Эмоциональный интеллект ребёнка

Эмоциональный интеллект ребёнка

Если человек умеет управлять своими эмоциями, то высока вероятность, что в будущем он будет очень успешен в профессии, в семейной жизни, в учебе и других областях. Как развить Эмоциональный интеллект ребёнка, и что нужно знать о нем родителю?

Что такое эмоциональный интеллект ребёнка?

Эмоциональный интеллект обозначается EQ и не имеет ничего общего с IQ, то есть, умственными способностями человека.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом хорошо понимают чувства окружающих людей, умеют держать под контролем свои эмоции и при необходимости направлять их в правильное русло.

Если у ребенка развит эмоциональный интеллект, то ему будет легче даваться решение сложных жизненных задач и конфликтных, спорных ситуаций. В карьере эмоциональный интеллект тоже важен, ведь человеку в периоды стресса нужно уметь держать себя в руках.

Американский психолог Дэниел Гоулман, что жизнь человека эмоционально стабильного складывается куда успешнее, чем того, над кем эмоции берут верх.

Из чего состоит эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект включает в себя 4 обязательные составляющие.

Что входит в эмоциональный интеллектКак это работает
ВосприятиеСпособность понимать человеческие эмоции по тону, мимике, жестам, позе, общему поведению
ПониманиеУмение определять причины эмоций, устанавливать связь между эмоциями и разумом
УправлениеСпособность брать под контроль эмоции, высвобождать их, где это уместно, сдерживать, если лишние эмоции будут ни к чему
ИспользованиеАктивация мозговой активности при помощи эмоций

Как выглядит развитый эмоциональный интеллект?

Если у человека хорошо развит эмоциональный интеллект, то он:

  1. Не обижается по пустякам, не ведет себя демонстративно.
  2. Знает, как сделать так, чтобы окружающие его услышали, поняли.
  3. Перепады настроения не мешают планам и повседневным делам.
  4. Умеет отличать похожие чувства друг от друга (тревогу от паники, гнев от раздражения).
  5. Умеет ставить себя на место другого человека, вести с ним конструктивный диалог.
  6. Перемены и новые обстоятельства не выбивают человека из колеи.
  7. Понимает, что все эмоции ценны, даже если они негативные.
  8. Отсутствует привычка искать виноватых.
  9. Понимает мимику, жесты и другие невербальные знаки.
  10. Не поддается чужому влиянию, принимает решения исключительно самостоятельно.
  11. Способен трезво оценивать свои возможности.

Особенности детского эмоционального интеллекта

У детей эмоциональный интеллект отличается следующими особенностями:

  • откровенность, честность, непосредственность;
  • позитивный, оптимистичный взгляд на жизнь;
  • отзывчивость, эмоциональная вовлеченность;
  • присутствие страхов (преимущественно из-за небогатого жизненного опыта);
  • резкая смена настроения;
  • неумение полноценно определять свои и чужие чувства, эмоции.
Эмоциональный интеллект ребёнка: особенности

В подростковом возрасте ситуация несколько меняется:

  • неумение совладать с некоторыми чувствами и эмоциями, не всегда осознанная и зрелая их демонстрация;
  • вера в собственную исключительность и неповторимость;
  • противопоставление себя окружающим людям, что зачастую приводит к конфликтным ситуациям;
  • непонимание собственного состояния в сложных, новых ситуациях.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у ребенка дошкольного возраста?

Эмоциональный интеллект не является врожденным даром, его можно и нужно развивать. Делать это нужно для того, чтобы:

  1. Уметь общаться с окружающими людьми, правильно с ними взаимодействовать, получать желаемое.
  2. Выстраивать гармоничные отношения в паре, с друзьями, с самим собой.
  3. Разбираться в людях, отличать отрицательные человеческие качества от положительных.
  4. Быть успешным в учебе, уметь договариваться с одноклассниками и находить общий язык с учителями.
  5. Укреплять лидерские позиции ребенка в коллективе, действовать уверенно и последовательно.
  6. Быстро и оперативно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, находить наилучшее решение.

