Скорочтение для детей 6-9 лет

Скорочтение для детей

Чтение – необходимый навык для успешного обучения. Дети, которые плохо читают, чаще всего успевают плохо и по остальным предметам. Поэтому навык скорочтение для детей просто необходимо развивать. Помогут в этом упражнения, которые применяются педагогами. Родители также могут прибегнуть к данной методике.

В каком возрасте лучше всего начинать скорочтение для детей

Разные педагоги считают, что не надо спешить. Ребёнок пойдёт в первый класс – и тогда можно приступать к обучению. Однако некоторые педагогов противоположное мнение. Они уверены: скорочтение необходимо развивать ещё в дошкольном возрасте. Тогда и учёба пойдёт легче, и ребёнок будет чувствовать себя увереннее.

Если взять во внимание все мнения, то оптимальным возрастом развития навыка скорочтения является возраст от 6 до 9 лет. Могут быть и исключения из правила. Дети, которые научились читать рано, могут осваивать навык раньше сверстников.

Всё зависит от развития малыша, от его интереса к чтению, а также от индивидуальных особенностей и способностей ребёнка. Оптимальным возрастом считается период, когда малыш идёт в первый класс, и у него начинается учебная деятельность.

Зачем человеку скорочтение

Люди, которым приходится постоянно обрабатывать большое количество информации, оценили скорочтение по достоинству. Юристы, филологи, историки благодаря скорочтению могут быстрее познакомиться с литературой, найти необходимую информацию. И это не полный перечень профессий, где без навыка скорочтения трудно.

Зачем человеку скорочтение

Студенты, владеющие данным навыком, не тратят попусту время на заучивание больших блоков информации. Они умеют выделять главное, что значительно облегчает процесс обучения. То же самое можно сказать и о школьниках. Скорочтение уже в средней школе поможет быстрее выполнять домашние задания и не сидеть за учебниками много времени.

Какие типы скорочтения существуют

Типов скорочтения несколько. Каждый из них преследует определённую цель:

  1. Аналитическое скорочтение используется для того, чтобы переработать незнакомую информацию. Мозгу необходимо не только прочитать неизвестное, но и переработать данные. Аналитическое скорочтение помогает понять ту информацию, о которой раньше не было ничего известно. Скорость – до 3 тысяч знаков в 1 минуту.
  2. Для ознакомительного скорочтения уже сформирована база знаний. Необходимо только принять и структурировать новую информацию. Скорость увеличивается и может доходить до 5 тысяч знаков в 1 минуту.
  3. При поисковом типе человек ищет нужную информацию. Он охватывает взглядом большой объём текста, из которого выделяет суть. Тогда скорость может достигать до 15 тысяч в 1 минуту.

Почему ребёнок читает медленно

Причин может быть сразу несколько. Самыми распространёнными являются следующие:

  1. У ребёнка ограниченный словарный запас, что мешает ему понимать прочитанное. Не надо опускать руки. Ежедневные тренировочные задания дадут свои плоды.
  2. Малыш не научился концентрировать внимание. Дети с СДВГ (синдромом дефицита внимания) попросту не умеют концентрироваться на чём-то одном. Он часто отвлекается, что приводит к замедлению чтения, а также к его воспроизведению.
  3. Ребёнок не умеет правильно двигать глазами по строчке. Взгляд не удерживается, а всё время соскальзывает с нужной строки. Это приводит к тому, что темп чтения снижается. Приходится возвращаться к уже прочитанному тексту, от чего страдает темп чтения.
  4. Артикуляция во время чтения про себя – ещё она причина того, что ребёнок читает слишком медленно. Привычка формируется, когда малыш только учился читать, и ему говорили, что надо каждое слово произносить вслух. Для скорочтения – это шаг назад, так как оно предполагает, что надо читать про себя. Проговаривание слов вслух тормозит этот процесс. Специальные упражнения помогут избавиться от данной привычки.
  5. Ребёнок не умеет удерживать в поле зрения большой объём текста, так как оно просто ограниченно. Поэтому малыш и читает не фразу, а отдельно взятое слово. Затем начинает складывать слова в предложения, что делает чтение очень меленным.
  6. Ребёнок не понимает, для чего ему необходимо бегло читать. Если у нет чёткой установки, то не возникнет желания читать быстро. К 8-9 годам детям можно объяснить, для чего им просто необходимо уметь бегло читать. Это мотивирует их к выполнению упражнений.
  7. Регрессное чтение также становится тормозом. Если малыш постоянно возвращается к тому, что уже читал, он не сможет читать бегло. Специалисты говорят, что регрессное чтение мешает двигаться вперёд. Поэтому лучше возвращаться к определённому месту после того, как уже весь текст прочитан.

