Многие родители полагают, что психологическая готовность ребёнка к школе заключается только в умении читать по слогам, производить элементарные вычисления и писать печатными буквами, но это не так. Готов ли психологически ребенок учиться, получать нагрузку, брать на себя ответственность и новую социальную роль?
Особенности процесса похода в школу
Поступление на учебу в школу – это новый, переломный момент в жизни ребенка. Ему придется приспосабливаться к новой деятельности и новому образу жизни. Раньше ребенок, в основном, играл, гулял на улице, ходил в детский сад и общался с друзьями. Его жизнь не была подчинена строгому регламенту, ему не задавали домашних заданий (или задавали в детском саду, но по минимуму и в игровой форме), ему не приходилось общаться с учителями.
Дошкольные формы деятельности существенно отличаются от того, что предстоит делать ребенку в школе. Именно поэтому важно, чтобы он пошел в школу подготовленным.
Как выглядит психологическая готовность ребёнка к школе
Признаки психологической готовности ребенка к школе по Л. А. Венгеру подразделяется на 5 разных видов.
Психологическая готовность или школьная зрелость
Достаточный уровень психологической зрелости ребенка для того, чтобы приступить к обучению в школе и взаимодействовать с коллективом сверстников.
Эта готовность не может сформироваться сама по себе. Она формируется в общении с другими людьми, в играх, в посильной трудовой деятельности, в дошкольном образовательном процессе.
Подготовленный ребенок идет в школу с удовольствием, он правильно мотивирован. Он знает, что в школе будет получать знания, которые в дальнейшем ему понадобятся для того, чтобы получить профессию. Ребенок умеет общаться, с охотой вступает в контакт со сверстниками и взрослыми людьми.
Интеллектуальная готовность
Ребенок умеет думать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать необходимые выводы. Он хорошо владеет речью, умеет что-то рассказывать и рассуждать на доступные ему темы, может с легкостью рассказать о себе и своей семье.
Также он умеет концентрировать внимание, запоминать необходимую информацию, обладает развитой мелкой моторикой. Не обязательно учить ребенка решать задачи и уравнения до похода в школу, этому его научат учителя. При развитых когнитивных навыках процесс научения будет даваться легко.
Родители могут помочь ребенку развить когнитивные навыки и сформировать интеллектуальную подготовленность к школе. Для этого не нужно подавлять интерес ребенка к исследованию нового, не давать готовых ответов на его бесконечные «почему», подталкивать его к тому, чтобы он сам искал ответы на интересующие его вопросы. Например, читать вместе с ним соответствующую литературу, смотреть фильмы и познавательные мультфильмы.
Личностно-социальная готовность
Подразумевает готовность ребенка к общению и успешному взаимодействию с другими.
Развитые коммуникативные навыки означают:
- ребенок готов быть инициатором общения;
- не ждет, что другие предложат ему вместе поиграть, что-то сделать или познакомиться;
- знает и понимает элементарные нормы общения, принятые в обществе (здороваться при встрече, благодарить за услугу, разговаривать в пол голоса, говорить с вежливой интонацией, прощаться при уходе);
- учитывает интересы других детей и коллектива, а не только свои собственные;
- умеет отстаивать свое мнение (не криком и кулаками);
- понимает, что с разными людьми нужно общаться по-разному (например, никогда не обратится на «ты» к учителю);
- имеет богатый опыт общения с разными людьми, в том числе, и со взрослыми.
Родители также могут помочь ребенку развить эти навыки. Например, пусть сам общаться с детьми на детской площадке, не нужно влезать в это общение. Почаще приглашать в дом родственников (дяди, тети, двоюродные бабушки и т.д.), пусть учится общаться с разными людьми и со всеми находить общий язык.
Даже общению с незнакомыми нужно учить. Ребенок-дошкольник в возрасте 6-7 лет вполне может под присмотром мамы сам подойти к прилавку в магазине и попросить продавца продать ему батон, сок или что-то еще.
Мотивационная готовность
Мотивационная готовность подразумевает искренний интерес к изучению всего нового. Родителям нужно постоянно развивать и поддерживать идею о том, что учиться в школе – здорово, что учитель – это друг и старший наставник, что он несет в мир знания и добро, что всегда готов прийти ребенку на помощь.
Ни в коем случае при ребенке нельзя плохо отзываться об учителе, учебном процессе или школе в целом. В сознании ребенка должна быть непоколебимая формула – «учеба = хорошо».
Не лишним будет доверительно побеседовать с ребенком, рассказать ему о своих школьных годах, вместе посмотреть фотографии, вспомнить забавные или поучительные истории. Вместе можно посмотреть мультфильмы о школе и почитать книги об учениках («Денискины рассказы», «Баранкин, будь человеком», «Витя Малеев в школе и дома» и т.д.).
Если есть возможность, стоит договориться с администрацией школы и сходить туда хотя бы на 15 минут, ребенок должен знать, где ему предстоит учиться. При отсутствии такой возможности стоит посмотреть на здание школы и других учеников, прогуляться по школьному двору.
Эмоционально-волевая готовность
Эмоционально-волевая готовность позволяет ребенку не бояться трудностей, решать посильные проблемы самостоятельно, ставить цели и достигать их. Дети с развитым эмоционально-волевым компонентом понимают, что помимо понятия «хочу», существует еще и «надо». В случае необходимости такой ребенок берет под контроль собственные эмоции, умеет сосредоточиться и взять себя в руки.
