- В чем заключается важность самооценки
- Формирование детской самооценки
- Этапы формирования детской самооценки
- Низкая самооценка ребёнка
- Завышенная самооценка у ребенка
- Адекватная самооценка у ребенка
- В каких ситуациях возникают сложности при формировании самооценки у ребенка
- Какие ошибки часто совершают родители
- Как повысить ребенку самооценку
- Как скорректировать излишне высокую самооценку ребенка
- Правила для формирования нормальной самооценки у ребенка
- Профилактика нарушенной самооценки у детей
- Последствия низкой самооценки у ребенка
- Последствия завышенной самооценки
Самооценка ребёнка – это свод его мнений и представлений о самом себе, отношение к своим возможностям, способностям, чертам характера. От адекватной самооценки зависят личные достижения ребенка, его успешность в учебе и социальных контактах. Что еще нужно знать о детской самооценке?
В чем заключается важность самооценки
Самооценка есть у любого человека. Она помогает уверенно чувствовать себя в обществе, преодолевать трудности и гордиться самим собой, даже если дела идут не очень хорошо.
Самооценка помогает человеку пробовать что-то новое, лучше понимать и познавать окружающий мир.
Если человек обладает здоровой самооценкой, то у него будет смелость делать тот или иной выбор. Например, не поддерживать одноклассников, которые срывают урок, отказаться курить с ними после школы за гаражами. То есть, ребенок ценит самого себя, свое здоровье и безопасность, поэтому делает правильный выбор.
Формирование детской самооценки
Самооценка ребенка формируется и развивается с самого раннего возраста. Первоначально в ее основу закладываются суждения, которые транслируют родители, затем воспитатели детского сада, родители, школьные учителя.
Ребенку важно получать обратную связь от взрослых, так как он очень ценит их мнение, боится разочаровать старших, сделать что-то неправильно.
От кого, насколько правильно и мудро будут вести себя родители, зависит, какая самооценка первоначально сформируется у ребенка.
Самооценка – это не статичное понятие. В процессе жизни она может повышаться, понижаться, оставаться стабильной.
Этапы формирования детской самооценки
Самооценка ребенка формируется на разных этапах его жизни.
С рождения до полутора лет
Младенец изучает мир при помощи тактильных ощущений, физического взаимодействия с близкими ему людьми. Считается, что если малыша в семье любят и ждут, то поддержку и предпосылки для развития адекватной самооценки он получает еще внутриутробно.
Когда ребенок появляется на свет, то начинает постепенно приобретать опыт общения с окружающим миром.
Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, родители должны разговаривать с ним спокойным голосом, демонстрировать положительные эмоции, мягко прикасаться к малышу, почаще обнимать его.
От полутора до 4 лет
Этот возраст характеризуется повышенной активностью ребенка, он познает мир, изучает новое, ему все интересно.
Ближе к 3 годам ребенок начинает стремиться к самостоятельности. Родителям важно давать ему возможность проявить себя, не ставить жестких ограничений, не подавлять ребенка, но и не предоставлять ему полной свободы.
Малыш постепенно осознает, что такое ответственность, к каким результатам приводят его поступки.
Если ребенок в чем-то ошибается или делает что-то неправильно, не нужно давать при о\том оценку его личности. Неправильно говорить: «Ты неумеха». Лучше сказать: «У тебя ничего не получилось? Давай попробуем еще раз». Если ребенок совершает плохой поступок, то акцент нужно делать на том, почему тот поступок плох, почему впредь так не стоит себя вести, но не на личности ребенка.
От 4 до 6 лет
Ближе к школьному возрасту для детей все более важным становится их социальное окружение. Например, если в детском саду произошла ссора с товарищем, малыш задумывается, кто же в этом виноват, почему с ним не хотят дружить. Часто причины происходящего ребенок видит в самом себе.
Нужно объяснять ребенку, что у людей бывает разное настроение, не всегда он виноват в том, что кто-то его обозвал, не хочет играть или дружить. Если у ребенка постоянно возникает чувство вины за свое поведение, то родители что-то делают не так.
Школьный возраст
В школьные годы происходит самый интересный, долгий, а иногда и опасный момент формирования самооценки ребенка.
Подросток осознает важность труда, учится ставить перед собой цели и достигать результатов. При этом, ребенок ищет себя, может бросить то дело, к которому проявлял интерес еще вчера.
Самооценка у ребенка падает, если его не принимают в коллективе, так как друзья постепенно становятся важнее родителей. Случается и такое, что даже самые способные, талантливые, одаренные дети замыкаются в себе и перестают демонстрировать прежние высокие результаты в учебе, в хобби, в школьной деятельности именно из-за неприятия в коллективе.
Низкая самооценка ребёнка
Распознать низкую самооценку у ребенка можно по следующим признакам:
- недовольство своими успехами, достижениями;
- повышенная самокритичность;
- чувствительное отношение к чужим словам, высказываниям;
- обидчивость;
- робость, постоянный страх совершить ошибку;
- желание угодить абсолютно всем;
- боязнь не оправдать возложенные на него ожидания, надежды;
- чувство вины, которое ребенок не может нормально обосновать;
- склонность к меланхолии, пессимистическому мировоззрению;
- желание занять оборонительную позицию;
- враждебный настрой к окружающему миру.
Такое состояние у ребенка формируется и развивается по следующим причинам:
- Неблагоприятная обстановка в семье, неблагополучные родители.
- Ребенок вынужден находиться в условиях постоянного стресса.
- Оскорбления в адрес ребенка от родителей, учителей или сверстников.
- Плохая успеваемость в школе, отсутствие взаимопонимания, успешности в коллективе.
- Чувство одиночества, отсутствие поддержки.
- Критика в адрес ребенка.
- Завышенные требования.
- Внешняя непривлекательность ребенка, физические дефекты.
- Недостаточно высокий уровень умственных способностей, педагогическая запущенность.
- Неуважительное отношение к ребенку, которое транслируют более старшие дети в семье.
- Материальные проблемы, из-за которых ребенок считает себя хуже остальных детей.
- Длительная болезнь, из-за которой ребенок может начать считать себя ущербным.
- Неполная семья.
- Перемена места жительства.
- Родители допускают агрессивное поведение в семье, при ребенке.
Завышенная самооценка у ребенка
Из-за неправильного воспитания у ребенка может сформироваться и чрезмерно завышенная самооценка.
Распознать ее тоже довольно просто, достаточно только понаблюдать, как ребенок ведет себя в обществе и общается с окружающими людьми:
- надменное, высокомерное, заносчивое отношение к другим людям;
- уверенность в правоте своего мнения, нежелание принимать чужую точку зрения;
- неумение адекватно критиковать себя и принимать критику со стороны других людей;
- агрессивная реакция на замечания других людей;
- стремление стать лидером, быть во всем абсолютно первым и лучшим;
- невозможность вынести чужой успех, искренне порадоваться за друга, соседа или товарища по учебе;
- навязывание своей точки зрения, даже если окружающие люди не интересовались ею;
- демонстрация своего авторитета и опыта даже в тех ситуациях, когда этого делать не нужно;
- ребенок слишком часто употребляет местоимение «я», часто сводит суть беседы к тому, чтобы обсуждать свои собственные успехи и достижения, подавляя при этом собеседника;
- хочет, чтобы за ним всегда оставалось последнее слово;
- не умеет признавать свои ошибки, просить прощения;
- в случае успеха не упустит возможности приписать достижения других людей себе;
- любит соперничать с окружающими и подтверждать свою исключительность;
- часто перебивает своих собеседников;
- излишне самоуверен;
- не просит человека сделать что-то, а приказывает;
- привычка обвинять других в своих проблемах и неудачах.
Завышенная самооценка не формируется просто так, этому способствуют следующие причины, считает детский психолог Валерия Белова:
- Ребенку в семье уделяется слишком много внимания, у него нет никаких ограничений, в отношениях со взрослыми царит вседозволенность.
- Взрослые удовлетворяют любые, даже абсурдные желания ребенка по первому его требованию.