Признаки низкого эмоционального интеллекта у ребенка

Низкий эмоциональный интеллект у ребенка характеризуется следующими признаками:

  • неумение сочувствовать, сопереживать;
  • безразличное отношение к человеку, у которого случилось горе или какое-то неприятное событие;
  • неспособность контролировать свои эмоции (если обидели, может напасть с кулаками, если обрадовался, может громко засмеяться там, где это неуместно);
  • не умеет договариваться, искать компромиссы, учитывать мнение других людей;
  • на вопросы родителей о том, как дела или как настроение, ребенок отвечает «не знаю» или «нормально»;
  • избегает разговоров о сложных, конфликтных, напряженных ситуациях;
  • не умеет сдерживаться, от него часто можно услышать оскорбления в адрес других людей;
  • не поддерживает эмоционально родителей, друзей, родственников, других значимых людей;
  • не переносит поражений, в любом споре пытается навязать свою точку зрения, считает, что последнее слово всегда должно оставаться за ним;
  • реагирует негативно на критику в свой адрес, низкие оценки;
  • перекладывает вину на других людей или винит во всем неудачно сложившиеся жизненные обстоятельства;
  • легко попадает под влияние окружающих, не понимает, чего на самом деле хочет сам;
  • ребенок не разговаривает о своих чувствах (не умеет сообщить, что ему горестно, радостно, обидно, страшно).

Почему у ребенка низкий эмоциональный интеллект?

Существуют факторы, которые препятствуют развитию нормального эмоционального интеллекта у ребенка:

  1. Выдача чужих чувств и эмоций за свои собственные (попытка угодить, не расстраивать родителей, понравиться в обществе).
  2. Взрослые недооценивали внутренние переживания ребенка, пытались пресечь их («Мало ли, чего ты не хочешь» или «Нет слова не хочу, есть слово надо».
  3. Негативный пример родителей, которые тоже боялись выражать свои эмоции.
  4. Алекситимия (нарушение чувственной, эмоциональной сферы жизни человека).
  5. Отсутствие опыта описания своих эмоций.
  6. Игнорирование собственных внутренних процессов, что часто случается из-за спешки, занятости.
  7. Строгая оценочная система, которой ребенок вынужден подчиняться и прятать свои настоящие чувства.
  8. Повышенный перфекционизм, комплекс отличника, страх оказаться не таким как все, хуже других.
  9. Незнание себя и своих способностей, отсутствие веры в собственную уникальность, значимость.
  10. Показное желание быть взрослым, правильным, разумным.

Как развивать эмоциональный интеллект у ребенка?

Общие рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей:

  1. Почаще общаться с ребенком на тему чувств и переживаний героев книг, фильмов, мультфильмов. Определять связь чувств и поступков героев.
  2. Позволять ребенку высказывать свое отношение к героям, делиться с ним собственным мнением.
  3. Предлагать ребенку работать в команде, правильно мотивировать его, делать так, чтобы он был заинтересован в успехе команды.
  4. Объяснять ребенку, насколько важно помогать товарищам, друзьям и одноклассникам, которые попали в беду или испытывают проблемы.
  5. Если ребенок перевозбужден или расстроен, то можно научить его техникам расслабления (очистить голову от посторонних мыслей, посмотреть в окно, подышать полной грудью).
  6. Приводить яркие примеры и истории на тему того, как можно справиться с тяжелой жизненной ситуацией (пусть у ребенка будет несколько альтернативных точек зрения, путей решения).
  7. Учить ребенка называть свои чувства правильно, на первых порах давать ему подсказки, например: «Ты сейчас плачешь потому, что огорчен?».
  8. Говорить с ребенком о своих чувствах, правильно их назвать, например: «Я очень горжусь твоими успехами в школе» или «Я расстраиваюсь, когда ты грубо разговариваешь со мной». Это помогает сделать отношения с детьми более открытыми и доверительными.

Развитие эмоционального интеллекта в возрасте с рождения до 3 лет

В эти годы у людей формируется головной мозг, нервная система. Новая информация усваивается более благоприятно и легко. Знания, полученные в этом возрасте, формируют основу мышления ребенка.

Эмоциональный интеллект ребенка с рождения до 3 лет

Малыш распознает эмоции мамы и папы, а затем начинает повторять, отзеркаливать их. Затем ребенок обращается с эмоциями более осознанно (понимает выражение лица мамы, улавливает интонацию взрослых, доверяет только улыбчивым, дружелюбно настроенным людям). Для него важно, чтобы взрослые одобряли и понимали его эмоции.

Ближе к 3 годам ребенок начинает понимать, что эмоции можно использовать для достижения своих целей. Например, если попросить маму включить мультики ласковым голосом и улыбнуться ей, она сделает это куда более охотно, нежели тогда, когда ребенок требует этого, капризничает и топает ногами.

Развитие эмоционального интеллекта в возрасте с 4 до 7 лет

Возраст 4 лет начинается с того, что ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, становиться более автономным, меньше зависящим от родителей. Ему нужно прощупать границы дозволенного, проверить родительские запреты, установить свои собственные правила. Часто это время сопровождается негативизмом – ребенок постоянно спорит с родителями, хочет делать все наоборот, отрицает то, что они ему говорят.

Часто взрослые не готовы к такому повороту событий. Они ругают ребенка, могут накричать или даже ударить. Такие радикальные меры действительно могут работать. Ребенок ведет себя так, как нужно родителям (не спорит, слушается, не шумит, выполняет все, что они ему говорят). Но при этом, эмоциональный интеллект не развивается, остается на очень низком уровне.

Лучший вариант решения проблемы – запастись терпением и понять, что этот возраст закончится, а вот доверие к родителям не вернется, если воспитывать малыша радикально (крики, побои, наказания).

Также важно научить ребенка экологичным способам избавления от собственного внутреннего гнева (поколотить подушку, смять и порвать бумажку, побегать на месте).

Развитие эмоционального интеллекта в возрасте 7-12 лет

В школьном возрасте ребенок активно осваивает эмпатию – понимание чувств других людей, умение поставить себя на место другого человека, оценить его успехи и неудачи, посочувствовать.

Ребенок изучает много сказок, рассказов, басен и былин, где есть мораль. Это значит, что он учится честности, смелости, отваге, настоящей дружбе, доброте, патриотизму.

В процессе общения с одноклассниками и учителями развиваются коммуникативные навыки, дети становятся еще более независимыми от родителей.

Развитие эмоционального интеллекта в более старшем возрасте

Подростковый и юношеский возраст характеризуются сильными и всепоглощающими эмоциями, с которыми человек пока еще не в силах в полной мере совладать. Юноши и девушки начинают понимать собственную уникальность, противопоставляют себя окружающим, что зачастую приводит к конфликтным ситуациям, непониманию, ссорам. Проблемы случаются как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Эмоциональный интеллект подростка

Подростки еще не имеют такого жизненного опыта, как взрослые, поэтому им сложно перерабатывать свои эмоции. Родителям не нужно брать на себя роль цензора и диктатора, лучше стать для ребенка понимающим другом, который готов оказать помощь и поддержать, если это потребуется, а если не нужно, то и не вмешиваться в переживания и эмоции ребенка.

Родители должны быть готовы к тому, что порой их повзрослевшее чадо будет совершать неоднозначные и противоречивые поступки. Взрослым важно не обесценивать и отвергать решения своих детей, а относиться к ним с пониманием, обсуждать альтернативные способы выхода из сложившихся ситуаций.

О чем нужно задуматься родителям?

Дети зачастую копируют поведение родителей, так как те являются для них значимыми взрослыми, эталоном для копирования и подражания.

Именно поэтому взрослым нужно постоянно контролировать и корректировать свое поведение:

  1. Знать о сильных и слабых сторонах своей личности.
  2. Уметь называть свои чувства, понимать мотивы и причины поступков, уметь объяснять их самим себе. Почаще задавать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую на самом деле?».
  3. Быть наблюдательными и отзывчивыми, помогать тем, кто в этом действительно нуждается.
  4. Уделять внимание и невербальному общению (мимика, жесты, поза).
  5. Не сердиться и не кричать при неудачах, признавать их как опыт, который поможет со временем стать лучше, исправиться.
  6. Стараться искать новые увлечения, выходить из зоны комфорта, подавать ребенку хороший пример борьбы со страхами и неуверенностью в себе.
  7. Научиться признавать свою вину, просить прощения (в том числе и перед ребенком).
  8. Бороться с собственным перфекционизмом.
  9. Учиться расслабляться, отвлекаться, переключаться с одного вида деятельности на другой.
  10. Учиться слушать собеседника, молчать там, где это уместно, стараться «услышать» чувства ребенка и других родственников.
  11. Почаще вести разговоры с ребенком и другими домочадцами на тему: «А какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты почувствовал, когда произошло то или иное событие?» и т.д.
  12. Не пытаться быть идеальным, всегда довольным человеком. Ребенок должен понимать, что и родитель иногда бывает уставшим, огорченным, расстроенным, недоумевающим. Тогда ребенок быстрее научится понимать чувства других людей, проводить логические цепочки. Например: «Сегодня папа устал на работе, поэтому я не буду бегать по дому и играть в подвижные игры, лучше почитаю книгу или порисую у себя в комнате».

Игры и упражнения для развития высокого эмоционального интеллекта у детей

Для развития эмоционального интеллекта ребенка можно поиграть в различные веселые и увлекательные игры.