В детском возрасте эти качества формируются через игры с товарищами и воспитывают полезные навыки:
- Терпеливо ждать своей очереди, своего хода.
- Достойно проигрывать и искренне радоваться за победителя.
- Выстраивать собственную стратегию.
- Приспосабливаться к постоянно меняющимся обстоятельствам.
- Уступать другим.
- С достоинством принимать победу, но понимать, что победы будут не всегда.
Родителям стоит приучать ребенка к тому, что иногда приходится уметь быстро перестраиваться и менять деятельность. Например, в школе после урока физкультуры, где дети много бегают и играют, нужно перестроиться на урок математики, где требуется усидчивость, внимательность и сосредоточенность.
Также ближе к походу в школу у ребенка должен быть сформирован четкий режим дня, который будет соблюдаться даже в выходные дни.
Как понять, что ребенок еще не готов к школе психологически
Не готовый к школе ребенок ведет себя следующим образом:
- Отказывается проявлять инициативу (или проявляет ее в очень малом количестве).
- Не может включиться в режим работы коллектива, постоянно отстает, что-то не успевает, не понимает, не может усваивать наравне со сверстниками.
- Испытывает трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми.
- Не может трезво оценивать свои силы и возможности.
- Проявляет рассеянность, рассредоточенность внимания, быстро утомляется, отвлекается на посторонние вещи.
Как помочь ребенку психологически подготовиться к школе
В формировании у ребенка психологической готовности к школе основную роль играют родители. Процесс адаптации к школе непрост всегда, даже если ребенок, на первый взгляд, полностью готов пойти в школу и начать получать новые знания.
Именно поэтому озаботиться процессом психологической подготовки ребенка к школе нужно еще весной-летом, а не в сентябре.
Вот несколько приемов:
- Родители должны быть настроены очень позитивно, рассказывать о школе с улыбкой и положительным настроением. Безусловно, родители тревожатся о том, как же будущий первоклассник устроится в школе, поладит ли с учителями и одноклассниками, будет ли получать хорошие оценки и т.д. Но эту тревогу нельзя показывать ребенку.
- Желательно во время каникул на месяц организовать для ребенка посещение школьного летнего лагеря. Так ребенок быстрее привыкнет к школе и освоит новое пространство, успеет познакомиться с некоторыми ребятами. В сентябре он придет уже в относительно знакомую обстановку, значит и адаптация будет проходить куда легче.
- За месяц до начала учебного года урегулировать режим дня ребенка таким образом, чтобы он максимально походил на школьный. Естественно, если ребенок привык поздно ложиться и валяться в постели до 10-11 часов утра, вставать в 7 часов и идти на занятия ему будет сложно. Но если ребенок привыкнет, то ранний подъем не станет дополнительным фактором стресса.
- Перед тем, как ребенок пойдет в школу, в нее стоит поиграть (давать ребенку посильные задания, устраивать уроки и перемены, по игре вызывать к доске, проверять домашние задания). При этом, игра должна проходить в исключительно радостном ключе. Не нужно ругать ребенка за неудачи, неусидчивость или неважное поведение. Лучше мягко направить его, так у него о школе сформируется положительное мнение.
- Не настаивать, чтобы ребенок усердно трудился и учился на протяжении нескольких часов, и не смел вставать из-за стола, пока не будут сделаны все уроки. В детском возрасте максимальная концентрация внимания составляет 20 минут, требовать большего от ребенка не нужно, это чревато истериками, повышенной усталостью, тревожность, снижением мотивации учиться. Каждые 15-20 минут нужно устраивать перерыв на 6-8 минут. Желательно, чтобы во время отдыха ребенок проявлял физическую активность.
- В детском, а и не только в детском возрасте очень важно, чтобы труды ребенка поощрялись при помощи похвалы, добрых слов, поддержки. Он должен понимать, что у него есть мотивация и дальше прикладывать усилия и усердие.
- Ребенку будет в разы легче, если в классе с ним будет учиться его знакомый или товарищ. Например, ребенок, живущий по соседству или тот, кто до этого ходил с ним в детский сад. Стоит заранее поинтересоваться у родителей ровесников, в какую школу они записали ребенка, предложить записать детей в один класс, особенно, если дети уже хорошо общаются. Если это невозможно, то стоит на предварительном родительском собрании познакомиться с семьями будущих одноклассников ребенка, предложить кому-нибудь вместе прогуляться, сходить в кафе или в кино, взять с собой детей, чтобы те могли познакомиться, а затем и подружиться.
- Если в школе предусмотрен подготовительный класс, то не игнорировать такую возможность. Там ребенок познакомится с учителями и некоторыми одноклассниками, изучит хотя бы первостепенно здание школы. В сентябре он уже будет примерно представлять, чего ждать от процесса обучения.
Психологическая готовность ребенка к школе – это залог его успешного обучения и личностного становления. Психологически готовому ребенку легче пережить адаптацию к школе, новым обязанностям, незнакомым людям.
Автор публикации
-
Психолог
Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.
Последние статьи
- Психология и социализация24.08.2022Правополушарное рисование для детей – методика, правила, мифы
- Психология и социализация12.08.2022Нейропсихология для детей – зачем нужна, как проводится
- Психология и социализация09.08.2022Психологическая готовность ребёнка к школе
- Психология и социализация06.08.2022Психологические тесты для детей разного возраста от 3 до 12 лет