- Ребенка не ругают, не порицают, не учат, как правильно себя вести.
- По мнению родителей, их ребенок идеален, не может быть ни в чем виноват (а если с ним случаются какие-то проблемы, то виноваты всегда в этом другие люди).
- Имеющиеся достижения или внешняя привлекательность заставляют ребенка возводить себя в ранг особенных.
- Учитель или воспитатель выделяет ребенка среди других, такое отношение основано только на его личной симпатии.
- Хорошее материальное обеспечение семьи.
Адекватная самооценка у ребенка
Если у ребенка сформировалась адекватная самооценка, то он:
- Не боится принимать решения и брать за них ответственность (в рамках своего возраста).
- Умеет сохранять спокойствие даже в стрессовой ситуации (контрольная работа, соревнования, знакомство с новым одноклассником).
- Выражает свое мнение спокойно.
- Нормально реагирует на критику со стороны других людей.
- Способен оценивать свои возможности, прогнозировать результаты деятельности (например, ребенок понимает, что рисует не очень хорошо, поэтому особо не рассчитывает на победу в конкурсе, в просто принимает в нем участие).
- Не боится пробовать что-то новое, то, чем раньше не занимался.
- В сложной ситуации старается найти серное решение, не начинает плакать и обвинять других.
- Может обратиться за помощью к родителям, учителям или другим взрослым.
- Если нужно, осознает свою ошибку, пытается ее исправить.
- Хорошо контактирует с другими детьми.
- Не пытается унизить, обозвать других людей, помогает тем, кто слабее его.
В каких ситуациях возникают сложности при формировании самооценки у ребенка
Если в жизни ребенка присутствуют следующие ситуации и обстоятельства, то у него может сформироваться низкая самооценка:
- У ребенка нет своего личного пространства (или же взрослые его постоянно нарушают).
- Невозможность выражать свое мнение открыто, говорить о своих чувствах, эмоциях, переживаниях.
- В собственной семье ребенок чувствует себя непонятым, отвергнутым, нелюбимым.
- Ребенок очень привязан к одному из родителей, но никак не может найти общий язык с другим.
- Ребенка не научили соизмерять свои амбиции с реальными возможностями.
- Не формируется навык здорового контакта с окружающими (ребенок не осознает, что помимо него есть другие люди, у них могут быть другие мысли, чувства и желания).
- Не развит навык самообслуживания, из-за чего ребенок чувствует себя неумелым и беспомощным, если рядом нет взрослых.
- Родители все делают за ребенка и не формируют у него навыка самостоятельно справляться с трудностями.
- В детском коллективе ребенок не чувствует понимания, принятия, берет на себя роль «белой вороны».
- Испытывает трудности с самореализацией.
Какие ошибки часто совершают родители
Зачастую родители совершают ряд ошибок, которые могут привести к тому, что у ребенка сформируется неадекватная самооценка.
Взрослые излишне концентрируются на негативе, замечают только неудачи ребенка, ругают и критикуют его за них. При этом, успехи они не замечают вовсе или воспринимают их как нечто само собой разумеющееся.
Например, ребенок приносит домой дневник с оценками за четверть. Родители сразу акцентируют внимание на том, что по математике у него тройка, ругают, наказывают. Но на пятерки по английскому, чтению и окружающему миру не обращают внимания, не хвалят, никак не отмечают успех ребенка.
Многие родители грешат тем, что сравнивают своих детей с другими детьми. При этом, любое сравнение болезненно для ребенка (как в лучшую, так и в худшую сторону). Важно помнить, что ребенок – это отдельная, самодостаточная, независимая личность.
Не нужно сравнивать его с другими людьми. Допустимо сравнивать ребенка только с самим собой, например: «Сегодня ты смог выполнить домашнее задание на целых 15 минут быстрее, чем неделю назад. Ты молодец, очень тобой горжусь».
Родители хотят контролировать своих детей с целью оградить от ошибок и проблем, и в умеренной форме это нормально. Маленькому ребенку или подростку еще нельзя доверять быть полностью свободным и самостоятельным. Но и контролировать каждый шаг, вмешиваться, нарушать личное пространство ребенка тоже нельзя.
Если он обучен какому-то навыку, пусть делает это самостоятельно. Не идеально, но самостоятельно, иначе навык у него не закрепится никогда. Например, ребенку задали в школе сделать поделку из природного материала.
Безусловно, родители справятся с этим лучше, быстрее, аккуратнее. Но пусть ребенок делает поделку сам. Может, у него получится не слишком хорошо, но появится гордость, что он смог справиться без помощи родителей.
Нередко в торговых центрах, парках, поликлиниках или других общественных местах можно заметить родителей, которые громко и во всеуслышание отчитывают своих детей за плохое поведение.
Даже если ребенок повел себя неправильно, замечание ему стоит сделать тихо, чтобы никто не слышал. К подробному разговору о его поведении можно вернуться дома или в том месте, где нет свидетелей. Публичные замечания и порицания унижают ребенка и заставляют сомневаться в себе.
Как повысить ребенку самооценку
Если родители заметили, что у ребенка низкая самооценка, им стоит предпринять следующие меры по ее восстановлению:
- Проанализировать, не ставят ли родители перед ребенком слишком завышенные требования (хорошо учиться, помогать по дому, писать контрольные на одни пятерки, посещать кружок пения, художественную школу, танцы и с десяток репетиторов). Если это так, то нагрузку лучше снизить, расставить приоритеты. Например, если ребенок не слишком-то и хочет заниматься танцами, их можно бросить.
- Оценить внешний вед ребенка. Часто от заниженной самооценки страдают дети, которых родители одевают по принципу «осталось от более старших детей» или «вот начнет зарабатывать, пусть тогда и покупает себе вещи такие, как хочет». Из-за внешнего вида ребенок действительно может чувствовать себя неуверенно. Возможно, стоит просто переодеть его.
- Всем людям приятно получать похвалу, комплименты, слова одобрения. Не нужно лишать этого ребенка, одно простое «Умница» или «Как у тебя здорово поучается!», непременно поможет ребенку почувствовать себя увереннее и лучше. Но не нужно хвалить за все подряд, иначе ценность похвалы сотрется в глазах ребенка.
- Учить ребенка не отчаиваться и преодолевать трудности. Это заряжает верой в себя и осознанием того, что «я тоже могу». Например, если у ребенка плохо с математикой, можно предложить ему позаниматься дополнительно или нанять репетитора. Ребенок будет горд собой, когда увидит, что оценки улучшились. Девочку, которая не считает себя красивой, можно отвести на фотосессию, где фотограф покажет, насколько привлекательной может быть ее внешность, если фотографироваться правильно.
- Помогать ребенку развивать имеющиеся у него таланты, не навязывать своего видения. Если девочка хочет играть в футбол, то пусть она занимается этим и чувствует себя «в своей тарелке». Не нужно заставлять ее вышивать, ходить на танцы или рисование. В этих областях она явно не станет успешной, так как не будет мотивации.
- Завести полезную привычку разговаривать с ребенком обо всем на свете: что он сейчас чувствует, как прошел его день, что нового он узнал, какой персонаж книги понравился ему больше всего и т.д.
- Визуализировать достижения ребенка, чтобы он мог оценивать масштаб своих успехов. Например, завести тетрадь с чек-листами успехов. Пусть там будет чек-лист «Книги, которые я прочитал», «Места, которые я посетил», «Темы по истории, которые я смог выучить» и т.д. В моменты отчаяния ребенок будет смотреть в эту тетрадь и понимать, что он уже молодец, смог многого достичь, и нужно продолжать в том же духе.
Как скорректировать излишне высокую самооценку ребенка
Для коррекции чрезмерно высокой самооценки у ребенка родители могут предпринять следующее:
- Переставать хвалить ребенка без повода. Похвалу он должен получать только тогда, когда сделал что-то по-настоящему хорошее, полезное или благородное.
- Критиковать ребенка, но делать это только по существу, очень мягко и тактично. Он должен понять, что идеальных людей не бывает, и он когда-то может ошибаться или показывать средние результаты.
- Прислушиваться к тому, как ребенок отзывается о своих сверстниках. Если он считает себя лучше других, то важно пресечь это. Стоит рассказать ребенку, что каждый человек хорош в чем-то определенном. Например, Миша бегает быстрее всех на физкультуре, Соня очень красиво рисует, а Слава отлично играет в шахматы. При этом, важно отметить и достижения своего ребенка, подумать, в чем он хорош, чтобы он не почувствовал себя униженным.
- Давать ребенку «набивать шишки», то есть, ошибаться, быть не самым успешным, получать критику от учителей и друзей, проигрывать в соревнованиях. Конечно, это расстроит малыша, но он сможет получить так называемую «прививку от тщеславия», впредь будет относиться к проигрышам более спокойно.
- Не оберегать ребенка от повседневных дел, не делать ничего за него. Пусть у него будут обязанности, за которые он несет ответственность.
- Демонстрировать ребенку, что в неудачах нет ничего страшного, что от этого люди не становятся хуже. Например, у мамы не получилось испечь вкусный пирог. Ребенку нужно продемонстрировать полное спокойствие, рассказать, в чем именно была ошибка мамы, как ее можно будет исправить в следующий раз. Возможно, вместе с ребенком от души посмеяться над неудачным пирогом и предложить ему сходить в магазин за печеньем к чаю.
- Не заставлять ребенка оставаться в одиночестве, говорить ему слова любви, вместе анализировать его поступки, поведение, мысли. Ребенку с завышенной самооценкой и даже некоторой заносчивостью, все равно нужны любящие и понимающие родители.
- Рассказывать ребенку, что на свете живет много разных людей, и у каждого из них своя точка зрения. Все эти точки зрения нужно уважать, не пытаться их оспорить, не переубеждать человека.
- Учить ребенка быть терпимым и толерантным в отношении чужого мнения, увлечений, чувств или мыслей.
Правила для формирования нормальной самооценки у ребенка
Чтобы у ребенка развивалась адекватная, здоровая самооценка, родителям стоит придерживаться простых правил в процессе воспитания:
- Позволять детям высказывать свое мнение, говорить о чувствах и эмоциях.
- Не добиваться абсолютного послушания от детей, превращаясь в авторитарных родителей.
- Позволять ребенку делать самостоятельно то, что ему уже по силам (даже если родитель быстрее и лучше заполнит дневник, завяжет шнурки или сходит за хлебом).
- Не ограждать ребенка от всех неудач, обид и разочарований, не держать его в тепличных условиях. Для нормального формирования личности ребенка требуется проживание как позитивного, так и негативного опыта.
- Объяснять ребенку, что он не может быть идеальным во всем, что в жизни его неминуемо будут ждать как победы, успехи и восхищения, так и поражения, проигрыши, негативные эмоции.
- Никогда не ставить перед детьми тех задач, с которыми он справиться не в силах.
- Не подвергать ребенка излишнему стрессу и переживаниям. Например, он столкнулся с травлей, оскорблениями и унижениями в детском лагере. Куда экологичнее и человечнее будет просто забрать ребенка из этого лагеря, чем ежедневно убеждать его стать сильнее и начать давать отпор обидчикам.
- Не критиковать в грубой форме то, что ребенок сам сделал, смастерил, нарисовал или вылепил, даже если в результате получилось нечто посредственное. Он старался и прилагал усилия, и это уже замечательно само по себе. Кроме того, сделать что-то идеально с первого раза практически ни у кого не получается.
Профилактика нарушенной самооценки у детей
И слишком заниженная и сильно завышенная самооценка плохи в равной степени. Задача родителей – воспитать в ребенке умение оценивать себя с адекватных позиций. Что в этом может помочь?
- Демонстрировать абсолютную и безусловную любовь в отношении своего ребенка. Это значит, что ребенок принимается таким, каков он есть, даже если он не успешен в конкретной ситуации.