Игра «Смайлики»

Вырезать из бумаги кружки, нарисовать на них эмоции, а сзади подписать название. Их нужно изучить вместе с ребенком, поговорить о том, в каких ситуациях используются те или иные эмоции, что человек при этом чувствует.

Ребенок должен без ошибок называть их. Затем можно усложнить задачу – показывать ребенку обратную сторону карточки, где написано только слово, а он должен будет изобразить эмоцию на своем лице.

Эта игра, помимо развития эмоционального интеллекта, сделает ребенка более раскованным, разовьет его актерские способности.

Кукольный театр

Игра в кукольный театр по мотивам любимых сказок, произведений и мультфильмов помогает ребенку лучше понять чувства героев. Обязательное условие – ребенок тоже должен участвовать в постановке, а не просто быть зрителем.

Ролевые игры

Родитель придумывает для ребенка ситуацию, в которой они предположительно оказались или могли бы оказаться. Задача ребенка – придумать 2-3 решения и выхода из нее.

Истории по картинкам

Родители должны нарисовать и распечатать картинки, на которых изображен и зашифрован рассказ о чем-то. Задача ребенка – разложить картинки в правильном порядке, рассказать историю от лица главного персонажа.

Взрослые должны внимательно выслушать ребенка и мягко исправить его, если он где-то допустил ошибку и нарушил прядок повествования.

Игра «Когда я…»

Ведущий выбирает эмоцию, например, тоска. Участники игры должны по очереди рассказать, в каких жизненных ситуациях они тоскуют, какие дополнительные эмоции при этом испытывают.

Игра «Животное»

Родители называют ребенку животное, а он должен эмоционально отреагировать на него и объяснить, почему он поступил именно так. Например, при слове «собака» ребенок изображает радость, ведь собака задорно лает, виляет хвостом, любит своего хозяина. При слове «лев» он говорит о страхе, ведь лев очень большой, сильный, способен громко рычать.

Игра «Угадай эмоцию»

Родитель изображает на своем лице какую-то эмоцию, ребенок пытается угадать ее. Особенно весело и познавательно играть в такую игру в компании других детей или родственников.

О чем еще нужно помнить родителям?

Важно помнить, что эмоциональный интеллект может развиваться только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, поэтому ребенку нужно как можно чаще вступать в коммуникации со сверстниками, одноклассниками, родственниками, друзьями семьи.

Общение со сверстниками

Еще несколько рекомендаций, которые помогут ребенку в развитии его эмоционального интеллекта:

  1. Вести практически непрерывное общение с ребенком с первых дней его жизни (разговаривать, петь песенки, читать стихи, ласково называть).
  2. Не заставлять детей скрывать свои чувства, обманывать, подменять эмоции. Отказаться от газлайтинга в сторону ребенка, а именно отказаться от фраз: «Ты просто хочешь привлечь к себе внимание», «Тебе на самом деле не больно, поэтому прекращай плакать», «Не придумывай, суп вкусный».
  3. Не обесценивать чувства и желания ребенка. Правильнее будет сказать: «Я понимаю, что тебе скучно решать так много примеров, но это нужно для того, чтобы в дальнейшем ты безошибочно считал в уме», чем сказать: «Примеры нужно решать потому, что я так сказала. Бери и делай».
  4. Критиковать поступки ребенка, а не личность ребенка, делать акцент на чувственной составляющей. Не «Ты ужасный ребенок, мне стыдно за то, что у меня такая дочь», а «Меня огорчило, что ты подралась в детском саду. Запомни, любой конфликт можно уладить при помощи разговора. Давай потренируемся, как это можно сделать».
  5. Не стараться оградить ребенка абсолютно от всех без и негативных эмоций. Он должен понимать, что жизнь насыщена как позитивными, так и негативными событиями.
  6. Помнить о том, что ребенку важно двигаться и куда-то девать свою энергию, в том числе и негативную. Лучше дать ребенку минут 10 побегать от души, а потом вернуться к выполнению домашнего задания, чем ругать, одергивать и делать ему замечания на протяжении нескольких часов.

Не стоит недооценивать значимость эмоционального интеллекта в жизни человека. Его можно и нужно развивать, начиная с детского возраста. Это поможет ребенку стать более осознанной, цельной личностью, прожить счастливую и успешную жизнь.

Также, рекомендуем к прочтению книгу. Джон Готтман: «Эмоциональный интеллект ребёнка».

Автор публикации

Аватар Татьяна Ушакова
Татьяна Ушакова
Психолог

Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх