Умение считать должно быть сформировано ещё до того, как ребёнок начнёт учиться в школе. Решению трудных примеров и задач научит педагог, а вот посчитать количество предметов малыш должен уметь самостоятельно.
Чтобы научить ребёнка считать и при этом занятия были в радость, а не стали мучительными, необходимо превратить их в увлекательную игру. Не стоит расстраиваться и опускать руки, если что-то сразу не получается. При систематической и целенаправленной работе всё обязательно получится, тем более, что сегодня много методик, позволяющих научить ребёнка считать.
Советы родителям
Чтобы обучение счёту не превратилось в наказание, родителям следует прислушаться к некоторым советам:
- Занятия не должны продолжаться более 20 минут в день. Если ребёнок маленький, то лучше разделить это время на 2 или 3 раза. Конечно, могут быть и исключения, когда кроха хочет заниматься. Тогда времени для занятий можно быть отведено больше. И задания можно усложнить.
- Как только становится понятно, что ребёнок усвоил урок, надо переходить к следующему. Подолгу задерживаться на одном и том же не стоит.
- Повторение называют матерью учения. Поэтому повторять пройденный материал просто необходимо.
- Знания должны быть использованы в повседневной жизни. Считать можно всё, что окружает ребёнка. Малыш должен понимать, что счёт присутствует везде, во всех сферах жизни.
- Не стоит постоянно контролировать малыша. Некоторые задания он может выполнить сам. И это только поможет ему стать более самостоятельным. Взрослый в таком случае выступает в качестве наблюдателя и помогает, если возникла такая необходимость.
- Если ребёнок не может сразу усвоить то, что ему предлагают взрослые, надо запастись терпением. Всё получится, надо только подождать. Как говорится, всему своё время. Планомерная работа обязательно даст результат, надо только подождать.
- Задания должны быть регулярными и неутомительными. Лучше делать понемногу, но постоянно, чем время от времени, но помногу. Систематические упражнения приведут к нужному результату.
- Доброжелательное отношение к малышу – залог успеха. За каждый малейший успех надо хвалить кроху, чтобы он поверил в собственные силы и захотел продолжать занятия. Если постоянно занятия проходит на повышенных тонах, малыш не только не захочет заниматься, а и начнёт бояться. Для него обучение счёту превратится в невыносимую пытку.
- Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребёнка с другим, который показывает лучшие успехи. Все дети развиваются в своём темпе, а сравнение только тормозит развитие. Наступит время – и ваш малыш тоже усвоит счёт. Поэтому не стоит торопить события.
- При изучении чисел и цифр необходимо сначала дать привыкнуть к их названиям. Затем стоит переходить к сути. Малыш должен не просто повторять и заучивать, а понимать суть. Когда он уже может сам всё объяснить, можно закреплять и выполнять задания для того, чтобы запомнить изучаемое.
- Не стоит зацикливаться только на счёте. Ребёнок должен знать и другие понятия, относящиеся к математике. Это геометрические фигуры, а также пространственные понятия «верх», «низ», «право», «лево». Кроме того, уже 3-летний малыш должен понимать, что одни предметы короче, а другие длиннее, кто-то выше, а кто-то ниже.
Иногда родители не знают, с чего начинать обучение, а также в каком возрасте можно приступать к занятиям.
Этапы обучения счёту
Каждый ребёнок – это отдельная личность, и обучение должно проходить в соответствии с развитием малыша. Кто-то уже может считать до 10 к двум годам, а кто-то в этом возрасте ещё произносит первые слова. Начинать надо с самого простого и элементарного. Понятно, что маленькие дети не понимают значения абстрактных чисел. Поэтому им необходимо видеть предметы, которые они считают. Не стоит специально отводить время на счёт, который маленькому ребёнку не понятен. Достаточно во время игры посчитать игрушки, книжки, коробочки или другие предметы. Также во время прогулки при подъёме по ступенькам можно считать их вслух. Ребёнку всегда интересно повторять следом то, что произносит мама или папа.
Есть общепринятые стандарты, придерживаться которых можно, чтобы до школы научить ребёнка считать:
- К 2 годам должно быть сформировано понятие «много-мало». Происходит обучение данному понятию на конкретных примерах, например, на игрушках.
- В 3 года малыш уже может считать предметы в пределах 3-5. Конечно, считать он будет только конкретные предметы или карточки с изображениями.
- К 4-5 годам ребёнок может считать до 10. Это относится к конкретным предметам, которые окружают ребёнка. Есть дети, у которых математический склад ума, и к такому возрасту они считают до 100 и решают простые примеры. Однако это исключение из правил.
- 5-6-летний ребёнок может освоить счёт до 20. И это касается не только конкретных предметов, но и цифр. Также малыш должен оперировать понятиями «больше» и «меньше». В этом возрасте уже можно учить ребёнка считать в уме. Также можно начинать учиться считать в обратном порядке.
- К 6-7 годам ребёнок вполне может освоить счёт до 100 и решать простые примеры.
Родителям стоит понять, что все этапы условны. Всегда необходимо ориентироваться на собственного ребёнка и исходить из его знаний и умений.
Обучение счёту до 10
Всё, что необходимо для счёта от 1 до 10, достаточный словарный запас, а также желание малыша заниматься. Приёмы могут быть следующими:
- Начинать обучение следует с конкретных ситуаций. Например, ребёнок должен знать, что ему 3 года, а потом исполнится 4. Родители могут озвучивать количество предметов на столе. Например, это могут быть тарелки или чашки. Не стоит забывать и о времени. Малыш должен знать, что он встал в 7 утра, а в 10 он с мамой пойдёт на прогулку. Надо дать понять, что счёт присутствует везде. Поэтому без него никак не обойтись.
- Сегодня большое количество развивающих мультфильмов, помогающих в обучении счёту. Все понятия даются в интересной форме, что крохе будет обязательно интересно.
- Развивающие пособия также способствуют изучению чисел от 1 до 10. Сегодня предлагается огромное количество пособий и рабочих тетрадей, разработанных профессионалами.
- Здесь же пригодиться ментальная арифметика. Счёты абакус помогают быстро научить ребёнка считать до 10. Если нет абакуса, можно приобрести обычные счёты.
- Деньги – это эффективный способ, помогающий научить ребёнка считать. Современные дети очень быстро усваивают счёт именно при помощи денег.
Как только первый этап пройден, и ребёнок с лёгкостью считает до 10, можно переходить к дальнейшему изучению мира чисел.
Обучение счёту до 20
Действовать необходимо в такой последовательности:
- Для начала надо дать понятие о ноле. Для этого показываются предметы. Малыш их считает. Затем предметы убираются. И ребёнок понимает, что ничего не осталось. Это и есть ноль. Понятие ноля понадобиться для изучения чисел 10, 20 и так далее.
- Стоит сказать, что означает «дцать». Это 10, следовательно 20 – это 2 раза по 10, 2 десятка.
- При освоении счёта до 20 необходимо дать понятие «состава числа». Делается всё на конкретных предметах или счётных палочек. Как только малыш положил в ряд 10 палочек, можно их заменить палочкой другого цвета, дав понять, что это десяток. После этого можно переходить к изучению чисел от 11 до 20, показывая десятки и единицы.
- Быстрее усваивается счёт на числовой прямой. Её моно просто начертить на листе бумаги. Подойдёт и линейка. Она поможет зрительно запомнить, как располагаются числа, их последовательность.
В большинстве случаев к школе дети усваивают счёт до 10 или 20. Однако ребёнок с математическим складом ума вполне способен научить ребёнка считать до 100.
Обучение счёту до 100
До 100 помогут научить считать следующие способы:
- Всё тоже славянское «дцать» поможет научить ребёнка считать десятками. Здесь будет всего два исключения: 40 (значение «много»), 90 (значение «9 до 100). Счёт десятками упростит задачу и поможет позже присоединить единицы.
- Если малыш знает, как считать от 11 до 20,а также умеет считать десятками, сможет усвоить, как образуются числа от 20 до 30 и дальше.
- Не стоит изучать счёт до 100за один день. Можно каждые 1-2 дня брать по одному десятку. И уже за 10 дней ребёнок будет считать до 100.
- При обучении стоит подключить игровые элементы. Например, пропуск числа помогает быстро собраться и сконцентрировать внимание.
Способствуют умению считать различные приёмы, которые помогают усваивать счёт увлекательно.
Приёмы обучения счёту
Игрушки
Готовить к обучению счёту можно следующим образом. Показав на какую-нибудь игрушку, сказать, что она одна. Затем взять вторую игрушку, дав понять, что их теперь две. При этом лучше соотносить игрушки с руками. Одна находится в одной руке, а вторая – в другой. Маленькому ребёнку так будет легче усвоить понятия «один» и «два».
Считалки
Малыши любят коротенькие стишки – считалки. Их множество. Повторяя незатейливые считалки, счёт происходит лучше, и усваиваются названия чисел.
Много весёлых песенок-считалок можно увидеть в интернете. Слова незатейливы и быстро запоминаются. Малыш с лёгкостью сможет подпевать экранному герою и повторять счёт.
Пальцы
На помощь придут пальчики ребёнка. Не стоит сразу считать пальцы на обеих руках. Достаточно одной, чтобы усвоить счёт от одного до пяти. Чтобы превратить обучение в игру, можно придумать для каждого пальчика название. Как только станет понятно, что счёт на одной руке усвоен, можно идти дальше.