- Отказаться от установки: «Я буду любить своего ребенка только за что-то». Родители одинаково должны любить своего ребенка, независимо от того, принес он сегодня пятерку или двойку, хорошо или плохо себя вел, получал или нет замечания от учителей.
- Отмечать успехи ребенка и не забывать хвалить его за них, не концентрироваться на неудачах.
- Предоставлять ребенку выбор, позволять принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Это формирует зрелость и самодостаточность.
- Учить ребенка самостоятельно решать свои проблемы, но наблюдать за ним со стороны, быть готовым вмешаться и помочь, если что-то пойдет не так и малыш перестанет справляться в одиночку.
- Рассказывать ребенку о том, как важно не быть эгоистом. Он живет в социуме, его окружают люди. О них тоже нужно заботиться, уважать их мнение, иногда идти им на уступки.
- Отказаться от безосновательных запретов, объяснять ребенку мотивы своих действий и решений. Например, не отвечать грозным «нет» на просьбу ребенка завести собаку. Лучше побеседовать с ребенком в спокойной обстановке, объяснить, что с животным нужно гулять каждое утро и вечер, лечить, если оно заболеет, тратить внушительные средства на корм и содержание. Тогда ребенок лучше поймет причину родительского запрета на заведение животных в доме.
- Подавать ребенку положительный пример, помнить о том, что дети зачастую перенимают родительское поведение. Например, если мама постоянно жалуется на жизнь, на то, что она ничего не может, что она глупая и никчемная, то и ребенок будет вести себя аналогично.
Последствия низкой самооценки у ребенка
Если не начать вовремя работать над повышением самооценки у ребенка, то это может привести к следующим негативным последствиям:
- Ребенок станет изгоем в социуме, не сможет завести себе настоящих друзей.
- Он всегда будет уверен в том, что у него ничего не получится, упустит много интересных возможностей для саморазвития и самореализации.
- Во взрослой жизни будет довольствоваться малым (минимальной зарплатой, комнатой в коммуналке, позапрошлогодними сапогами), не будет стремиться к лучшему, так как не будет видеть в этом никакого смысла.
- Низкая самооценка часто перерастает в психические, психологические заболевания (синдром повышенной тревожности, психоз, депрессия, депрессивное состояние).
- Могут возникнуть психосоматические проблемы со здоровьем.
- Есть риск развития фобий, страхов, навязчивых состояний.
- Ребенок с заниженной самооценкой может скатиться в комплекс жертвы, смириться с мыслью о том, что он хронический неудачник.
Последствия завышенной самооценки
Если у ребенка неадекватно высокая самооценка, от этого он тоже может пострадать.
Психотерапевт Любовь Черкасова определяет следующие негативные последствия завышенной самооценки в детском возрасте:
- нарушение социальных норм и правил поведения, так как ребенок почувствует превосходство над остальными людьми, решит, что им никто не может управлять;
- совершение импульсивных, необдуманных поступков;
- есть риск взяться за непосильную задачу, потерпеть поражение и подвести других людей;
- из-за возможных неудач будет страдать репутация ребенка, ведь он задал себе изначально очень высокую планку;
- развитие комплекса отличника, тревожное, нервное, беспокойное поведение из-за боязни сделать что-то не идеально;
- привычка всячески доказывать свое превосходство раздражает многих детей;
- сложности с заведением друзей и выстраиванием доброжелательной атмосферы в коллективе.
Таким образом, адекватная самооценка ребенка – это важная составляющая его психологического и психического благополучия, ментального здоровья. Родителям важно заботиться не только о том, чтобы ребенок хорошо кушал и учился на пятерки, а и о том, чтобы у него формировались здоровые отношения с самим собой и окружающими людьми.
Автор публикации
-
Психолог
Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.
Последние статьи
- Психология и социализация24.08.2022Правополушарное рисование для детей – методика, правила, мифы
- Психология и социализация12.08.2022Нейропсихология для детей – зачем нужна, как проводится
- Психология и социализация09.08.2022Психологическая готовность ребёнка к школе
- Психология и социализация06.08.2022Психологические тесты для детей разного возраста от 3 до 12 лет