Помимо всего этого, ошибки родителей также становятся причинами того, что дети не умеют бегло читать.

Ошибки родителей

Родители ошибаются, если:

  1. Учат ребёнка читать, называя ему не звуки, а буквы. Если малыш привык говорить «нэ» вместо н, то с чтением у него обязательно будут проблемы с чтением. Что говорить о том, чтобы читать бегло? Ребёнок и медленно читает с большим трудом, так как не может понять принцип создания слова.
  2. Учат читать фразу не полностью, а разбивают её на отдельные слова. Чтение текста по словам замедляет понимание прочитанного. Теряется смысл того, что было прочитано.
  3. Думают, что надо заниматься с ребёнком как можно больше. Поэтому усердно занимаются часами, не делая перерыва. Слишком длительные занятия не дают должного эффекта. Лучше выбрать небольшой отрывок и прочитать его, чем заставлять ребёнка сидеть час за книгой. Эффект может получиться противоположным.
  4. Не соблюдают перерыв между упражнениями. К следующему заданию можно приступать только через 2-3 часа.

Родители должны подготовиться теоретически к занятиям, знать все особенности, чтобы не навредить малышу. Обучение должно превратиться в увлекательное занятие, своеобразную игру, в которую хочется играть.

В чём смысл техники скорочтения?

Ребёнка надо научить чтению слов целиком, без разделения на слоги. Когда школьник увидит слово, он произнесёт его. Тренировать надо начинать с простых слов, где всего 2-3 звука. Например, это могут быть слова «шар», «кит», «кот», «ток» и так далее. Затем надо переходить к более сложным словам, состоящим из двух слогов. Когда дети встречают подобные слова в тексте, они без труда называют их, так как уже успели выучить.

Техника скорочтения

На первом этапе родителям надо научить важному навыку – целостному восприятию слова, а позже – предложения и текста. Для этого необходимо написать простые слова и показывать их ребёнку. Он быстро произносит то слово, которое записано на бумаге. Постепенно темп увеличивается. Взрослый меняет карточки с написанными словами, а ребёнок говорит то, что написано.

Не стоит злиться, если у детей не всё получается с первого раза. Стоит проявить терпению и выдержку – и всё получится.

Упражнения для первоклассников

В этом возрасте все занятия должны проходить в виде игры. В противном случае они не дадут должного эффекта, так как ребёнку ещё сложно подолгу концентрироваться на одном объекте.

Для того, чтобы был результат, занятия необходимо проводить регулярно, но не перегружать их. Достаточно всего трёх упражнений в день, чтобы развить навык скорочтения.

Если видно, что школьник устал или чувствует себя неважно, занятия надо отложить до следующего раза. Когда будет видно, что пора начинать занятия, надо так и сделать.

Упражнения, которые являются эффективными:

