Научить ребёнка определять время нужно еще с детства. Так ребёнок научится и ориентироваться в сутках, начнёт понимать, что такое секунда, минута, час. Кроме того, дети становятся более пунктуальными и собранными, когда понимают, что время не бесконечно и его надо беречь.
Поэтому обучение времени – это важно и ответственно для дальнейшего успешного обучения ребёнка.
В каком возрасте начать
В самом раннем детстве малыш видит, что есть тёмное время суток, а есть светлое. Потом мама говорит ему, что это день и ночь. Также приём пищи и прогулки связаны с дневными часами, а сон – с ночными. Малыш учится ориентироваться в частях суток. Это всё первые шаги, которые постепенно приведут к более сложному понятию секунд и минут.
Понятия «право» – «лево» и «больше» – «меньше» тоже пригодятся. Без них нельзя запомнить, как движется стрелка на циферблате.
Приступать конкретно к изучению времени можно, когда видно: ребёнок умеет считать хотя бы до 60, и он умеет различать однозначные числа от двухзначных. Это значит, что пришло время для обучения.
Советы родителям
Чтобы обучение проходило более эффективно, родителям стоит воспользоваться следующими советами:
- Называть время необходимо в процессе. Вышли гулять на улицу – сказали, который час. Посмотрели мультик – сказали, сколько он длился. Если повторять каждый день, сколько времени необходимо потратить на одно или второе действие, то обучение пойдёт быстрее.
- У малыша можно спросить: что он может успеть за минуту? За две? За 10? Так ребёнок начнёт ценить каждый миг, а взрослый скажет: драгоценное время нельзя вернуть назад.
- Взрослому надо привыкнуть почаще интересоваться у малыша, который час. Со временем малыш привыкнет к таким вопросам и начнёт быстро ориентироваться во времени.
- Не стоит спешить при обучении. Пусть обучение происходит постепенно. Если что-то не усваивается сразу, не надо нервничать. Придёт время – и малыш быстро ответит на все вопросы, которые интересуют взрослого.
- На помощь придут современные средства – онлайн-игры и тренажёры. С их помощью процесс обучения времени станет более увлекательным и интересным.
Обучение должно проходить планомерно и целенаправленно. Нельзя спешить, но и стоять долго на одном месте нет смысла.
Как родители могут помочь в умении определять время
Чтобы обучение проходило постепенно, проводить его надо в несколько этапов, постепенно усложняя задачу.
Понятие о прошлом, настоящем и будущем
Прежде чем изучать часы, надо научить малыша пониманию того, что было, что есть сейчас, а также того, что будет завтра. Лучше всего сделать это на конкретных примерах. Например, можно объяснить, что сегодня утром гуляли на улице – это прошлое. Сейчас он разговаривает – это настоящее. То, что будет вечером, станет будущим.
Хорошо рассматривать фотоальбом, чтобы понять, что такое прошлое. Затем можно сказать, что через несколько лет ребёнок станет совсем большим. Это и есть будущее. А то, что сейчас он смотрит фотоальбом, настоящее.
Понятие о временах года и частях суток
Понятие о времени суток и временах года лучше изучать на конкретных примерах. Можно подключить картинки, где пора года изображена отчётливо. Не стоит забывать, что совсем маленькой крохе надо говорить, о том, какая пора года на улице.
День, неделя, месяц, год
Сказка «12 месяцев» поможет дать понятие о месяцах и о том, что происходит в каждом из них. Затем следует объяснить, что 1 месяц – это 4 недели. О том, что в неделе 7 дней, также необходимо знать.
Не стоит волноваться, если малыш при этом ещё не умеет считать и не знает чисел. Основное он запомнит навсегда и поймёт, что существуют месяцы, недели и дни.
Устройство часов
Можно сделать макет настоящих часов, чтобы изучать время. Не стоит спешить, надо дать время малышу самому разобраться. Пусть он наблюдает за стрелками часов, слушает тиканье.
Возможно, у него появятся вопросы, на которые ответят взрослые. Если нет, то ребёнок изучит часовой механизм, посмотрит на цифры и непременно захочет узнать, как работает данный механизм.
Секунда, минута, час
Настенные часы, на которых есть стрелки, помогут в изучении секунд, минут и часов. Каждая стрелка предназначена для своего обозначения. Надо показать правильное движение стрелок слева направо.
Как только станет понятно, что малышу ясно, где какая стрелка, как она движется, можно переходить к дальнейшему объяснению.
Цифры и точки на циферблате
Надо объяснить малышу, почему между цифрами на циферблате есть точки, что они обозначают. Обычно у детей надо выяснить, понятно ли им, почему в сутках 24 часа, а на часах только 12 цифр. Ребёнок узнаёт, что 6, 9 часов и так далее – это и утреннее, и вечернее время. Для начала этого достаточно. Со временем он узнает о том, что 12 часов – это день, ещё 12 часов – это ночь.
«Чтение» часовой стрелки
Многие дети трудно усваивают интервалы в 5 минут. Им поможет легенда, придуманная взрослыми. Можно сказать, что все числа дают тень. А затем следует усвоить, что цифра 1 – это 5 минут, 2 – 10 минут и так далее. Как только минутная стрелка показывает на число, можно сказать, сколько сейчас минут.
Затем следует перейти к часовой стрелке. Необходимо объяснить, что до 12 часов дня часы соответствуют тому, что написано на циферблате. Как только наступит полдень, цифры станут толще. 1 час превратиться в 12, 2 – в 14 и так далее. Интересное сравнение поможет быстро запомнить время и не ошибаться.
На первых порах помогут два циферблата, вырезанные из картона. Первый будет из цифр от 1 до 12, а второй от 13 до 24. Моно сказать, что это дневное и ночное время. Потом они соединяются между собой. Если надо показать дневное время, берётся первый циферблат, если ночное, то второй.
Чтобы обучение шло быстрее, можно подарить малышу наручные часы. Во-первых, ему самому будет это интересно. Во-вторых, так он быстрее усвоит понятие времени.
Практика
Все полученные знания необходимо закрепить на практике. Весёлые упражнения и занимательные задания помогут разобраться во времени и его определении по часам. Также придут на помощь интересные считалки и стишки, которые можно найти в сети.
Не надо превращать обучение времени в испытание и скучное занятие. Необходимо сделать всё так, как будто бы это увлекательная игра, которая ко всему ещё и обучает.
Игры, чтобы закрепить результат
В повседневной жизни необходимо закреплять результат на любых примерах. Весёлые игры помогут на практике закрепить понятие времени.
Который час?
Малыш выступает в роли эксперта. Он должен помочь любимым игрушкам определить, который час. Например, зайка бежит в лес и спрашивает: «Который час?» Перед ребёнком макет часов со стрелками и нарисованным циферблатом. Необходимо ответить на вопрос зайки. Стрелки перемещаются, чтобы усложнить задачу. После того как ребёнок помог мишке или зайчику, моно попробовать исправлять неправильное время. Эти же игрушки называют не то время, что на часах. Малыш должен всё исправить и сказать правильный вариант.
Во время чтения сказки тоже можно использовать этот приём, сказав малышу, чтобы он помог сказочному герою определить, который сейчас час. Дети выполняют данные упражнения с интересом.
Режим дня
При помощи часов составляется режим дня. Например, стрелки стоят на 8 часах. И ребёнок говорит, что в это время он просыпается. Затем необходимо передвигать стрелки часов, проговаривая, как проходит день. Часто дети удивляются, что целый день умещается на циферблате. Получается, что распорядок всего дня отлично можно поместить в обучение времени.
Мало того, что ребёнок потренируется определять время, он ещё постарается соблюдать режим дня.
Так или не так?
Взрослый ставит стрелки часов на макете по своему усмотрению, а потом говорит, который сейчас час. Задача ребёнка сказать: верно или нет то, что говорит взрослый. Он отвечает «да» или «нет». В случае затруднения малышу необходимо помочь. Затем родители и дети меняются местами. Теперь время называет ребёнок, а взрослый говорит так или нет.
Расписание
Ребёнок должен составить расписание автобусов или поездов. Взрослый задаёт время, а малыш на макете ставит стрелки так, как нужно. Для начала задания надо давать простые, но постепенно задания всё усложняются. Например, надо попросить поставить стрелки часов так, чтобы было видно: сейчас полдень, полночь, без четверти час.
Такое расписание можно составлять не только для транспорта, но и для себя. Интересно составить план на выходной день, а потом следовать ему. Так ребёнок усвоит время, а ещё станет более дисциплинированным и ответственным. Ему же придётся жить по расписанию, которое он сам и составил. Это значит, что надо всё предусмотреть и учесть.
Разноцветная пицца
Чтобы закрепить понятие минуты и часа, можно вырезать круг и сказать малышу, что сейчас все вместе вы будете рисовать пиццу. Её можно поделить на сектора, в каждом из которых 15 минут. Потом их оделить ещё на 3 части. Каждая часть будет равна 5 минутам.
Так ребёнок поймёт, что такое половина, четверть, треть. Ему станет ясно, что каждое деление на циферблате – это 5 минут.
Получится, что обучение времени будет проходить с задействованием всех анализаторов.
Данную методику при обучении рекомендовала использовать Мария Монтессори, французский педагог. Когда у малыша при обучении задействовано как можно больше анализаторов, он лучше усвоит тему. Касается это не только времени, но и чтения, а также письма.
Второй вариант
Малыш должен понимать, что время можно называть по-разному. Данная игра научит двойному названию. Взрослый говорит, что сейчас 15 минут третьего. Ребёнок должен назвать второй вариант: 2 часа 15 минут. Затем можно поменяться местами с малышом. После этого надо попросить поставить стрелки часов на без 15 минут 12. Постепенно малыш усвоит, что это тоже самое, что и 11 часов 45 минут.
Кубики
Интересная игра, которая нравится детям. Сначала надо бросить два кубика – это часы. Затем ещё два – это минуты. Малыш должен показать такое же время на самодельном циферблате.
Онлайн-игра «Учим время»
Современные технологии тоже приходят на выручку. В интернете есть интересные игры, способствующие умению правильно определять время. Стоит перейти по ссылке https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/uchim-vremya , чтобы начать игру.
Внизу появляется табло, на котором электронные часы показывают время. Вверху находятся часы со стрелками, которые показывают самое разное время. Только одно показание совпадает с электронными часами. Необходимо найти нужные часы. Как только ответ будет правильным, появятся разноцветные звёздочки. Если же ребёнок окажет на часы, которые показывают неправильное время, то звёздочек не будет.
Дети очень любят играть подобным образом. Получается, что в доступной и занимательной форме они получают понятие о времени и о часах.
Знакомство с другими часами
Знакомство с другими часами можно производить после того, как станет понятно: у ребёнка нет трудности в определении времени по часам со стрелками. У него всё получается без проблем, определение времени не вызывает никакого труда. Тогда можно показать, что есть и другие часы. Их интересно сопоставить с традиционными часами, к которым уже привык малыш.
Электронные часы
По таким часам гораздо легче ориентироваться, так как не надо считать время. Оно сразу показано на табло. Можно давать задания, связанные с программой телепередач. Ребёнок сможет запомнить начало его любимых программ. Однако заменять часы со стрелками электронными часами нельзя, чтобы не было обратного эффекта. Ведь электронные часы просты и не требуют умения определять время. Оно видно и без этого.
Солнечные часы
Дети с интересом наблюдают, как движется тень от солнца. Достаточно в погожий день начертить круг, поставить палку, а потом наблюдать за тенью. Потом можно сравнивать показания часов со стрелками и солнечных часов.
Песочные часы
Песочные часы можно соотнести с часами, где есть стрелки. Пока сыплется песок, ребёнок наблюдает за стрелками. Он определяет, сколько времени нужно, чтобы песок пересыпался.
Ежедневные занятия и интересные задания помогут детям быстро и основательно усвоить понятие времени и научат без труда определять его по часам.