При помощи пальцев можно освоить понятие числа «ноль». Можно посчитать пальцы, а потом их просто убрать. Малыш усвоит, что «ноль» – это ничего.
Предметы вокруг
Обучение происходит везде: и на улице, и дома. Вместе с малышом можно считать всё, что есть вокруг. Например, во время прогулки на улице – детей, дома – яблоки, конфеты и любые предметы.
Больше – меньше
Понятие больше – меньше ребёнок усвоит быстро, если часто показывать ему две группы игрушек. В одной группе предметов значительно больше, чем в другой. Позже малышу самому надо дать задание. Он должен определить, где игрушек больше, а где меньше.
Понятие «поровну»
Как только малыш усвоил счёт от одного до десяти, моно научить его понятию «поровну». Здесь на помощь придёт приём, который придуман французским педагогом Марией Монтессори. Она предлагала попросить малыша дать всем присутствующим дома одинаковое количество конфет. Так ребёнок не только поймёт понятие «поровну», но и научиться делить с другими тем, что у него есть.
Простой счёт с кубиками
Купив занимательные кубики, можно не только считать их, но и начинать решать элементарные примеры. Например, родители говорят, что кубик – это гномик, а коробка, где он находится, его домик. Сначала в домик помещается только один кубик, чтобы ребёнок понял: гномик в домике один. Затем добавляется ещё один. И малыш понимает: гномиков в домике стало уже два.
Счётные палочки
Маленькие счётные палочки помогут научить счёту, когда малыш уже научился считать предметы или игрушки. Кроме того, при помощи палочек легче усвоить понятие единиц и десятков.
Карточки с изображениями
Специалисты утверждают, что до пяти лет ребёнку легче усваивать счёт на конкретных предметах или изображениях. Поэтому карточки, на которых изображены самые разные предметы, можно использовать для обучения. Яркие изображения привлекут внимание малыша, а потом взрослый предложит посчитать эти красочные предметы. Малыш даже не поймёт, что с ним занимаются, а будет думать, что родители с ним играет.
Игра «Магазин»
Как показывает практика, современные дети быстрее понимают, как считать и совершать действия с числами на конкретных примерах. Поэтому игра «Магазин» поможет быстро усвоить навыки сложения и вычитания. Достаточно подготовить «деньги», за которые будут покупаться товары в импровизированном магазине.
Как показывает практика, дети очень любят играть в эту игру, потому что она тесно связана с реальной жизнью. Ребёнок видит, как родители покупают ему сладости или что-то ещё, пытаются повторить это в игре. При этом активно используются числа, что приводит к быстрому их запоминанию.
Лего
Конструктор «Лего» поможет не только научиться собирать детали, но и считать их. Взрослый просто даёт малышу задание построить башню из трёх деталей, четырёх и так далее. Задания можно усложнить. Например, ребёнок должен построить башню, состоящую из двух красных, двух синих, двух жёлтых и двух зелёных деталей.
Кстати, конструктор в будущем ещё пригодится, когда ребёнок будет изучать дроби.
Сказки
Данный приём поможет развить не только навык счёта, но и тренирует память и внимание. Надо объяснить малышу, что сейчас с ним будут играть в игру. Взрослый читает отрывок из сказки. Как только он назовёт число от одного до десяти, малыш должен хлопнуть в ладоши.
Приём помогает совместить обучение чтению и счёту, а также заставит кроху постоянно быть во внимании.
Раскраски
Детям нравится раскрашивать. Стоит использовать это для обучения счёту. Можно купить раскраску, где написаны элементарные примеры. Так можно совместить приятное занятие с развитием полезного и необходимого навыка.
Домино
Домино поможет закрепить умение считать, а также будет способствовать развитию памяти и внимания. К тому же, игра довольно увлекательна, что помогает заниматься без принуждения, а с желанием. А это верный путь к успеху.
Игра с мячом
Дети любят играть с мячом. Можно совместить приятное с полезным. Взрослый бросает мяч и произносит число «один», а ребёнок, получая мяч, произносит число «два». Затем передаёт мяч снова взрослому или ещё одному участнику игры.
Сортеры
Игры в сортеры помогают ребёнку научиться отличать формы и цвета. Однако можно и в обычной жизни играть в эту игру. Например, крохе по силам разложить по разным стопкам полотенца разных цветов. При этом задание усложняется тем, что полотенца необходимо не просто положить, но и посчитать. Аналогичные задания можно придумывать каждый день.
Мнемонические карточки и карточки на магнитах
Удобство мнемонических карточек в том, что рядом с изображённой цифрой находится то же количество предметов. Так ребёнку легче усвоить значение каждого числа. Подойдут и магнитные карточки, которые можно использовать довольно часто.
Методики известных педагогов, помогающие научить ребёнка считать
Карточки Глена Домана
Американский врач предлагает привлечь внимание ребёнка к счёту при помощи цвета. Красные точки сразу привлекут внимание и помогут выучить счёт. Рядом написана цифра, и количество красных точек всегда ей соответствует.
Родители показывают ребёнку карточки, но не просят ничего повторять. Зато после того, как малыш внимательно послушал маму или отца, Доман просит щедро похвалить любимое чадо. Это придаст стимул быть внимательным и дальше. В качестве поощрения могут быть сладости или просмотр мультфильма.
Американский врач уверен, что нельзя заниматься с детьми, если они этого не хотят. Перед началом обучения счёту, необходимо создать такие условия, чтобы малышу саму хотелось начать занятия.
Методика Людмилы Петерсон
Данная методика предполагает изучение чисел и обучение счёту только играя. Здесь можно выбирать рисование, кубики, игры, но всё должно происходить в непринуждённой обстановке.
Дети учатся мыслить логически, так как задания предлагаются самые разные. Петерсон предлагает изучать математические понятия и счёт не линейно, как принято в школе, а по принципу «слоёного пирога». Это означает, что детям сразу предлагается много понятий, а потом в зависимости от возраста всё усложняется.
Заниматься по данной методике очень удобно, так как сегодня выпущено большое количество рабочих тетрадей, по которым может заниматься малыш.
Методика Николая Зайцева «Стосчёт»
У Николая Зайцева разработана собственная методика обучения счёту. Он считает, что ребёнок должен сразу увидеть на карточках числа от 1 до 99. Так получится быстрее понять, что такое десятки, а что – единицы. Такой приём хорошо, но подходит он для детей постарше.
Карточки можно развесить над кроватью малыша, чтобы он видел числа и постепенно заучивал их.
В комплекте с карточками идут развивающие игры, помогающие научить ребёнка считать. Всё это можно приобрести без особого труда на специальных сайтах или в магазине. Для обучения ребёнка карточки Зайцева необходимы и незаменимы.
Методика, разработанная Сергеем Поляковым
Детям предлагается выучить счёт при помощи карточек с написанными цифрами, кубиками и коробочкой для кубиков. Ставится в коробку определённое количество кубиков, а рядом надо положить ту карточку с цифрой, равному количеству кубиков.
Методика Сергея Полякова основана на устном счёте. Малыш зрительно запоминает количество кубиков, их соотношение с цифрой.
Педагог советует не проводить занятия по обучению счёту отдельно от письма или чтения. Всё должно быть связано между собой, чтобы происходило гармоничное развитие малыша.
Методика Марии Монтессори
Мария Монтессори всегда говорил, что маленькие дети должны не просто заучивать, а всё трогать и ощущать. Поэтому для обучения счёту используются самые разные материалы. Это кубики, шарики. Чтобы занятия проходили увлекательно, необходимо выкладывать рядом с тем количеством точек, выпавших на кубике, такое же количество камушков или шариков. Кубик лучше бросать не на голой поверхности стола, а на коврике из фетра. Он приятен на ощупь, что позволит малышу запомнить приятные ощущения от соприкосновения с ним.
Затем точки соотносятся с цифрами. Получается, что при изучении счёта задействуются все рецепторы, что может быстрому и прочному усвоению материала.
Методика школы Соробан
Методика представляет собой обучение устному счёту в уме – ментальной математике. При этом задействуются сразу два полушария мозга, а также происходит развитие воображения и мышления. Дети учатся считать на счётах, и уже 5-летнему ребёнку по силам заниматься по данной методике. Некоторые дети начинают обучаться по данной методике уже с 4 лет и достигают отличных результатов.
Большая польза в том, что задействуются две руки, два полушария мозга. И дети не делятся на «гуманитариев» и «технарей», так как развитие происходит равномерно.
Если раньше данная методика срабатывала только при занятии с детьми одарёнными, то сегодня разработаны задания для всех без исключения. Каждый ребёнок может заниматься по данной методике.
Какую методику выбрать
Родители, как никто другой, знают особенности своего малыша, его темперамент и характер. Выбирать методы и приёмы следует исходя из этого. То, что хорошо сработала с соседским ребёнком, может не дать эффекта при обучении другого малыша.
Задания должны быть посильны для выполнения, надо идти от простого к сложному, а не наоборот. Усложнять задания надо постепенно, опираясь на знания малыша.
Одно из самых важных условий для достижения успеха – системность и регулярность. Не стоит перегружать ребёнка, но система в занятиях быть должна. Тогда успех не заставит себя долго ждать. Малыш усвоит счёт, и родители смогут переходить к обучению сложению и вычитанию.