  1. Слоговая таблица, где записаны все возможные слоги, сегодня есть в интернете. Её можно распечатать, чтобы она всегда была перед глазами. Необходимо довести чтение слогов до автоматизма. Всю таблицу сразу ребёнок не осилит. Достаточно усваивать по 2-3 строки в день. И уже очень скоро понять строение слов будет проще. Обычно дети в школе хором произносят все слоги, а дома остаётся только закрепить то, что изучали на уроке. Важно слоги произносить слитно, не разделяя звуки меду собой. Надо дать понять, что слог – это единое целое, разделять его нельзя. В этот момент происходит становление артикуляционного аппарата, а также происходит тренировка в произношении тех звуков, которые вызывали проблемы.
  2. Чтобы не терять из поля зрения нужную строку, надо следить указкой. Вместо неё можно читать текст, используя собственный палец. Так не надо будет возвращаться к предыдущей строке. Со временем малыш научиться следить взглядом, а пока пусть работает и помогает указка.
  3. Скороговорки помогают развить скорочтение, так как техника и предполагает быстрое произношение слов.
  4. Учить читать быстро лучше на примере знакомого текста, добавляя к нему отрывок из нового произведения. Так будет происходить тренировка. Знакомый текст школьник прочитает быстрее, а затем будет стараться не снизить темп, читать всё также бегло. Надо акцентировать внимание на то, что знакомый и незнакомый отрывки должны быть прочитаны с выражением и нужной интонацией.
  5. Совместное чтение родителей и детей тоже важно при обучении скорочтению. Ребёнку надо сказать, что он должен повторять следом за мамой или папой. Родители читают пару предложений вслух, а сын или дочь повторяют. Как только мама начали читать про себя, это же должен сделать и ребёнок. Затем снова начинается чтение вслух. Тогда и будет видно, успевает малыш за родителями или нет.
  6. Увлекательная игра под названием «Прыжок-остановка» не только развивает скорочтение, но и помогает развить память и внимание. Взрослый даёт команду «прыжок» – и ребёнок приступает к выполнению задания. Он старается читать быстро, но правильно. Как только звучит приказ «остановка», малыш останавливается. Затем продолжает чтение, когда снова услышит от мамы или папы слово «прыжок».
  7. Ещё одно упражнение, которое поможет быстро ориентироваться в тексте. Родители читают, а потом останавливаются и отдают книгу ребёнком. Он должен быстро найти то место, где взрослый остановился. Помогать нельзя, потому что место остановки ребёнок должен найти самостоятельно. Это помогает охватить большое количество информации и выделить главное.
  8. Помогает ориентироваться в слогах и словах игра «Половина». Необходимо предложить детям составить слово из половинок. Все половинки перемешаны, необходимо собрать слова как можно быстрее.
  9. Не стоит забывать и о карточках Домана. С ними ребёнка надо познакомить ещё в раннем детстве, а при обучении скорочтению карточки будут очень полезны. Картинки со словами показываются друг за другом. Достаточно 5-7 слов в день. Ежедневная тренировка поможет выучить слова за очень короткий промежуток времени.
  10. Во время совместного чтения взрослый закрывает половину строки и предлагает ребёнку догадаться, что написано. Это научит не возвращаться назад, а всё время идти вперёд.
  11. Игра под названием «вершки и корешки» также увлечёт ребёнка, а вместе с тем позволит научиться читать быстро. Взрослый закрывает сначала верх букв, а ребёнок должен прочитать текст по нижним половинкам. Затем всё наоборот.

Упражнения для учащихся второго класса

Во втором классе развитие навыка скорочтения продолжается. И даже в том случае, если ребёнок читает хорошо, совершенствовать темп чтения необходимо.

Упражнения по скорочтению

К заданиям для первоклассников надо добавить и другие упражнения, интересные и развивающие:

  1. Взрослый предлагает найти в тексте слова, которые начинаются на одну букву. Можно предложить подчеркнуть их в газете. Задание помогает развивать внимание, а также способствует развитию левого полушария мозга.
  2. Второклассник уже способен прочитать слова, где не хватает некоторых букв. Он сам домысливает, какое окончание или какая приставка должны быть в том или ином слове, при этом вспоминая правила написания слов.
  3. Родители и дети меняются ролями. Взрослые предупреждают, что они сейчас прочитают текст, делая ошибки. Ребёнок должен внимательно слушать и останавливать маму или папу, когда те допустили ошибку. При этом, надо не просто заметить неточность, но и озвучить правильный вариант. Как правило, детям нравится исправлять ошибки, допущенные взрослыми.
  4. Чтение анаграмм также помогает научиться бегло читать. Дети любят искать спрятанные слова, зашифрованные в поле с написанными буквами.
  5. Таблица Шульте поможет ребёнку расширить поле зрения. Глаза будут охватывать большой объём текста, что поможет быстро читать.
  6. В таблице написаны цифры от 0 до 25 чёрного и красного цвета. Все цифры перепутаны. Ребёнку необходимо найти все цифры по порядку. Сначала чёрные, а потом красные. Внимание будет сконцентрировано, а задание будет выполнено с интересом.
  7. Проверка техники чтения должна быть ежедневной. Это станет отличным стимулом для тренировки необходимого навыка. Можно записывать все данные в тетрадь, а потом сравнивать результаты. Каждый успех ребёнка надо отмечать похвалой. Если же прогресса нет, ругать школьника не стоит. Надо разобраться и найти причину, а затем устранить её. Все занятия проходят только в позитивном ключе.
  8. Многие дети не могут читать быстро, потому что они произносят слова тихо даже в тот момент, когда читают не вслух, а про себя. Надо «подавить» артикуляционный аппарат. Для этого предлагается прочитать текст под музыку. Также поможет чтение с жужжанием, когда ребёнок читает про себя и одновременно жужжит.
  9. Дети должны научиться концентрировать внимание, так как без этого бегло читать не получится. Упражнение на тренировку концентрации – это составление новых слов из одного большого слова. Кроме того, что малыш составит слова, он должен ещё и найти отличия в этих словах.
  10. Помогают развивать скорочтение тексты с разными шрифтами. В первый момент ребёнок моет даже испугаться, так как текст, напечатанный другим шрифтом, читать довольно сложно.
  11. Чтение попеременно одним глазом помогает развить одновременно оба полушария.
  12. Разгадывание загадок помогает развить память и другие мыслительные процессы.
  13. Интересное упражнение – чтение текста вверх тормашками. Первый раз он читается так, как всегда. Затем переворачивается, и ребёнку надо прочитать то, что написано.
  14. Письмо по памяти развивает умение запоминать определённый объём текста. Сначала школьник читает несколько раз четверостишье или отрывок из текста. Затем его необходимо воспроизвести, записав на бумаге.
  15. Игра в учителя и ученика. Сначала взрослый в роли учителя. Он слушает, как читает ребёнок, исправляет ошибки и показывает пример идеально прочитанного текста. Затем необходимо поменяться местами. Взрослый на несколько мгновений становится маленьким ребёнком, который толком и читать не умеет. Он совершает ошибки, которые разу замечает школьник и исправляет.
  16. Детям нравится игра, когда им предлагается найти определённое слово в тексте. Такая игра развивает внимательность и учит выделять нужное, среди большого количество информации.
  17. Интересный приём – чтения по разным сторонам. Сначала ребёнок читает отрывок текста из книги, которая находится по правую руку от него, а затем отрывок, который находится слева.

Упражнения для учеников 3 класса

Школьники, которым уже 9 лет, читают хорошо в общей своей массе, но не всегда. Стоит продолжать проводить занятия по развитию данного навыка.

Тренажер по скорочтению

Помогут в этом такие упражнения:

  1. Тарабарским чтением называют чтение не слева направо, а наоборот. Оно помогает тренировать внимание, мышление и память, без которых невозможно развить навык скорочтения. Мозг видит перед собой задачу, с которой необходимо справиться. Происходит развитие обоих полушарий, что очень важно.
  2. Применяется метод «тик-так», когда дети должны посмотреть на начало строки и на её конец. Понять смысл написанного они всё равно смогут, что существенно ускорит процесс развития навыка скорочтения.
  3. Чтение по диагонали. Надо объяснить ребёнку, что данный способ поможет в будущем читать быстро большие объёмы информации.
  4. В этом возрасте можно развивать технику фоточтения. Суть в том, что ребёнок фотографирует страницу, стараясь понять смысл. Он охватывает весь материал, затем вычленяет главное, а после этого возвращается к важным местам в тексте.
  5. Онлайн-тренажёры, которые предлагаются в большом количестве, также помогают развить полезный навык.
  6. Павел Палагин предложил способ, который назван «Сбор урожая». Суть в том, что ребёнок читает текст, а затем воспроизводит его в образах и схемах. Благодаря данному методу запоминается прочитанное на длительное время, так как работает долговременная память.
  7. Чтение через слово поможет ребёнку в дальнейшем выделить основную мысль в тексте. Выглядит это так, что школьник находит на странице самое главное и читает, опуская не столь важную информацию. Внимание будет сконцентрировано только на важном. Как показывает практика, на странице из всей информации только третья часть является главной.
  8. О.В. Лысенко предлагает собственную методику, которая помогает научить сначала читать, а затем читать быстро. Ольга Васильевна устраняет слоговое чтение, помогает поставить дыхание, чтобы не было пауз там, где они совершенно не нужны. В курсе Лысенко предлагает собственный учебник, а также сборник авторских рассказов. Чтобы было понятно, как заниматься с малышом, родителям предоставляется видеолекция, где автор рассказывает о своей методике.
  9. Многими родителями применяется методика Шамиля Ахмадуллина. Отзывы говорят о том, что в книге предложены интересные и эффективные приёмы, позволяющие быстро научить читать. Кроме того, дети сами хотят заниматься по данной книге, так как она интересна и написана доступно.
  10. Самостоятельное чтение также помогает выработать важный навык. Ребёнок учится быть ответственным за свои действия, старается контролировать самостоятельно свои действия.

Скорочтение научит не только находить нужную информацию гораздо быстрее, но и поможет развить такие важные качества, как память и внимание. Все мыслительные процессы связаны между собой. Развивая навык скорочтения, происходит развитие остальных важных качеств и навыков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх