрыть его, оставив несколько деталей. Так продолжается до тех пор, пока не останется свободного места. Потом надо развернуть лист и посмотреть, что получилось.
Театр
Ничто так не развивает творческие способности и развитие воображения у детей, как театр. Можно брать готовые постановки и показывать, а можно их придумывать самим.
Если творчески подойти к занятиям, то развитие воображения у детей превратится в увлекательный процесс.