Синдром отличника у ребенка – причины, симптомы, лечение

Синдром отличника у ребенка

Дети у которых наблюдается синдром отличника непременно хотят быть идеальными во всем, но эта задача не реальна и не достижима в принципе. Ребенок постоянно чувствует себя неудовлетворенным, считает, что он мог бы прикладывать больше усилий и лучше стараться.

Что такое синдром отличника у ребенка

Синдром отличника – это комплекс психологический особенностей личности, которые выражается в стремлении всегда получать высокие результаты и похвалу, быть лучше других, завоевывать одобрение от окружающих. 

Обычно синдром отличника проявляется у ребенка в учебной, общественной, спортивной, творческой деятельности. Ребенок ставит перед собой сложные или заведомо невыполнимые задачи, не ориентируется на собственные желание и интересы, не прислушивается к самому себе. Даже если цели достичь удается, радости и других положительных эмоций от этого нет.

Что должно насторожить родителей

Если ребенок стремится к успеху и ставит перед собой высокие цели – это здорово, и не обязательно будет являться синдромом отличника.

Что должно насторожить родителей

О возможном развитии синдрома отличника говорят следующие особенности поведения ребенка:

  1. Зависит от мнения окружающих (если похвалили – радуется, если критикуют – снижается уверенность в собственных силах).
  2. Любыми средствами ребенок хочет заслужить высокие оценки, даже готов пойти на обман.
  3. Завидует чужим успехам, не умеет искренне радоваться за товарища.
  4. Проявляет чрезмерную ранимость, если речь заходит о достижениях. Например, рисунок ребенка не удостоился отдельной и развернутой похвалы. Из-за этого он обижается, расстраивается, чувствует горечь.
  5. Трудности парализуют ребенка. Он так боится ошибиться, что опускает руки и не берется за дело вообще.
  6. Ребенку хочется быть лучшим буквально во всем, он не умеет расставлять приоритеты.
  7. Если произошла неудача, ребенок будет долго мучиться и страдать от чувства вины.

Причины развития синдрома отличника у ребенка

Синдром отличника обычно не появляется сам по себе, его провоцирует ряд жизненных факторов:

  • родители пытаются компенсировать собственные неудачи, чрезмерно ориентируют ребенка на успех и победу во всем;
  • взрослые обращают внимание только на формальности (оценки, грамоты, медали);
  • ребенку не хватает внимания и ласки, поэтому похвала за хорошую оценку воспринимается им как проявление родительской любви;
  • боязнь огорчить родителей, быть наказанным, не оправдать их ожиданий;
  • самооценка ребенка занижена, он пытается компенсировать это хорошими оценками и другими успехами в жизни.

Психологический портрет ребенка с синдромом отличника

У ребенка с синдромом отличника завышенные требования к самому себе. Он хочет учиться на одни пятерки, лучше всех в классе писать контрольные, занимать первые места на олимпиадах, участвовать в жизни класса и школы, побеждать в конкурсах, и это ему нужно все и сразу. 

Психологический портрет ребенка с синдромом отличника

Ребенок неправильно воспринимает окружающих людей, ему все кажутся требующими, критикующими, хотя это, скорее всего, далеко не так.

Есть склонность постоянно сравнивать себя с другими детьми, конечно же, не в свою собственную пользу.

При планировании своих действий ребенок не довольствуется полумерами, ему нужно либо достичь всего, чего только можно, либо не принимать участия в деле вообще.

У ребенка с синдромом отличника есть действительно важные и серьезные достижения, но он предпочитает фокусировать внимание на неудачах, а не думать о хорошем и о том, чего он уже смог добиться.

В повседневной жизни такой ребенок часто одинок, у него нет настоящих друзей, с которыми можно поговорить по душам или хорошо провести время. Нормальный отдых также отсутствует, что нередко приводит к нервному и физическому напряжению.

Как помочь ребенку с синдромом отличника

Родители могут сделать для своего ребенка следующее:

  1. Сравнивать ребенка только с самим собой (в прошлом году ты прочитал 23 книги, а в этом – 30, поэтому ты – огромный молодец). А вот от сравнения с другими детьми нужно отказаться.
  2. Не спешить ругать за плохую оценку. Лучше расспросить ребенка, почему так произошло, что помешало получить оценку выше, в чем кроется корень проблемы и как ее решить. От ругани толку не будет.
  3. Разговаривать с ребенком и объяснять ему, что ошибаться – это не страшно. Отрицательный опыт не менее ценен, чем положительный. Ошибки – это нормальная часть человеческой жизни.
  4. Проявлять к ребенку безусловную любовь и демонстрировать ее при первой же возможности (почаще говорить слова любви, хвалить, обнимать, уделять ребенку внимание).
  5. Не делать детей игрушкой своего настроения, не срывать на нем собственную злость.
  6. Не переоценивать возможности ребенка. Безусловно, нужно всесторонне развиваться, но ребенок может просто физически не выносить возложенной на него нагрузки. И он не ленивый, просто ресурсы детского организма не бесконечны. Пусть ребенок выберет секцию или кружок, максимум – два, куда ему нравится ходить больше всего.

К чему может привести синдром отличника у ребенка

Если синдром отличника у ребенка вовремя не скорректировать, это может отрицательно сказаться на качестве его дальнейшей жизни. 

Ребенок не сможет наслаждаться процессом учебы и получения знаний, а будет зациклен только на результате. Это будет приводить к зубрежке и заучиванию, вместо углубления в материал, творческого подхода к учебе. 

К чему может привести синдром отличника у ребенка

Когда ребенок будет понимать, что его, скорее всего, ждет неудача, то он будет учиться обманывать или поступать нечестно (например, украдет ответы на контрольный тест из учительской или научится мастерски списывать).

Ребенок с синдромом отличника редко выстраивает дружественные отношения с коллективом. Часто такие дети становятся объектами травли. 

Все это будет сопровождать эмоциональная нестабильность, которая тоже не добавляет психологического здоровья.


Синдром отличника только на первый взгляд может показаться положительным явлением. Но это – очень глубокая проблема, которая может привести к серьезным изменениям в психике ребенка. 

Автор публикации

Аватар Татьяна Ушакова
Татьяна Ушакова
Психолог

Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх