Введение
Многие родители мечтают подарить ребенку счастливое и беззаботное детство, и это – прекрасное стремление. А потом уже подросший ребенок не убирает за собой игрушки, вещи, посуду, гигиенические принадлежности. Как приучить ребенка поддерживать порядок в своих вещах?
Дети могут протестовать против наведения порядка по разным причинам:
- Родители не требуют от него убираться, между ними не существует никаких договоренностей, не оговорены санкции для нарушителей.
- Ребенок не чувствует дом своим пространством. Такое бывает при слишком частых переездах и тогда, когда родители все вопросы по обустройству жилища взяли на себя, не оставили ребенку своего собственного угла, комнаты.
- Иногда беспорядок – это попытка привлечь к себе внимание, показать характер или прощупать границы дозволенного.
- Родители сами наводят порядок, не вовлекают ребенка в выполнение домашних обязанностей, не проявляют должного терпения и выдержки, считают, что они смогут справиться лучше и быстрее. Иногда такое поведение у взрослых обосновано жалостью к ребенку, нежеланием нагружать его.
- Реже, но имеет место быть детская депрессия. Это не лень и не избалованность. У ребенка просто нет сил убираться, умываться, заправлять постель. В том случае потребуется серьезная медицинская помощь.
Ребенок не убирает за собой игрушки
Если ребенок не убирает игрушки, поиграв с ними, редко какого родителя это будет радовать и устраивать. Уборка разбросанных кукол или машинок самостоятельно тоже дает лишь кратковременный эффект. Чадо всегда будет ожидать помощи от взрослых, так и не приучится к порядку. Что могут сделать родители?
- Подавать личный положительный пример. Если родители сами живут в беспорядке, то нечестно и нелогично будет требовать от ребенка убирать за собой игрушки.
- Объяснить, почему уборка необходима (в квартире будет уютнее и чище, на валяющуюся игрушку могут наступить и сломать ее, в беспорядке придется дольше искать нужный предмет).
- Помочь ему систематизировать пространство. При уборке это очень облегчит задачу, ведь иногда ребенок просто не знает, куда убрать игрушки, сгребает все в огромную кучу. Пусть у него будет несколько контейнеров или коробок. Отдельно для машинок, для роботов, для кукол. На контейнеры можно приклеить соответствующие наклейки, чтобы уборка была еще более легкой.
- Превратить уборку игрушек в игру. Подойдет родителям, у которых много свободного времени. Например, ребенку можно предложить поменяться ролями и побыть сегодня мамой, которая убирает квартиру. Или предложить ему устроить соревнование на скорость (папа пылесосит, ребенок убирает игрушки). Кто же справится быстрее и лучше?
- Не откладывать на последний момент. Ребенка стоит приучать убирать игрушки сразу, как он позанимался с ними. Если начинать уборку поздно вечером, когда он уже устал и хочет спать, то слезы, капризы и протесты неминуемы.
- Включить энергичную, ритмичную музыку. Во время уборки это поможет сохранить ребенку положительный настрой.
- Не забывать хвалить. За хорошо сделанную работу стоит словесно похвалить, обнять, поцеловать ребенка. Но не стоит награждать его чем-то материальным, иначе ребенок будет убираться только за конфету, мультик или новую книжку.
Ребенок не убирает за собой вещи личного пользования
Когда ребенок не убирает вещи личного пользования, это может повлечь за собой ряд проблем. Например, ему будет сложно в детском саду, школе, ведь многие дети уже имеют четко сформированные навыки самообслуживания (отнести посуду в раковину после еды, аккуратно повесить одежду перед тем, как ложиться на тихий час, убрать свое рабочее место после творческого занятия). Как научить ребенка убирать свои вещи?
- Быть последовательным. Это означает, что чадо само делает посильную уборку, нет такого, что сегодня он сам складывает свои вещи, а завтра за него это делает сердобольная бабушка.
- Не идти на поводу у ребенка. Убираться скучно и неинтересно, поэтому ребенок может начать капризничать, отказываться, бунтовать против порядка. Не нужно потакать ему и поддаваться на манипуляции. Пусть поплачет, если ему хочется, но в итоге все же уберет за собой.
- Избавляться от лишнего. Дети как магниты притягивают к себе различные бумажки, игрушки, детали. Раз в 2-3 месяца стоит проводить ревизию, выкидывать сломанное, относить на чердак уже ненужное, избавляться от откровенного хлама. Это существенно облегчит наведение порядка.
- Не забывать об организации пространства. Убираться легко, если у каждой вещи есть свое место (ящик для носков, полочка для полотенца и зубной щетки, тумбочка для книг и письменных принадлежностей).
- Показать, как правильно. Прежде, чем требовать от ребенка убирать свои вещи, нужно показать, куда класть грязное белье, как лучше складывать пижаму, куда девать грязную посуду.
- Не ожидать идеального порядка. Ни один ребенок не сможет прибраться столь же хорошо, как взрослый, но это не повод ругать детей и делать работу за них.
Ребенок не убирает в своей комнате
Когда ребенок подрастает, и у него появляется своя комната, важно учить его поддерживать порядок и в ней. Не нужно закрывать глаза на то, что ребенок не убирает в комнате, оправдывать это фразами «Это его личное пространство, пусть делает, что хочет». Исправить ситуацию можно при помощи следующих мер:
- Давать возможность выбрать время самостоятельно. Пусть подросший ребенок сам решит, в какое время ему будет удобнее прибраться в комнате (с утра, перед обедом или ближе к вечеру). Главное – чтобы в итоге было чисто.
- Распределять обязанности. Если детей несколько, то перед уборкой они должны договориться, кто и что будет убирать, распределить задачи примерно поровну.
- Подавать личный пример. Родители тоже должны вместе и регулярно убирать свою комнату, поддерживать в ней порядок. Это простимулирует ребенка поступать так же.
- Напоминать об уборке. Есть дети, которым напомнить об уборке придется несколько раз, прежде, чем они начнут ее делать.
- Не ругать ребенка. Если ребенок не убрался или сделал это недостаточно хорошо, не стоит ругать и наказывать его. Лучше сказать: «Я вижу, на полу валяются бумажки. Да и принадлежности после рисования пока не на своем месте. Исправь это, пожалуйста».
Заключение. Еще несколько советов родителям
Если ребенок не убирает за собой, то, наверняка, в его семье родители берут уборку на себя, не вовлекают в нее детей. Между детьми и родителями нет договоренности, нет распределения домашних обязанностей. Как исправить эту пагубную привычку?
- Определить место для каждой вещи. Если не знать, что и где должно лежать, уборка рискует превратиться в сплошную мороку. Важно, чтобы ребенок понимал, где должна находиться та или иная вещь, со временем и практикой это доводится до автоматизма. Ножницы должны лежать в верхнем ящике стола. Пачка печенья – в хлебнице. Шапка – висеть на крючке. Школьные принадлежности – в тумбочке.
- Приучить убирать за собой сразу. Если родитель видит, что ребенок поел, и оставил грязную посуду на столе, стоит сделать ему замечание, попросить убрать посуду именно сейчас, а не когда-нибудь потом.
- Не все и сразу. Ребенок может сначала играть с машинками, потом ему захочется порисовать, а потом – почитать книжки. Родителям стоит просить его сначала немного прибраться, а только потом приниматься за следующую игру или занятие.
- Рассказывать о необходимости порядка. Делать акцент на том, что навык убирать за собой вещи делает ребенка взрослее, и родители будут относиться к ребенку как ко взрослому лишь тогда, когда он начнет вести себя соответствующе.
- Показать ряд хитростей. Например, если постоянно класть вещи на свое место и сразу убираться за собой, то делать генеральную и долгую уборку можно будет гораздо реже, ведь все вещи и так на своих местах.
- Предлагать поощрение за уборку за собой. Поощрение не нужно делать материальным. Пусть ребенок сам выберет фильм для семейного просмотра, лишний раз пригласит в дом друзей, поучаствует в каком-то важном семейном деле, в котором не участвовал ранее.
Таким образом, приучать ребенка к порядку важно с детства. Сначала пусть он убирает за собой игрушки, а затем выполняет и более серьезные дела по дому, учится навыками самообслуживания и поддержания своего личного пространства в чистоте.
Автор публикации
-
Психолог
Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.
Последние статьи
- Психология и социализация24.08.2022Правополушарное рисование для детей – методика, правила, мифы
- Психология и социализация12.08.2022Нейропсихология для детей – зачем нужна, как проводится
- Психология и социализация09.08.2022Психологическая готовность ребёнка к школе
- Психология и социализация06.08.2022Психологические тесты для детей разного возраста от 3 до 12 лет