Ментальная арифметика для детей школьников приобретает в последнее время всё большую популярность. И связано это не только с желанием родителей развить у детей математические способности.
Всё дело в том, что во время занятий происходит развитие памяти, пространственного мышления, воображения и других функций мозга. Кроме того, умение быстро и правильно считать в уме облегчает ребёнку выполнение заданий по математике, физике, химии и другим предметам, а также пригодится в дальнейшей жизни.
Стоит сказать, что данная методика пользуется популярностью во всём мире. Известно, что в мире более 5 тысяч школ, где дети разных стран учатся одному – быстрому счёту. И количество школ постоянно увеличивается, так как растёт число желающих научиться быстро считать в уме.
Что такое ментальная арифметика для детей
Ментальная арифметика предполагает, что ребёнок научится производить самые разные действия с большими числами. Существует несколько разновидностей данной методики, но все они базируются на одном принципе: для обучения используются специальные счёты под названием абакус. Современные счёты являются подобием того, на чём учат считать детей.
Интересно, что похожие доски применялись для счёта ещё в древние времена в Греции и Месопотамии. Уже тогда люди заметили, что на камнях считать гораздо легче. Передвигая их, можно запоминать действия и числа.
Современные занятия базируются именно на этом принципе. Когда детям легко даётся счёт на абакусе, они начинают считать в уме. К концу обучения они спокойно оперируют шестизначными числами в уме, умеют находить проценты, а также извлекают корень из числа.
Не все понимают разницу между арифметикой обычной и ментальной, а между тем разница существует. При классическом изучении ориентир при обучении идёт на слух. Также задействуются и визуальные ощущения.
Когда изучение происходит при помощи абакуса, добавляется зрительный анализатор, что позволяет быстрее усвоить полученную информацию. Вдобавок ко всему тактильные ощущения, так как сначала дети учатся считать на счётах, задействуя пальцы рук, которые связаны с памятью и с другими центрами мозга.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: ментальная арифметика способствует развитию умственных способностей и мыслительных операций.
Когда лучше изучать
Единого мнения на этот счёт. Специалисты говорят, что начинать занятия можно уже с 4-летнего возраста при условии, если ребёнок готов воспринимать информацию. Здесь всё зависит от усидчивости и индивидуальных особенностей малыша.
Если отдать ребёнка в школу, где он будет заниматься ментальной арифметикой в возрасте 4 лет, то через 2 года ( а именно на столько и рассчитан стандартный курс занятий), то уже к моменту занятий в 1 классе малыш удивит своих ровесников и учителей тем, что сможет спокойно выполнять различные действия с трёхзначными числами.
Также все дети до 14 лет могут начать занятия. В период с 4 до 14 лет в любой момент можно начать обучения. Это то время, когда детский мозг готов к усвоению новой информации.
Известны случаи, когда 16-летние подростки только начали осваивать азы методики. И они тоже спустя два года научились быстрому счёту в уме. Однако в таком возрасте не каждый ребёнок захочет заниматься дополнительно и заставить подростка не так просто. Поэтому лучше начинать обучение раньше.
Как происходит обучение
Занятия в школах, обучающих ментальной арифметике, проходят 1 раз в неделю. Такой график удобен и родителям, и детям. Каждое занятие построено в соответствии с возрастными особенностями детей.
Например, для самых юных предусмотрены уроки в игровой форме. Дети должны не только учиться, но главное в этом возрасте – не допустить перегрузок! Поэтому для каждого возраста предусмотрена своя особенная подача материала.
Дети 5 и 6 лет занимаются 2 урока, которые длятся по 35 минут. Ребята более старшего возраста обучаются навыкам устного счёта у урока, но продолжительность каждого составляет 45 минут.
Наполняемость групп не более 10 человек. Это позволяет педагогу видеть каждого ученика и уделить ему необходимое внимание.
Программа занятий рассчитана на несколько этапов:
- Для начала дети учатся считать на абакусе, который представляет собой специальные счёты. В это время скорость мышления увеличивается, а внимание становится более концентрированным. Дети овладевают техникой правильного счёта на абакусе, чтобы потом перейти к счёту в уме.
- Ученики могут визуализировать ментальную карту в уме и обходятся без абакуса, так как научились считать без него.
Неотъемлемой частью занятий являются домашние задания. Они обязательны и рассчитаны на ежедневное выполнение. Это помогает повторить и закрепить пройденный материал. Если ребёнок будет заниматься дома по 30 минут в день, то он сможет достичь более высоких результатов.
Польза ментальной арифметики для детей
Сторонники данной методики не перестают говорить о той пользе, которую она приносит.
Среди положительных сторон выделяются следующие:
- Чтобы обучаться считать на абакусе, необходимо задействовать оба полушария головного мозга. Это в свою очередь приводит к тому, что развивается не только способность к математике, но и к другим наукам, а также умению заниматься сразу несколькими делами.
- У всех, кто прошёл курс обучения внимание более сконцентрировано, а также развито умение абстрагироваться от всего, что отвлекает и мешает сосредоточиться.
- Легче запоминается другая информация, так как занятия способствуют развитию памяти.
- Исследования показали, что дети, прошедшие полный курс, более креативны, они способны нестандартно мыслить.
Плюсы и минусы ментальной арифметики для детей
До сих пор не прекращаются споры по поводу того, стоит ли обучаться ментальной арифметике. У методики есть много сторонников и противников. И те, и другие приводят многочисленные аргументы и спорят о том, нужно ли обучать детей быстрому счёту в уме.
Плюсы ментальной арифметики
Польза ментальной арифметики неоспорима, так как она:
- Способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. Соответственно, дети умеют и анализировать, и выполняют творческие задания, что необходимо для всестороннего развития.
- Стимулирует интерес к изучению математики. Дети видят, что математика – это не только наука цифр, но и наука совмещённая с игрой.
- Ментальный счёт не может происходить без концентрации внимания. Поэтому все дети, которые осваивают данную методику, становятся более внимательными и усидчивыми.
- Благодаря ментальной арифметике дети легче усваивают геометрию, так как она основана на пространственных образах и представлениях.
- Одинаково развиваются все виды памяти, так как они задействованы при освоении счёта.
- Ребёнку легче ориентироваться в большом количестве заданий. Он привыкает держать в поле зрения сразу несколько действий. Ему в дальнейшем легче не растеряться во время контрольных или экзаменов.
- У детей появляется уверенность в себе, так как они умеют выполнять действия, которые от них требует учитель. Это помогает в дальнейшем добиться намеченных целей и не пасовать перед трудностями.
Минусы методики
Довольно приличное количество педагогов уверены в том, что ментальная арифметика – это не единственная система быстрого счёта. Существуют и другие методики, которые зарекомендовали себя не хуже.
Кроме того, скептики, называя минусы, говорят следующее:
- Ментальная арифметика не поможет решить задачи на логику.
- При изучении быстрого счёта развивается только этот навык. Остальным математическим способностям внимание не уделяется.
- При обучении используется шаблонный подход, что не даёт мыслить нестандартно.
- Механический счёт часто приводит к глупым ошибкам во время вычислений из-за спешки.
- Для некоторых детей занятия становятся чрезмерной нагрузкой, которая может привести к перегрузке. Если этого не заметить, то снизится успеваемость по остальным предметам.
Женя Кац утверждает в своей книге «Математика в твоих руках», что обучение ментальной арифметике – это своего рода дрессировка, когда ребёнок учит, а потом его «натаскивают» преподаватели.
Иван Коломиец, основатель платформы Учи.ru, говорит о том, что данная методика может негативно повлиять на способных к математике детей. Их занятия сводятся к однотипному зазубриванию, тогда как таким детям необходимо заниматься решением нестандартных задач.
Хорошо на этот счёт высказался лауреат премии по математике Александр Шевкин. По его мнению, в ментальной математике нет ничего плохого. Однако родителям стоит решить, нужны ли их детям такая продвинутая техника устного счёта. Тогда и станет ясно, нужны занятия или нет.
Мифы о ментальной арифметике
Мифов о ментальной арифметике много. Вот несколько самых распространённых:
- Математике занятия не научат. Однако после школы большинству нужно уметь быстро вычислить в уме. Этому и учит данная методика.
- На уроках математики будет скучно. Здесь всё зависит от педагога. Если он сможет найти задания для ученика, то ему не будет скучно никогда.
- Занятия платные, значит, что-то здесь не то. Этот миф основан на том утверждении, что образование должно быть бесплатным. Однако сегодня другие времена, когда за всё надо платить, и за знания в том числе.
Все мифы – это всего лишь мифы, на которые не стоит обращать внимания.
Можно ли научить ментальной арифметике ребёнка дома
Сегодня специалисты разработали специальные пособия, которые могут быть использованы для домашнего обучения. Всё, что требуется от родителей, систематические занятия. Дома они должны проходить каждый день и продолжаться 20 минут.
За это время дети смогут:
- Выполнить разработанные занимательные задания.
- Посмотреть обучающие видеоролики, которые помогут усвоить материал.
- Поиграть, так как большая часть заданий представляет собой увлекательную игру.
- Выполнить задания в рабочих тетрадях.
- Закрепить материал при помощи специальных флеш-карт.
- Вместе с родителями научиться считать быстро в уме, выполняя сложные арифметические действия.
Что касается родителей, то им в помощь предлагается методическое пособие, где подробно говорится о том, как надо обучать детей ментальной арифметике.
Успех домашних занятий зависит от того, насколько к ним готовы и родители, и их дети. Если подойти к обучению серьёзно, заниматься систематически, то ребёнок поймёт, что папа и мама с ним не просто играют, а учат необходимому навыку. Тогда и отношение к занятиям у ребёнка будет соответствующее.
Если же брать пособия в руки лишь время от времени, то результата не будет. Как и в любом другом деле, здесь важны регулярность, системность и серьёзный подход к занятиям. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.
Также стоит учесть ещё одно важное правило: ребёнок должен воспринимать родителей как педагогов. Именно это зачастую мешает заниматься с собственным ребёнком. Многие дети воспринимают объяснение постороннего человека, ноне отца и мать. И тогда результата от занятий не будет. Перед началом обучения стоит учесть этот факт.
Отзывы родителей о ментальной арифметике
Отзывы о данной методике самые разные. Есть как положительные, так и отрицательные.
Мой сын до поступления в школу прошёл курс обучения ментальной арифметике, чему я рада. Он быстро считает в уме, решает сложные примеры, складывает и отнимает. Поэтому никаких проблем в первом классе не было, наоборот, учительница давала ему индивидуальные задания, пока остальные дети знакомились с числами. При этом хочу заметить, в школу сын пошёл в 6 лет, а не в 7. В целом, занятия пригодились ещё и потому, что ребёнку раньше трудно было сосредоточиться на чём-то, он постоянно отвлекался и не мог сконцентрироваться. Теперь проблем нет. Спасибо занятиям, которые многое дали и многому научили.
Хочу сказать, что походили мы на занятия всего полгода, а потом забросили, потому что разочаровались. И это не только меня касается, но и моего ребёнка. Ему 10 лет, он отличник, который с лёгкостью решает сложные задачи. Мы надеялись, что занятия помогут ему в вычислениях, но ошиблись. Обучение отнимает много времени, так как на домашние задания, на которые якобы должно уходить примерно 20 минут, уходит в реальности не менее часа. Вот и получается, что сын был загружен в школе, а потом ещё и дома. В результате отдыха никакого. Подумали мы вместе и решили, что считать он и так умеет, пусть и не так быстро, как выпускники этой школы. Лучше заняться чем-то полезным, чем днями выполнять задания.
Мы выбрали данную методику, потому что она учит быстро считать в уме. Теперь у моего ребёнка нет проблем с устным счётом. И он, и я очень довольны, потому что виден реальный результат.
Занимались всего 4 месяца, но результата не было. Приходилось много заниматься дома, что было не совсем удобно, потому что ребёнок посещает спортивную секцию. В результате бросили занятия и больше времени стали уделять спорту.
Ребёнок изменился на глазах после того, как начал заниматься ментальной арифметикой. И это касается не только учёбы. Он более собран, внимателен, серьёзнее относится к учёбе, чем это было раньше. Ментальная арифметика заставляет думать, а это важно для современного поколения.