Становление речи ребёнка происходит постепенно. К 5-6 годам дети уже свободно выговаривают все звуки. Однако иногда произношение звука «Р» вызывает затруднения. Как научить ребёнка букве Р и почему возникают сложности с этим звуком?
Какие проблемы приводят к тому, что возникают трудности при произношении звука «Р»
Специалисты говорят, что до 5 лет родителям не стоит волноваться, если их малыш не может выговаривать звук «Р». Однако стоит бить тревогу, если время идёт, а ребёнок так и не может произнести этот сложный звук. Возможно, существуют следующие проблемы:
- Чтобы произносить чётко звук, необходимо дотрагиваться языком до нёба. Дети с короткой подъязычной уздечкой не могут этого сделать. Отсюда и возникающие трудности при освоении одного из самых сложных звуков русского языка.
- Проблемы со слухом не дают крохе хорошо слышать, а значит, не дают возможности и говорить.
- Если кто-то из родителей картавит, то большая вероятность того, что и дети не смогут хорошо выговаривать звук «Р».
- Необходимо проверить, нет ли спазма лицевых мышц. По этой причине подвижности языка и амплитуды движений не хватает, чтобы отчётливо произнести звук.
- Если дети не выговаривают не только звук «Р», но и других звуков, значит, нарушен фонематический слух. С такими детьми должны работать специалисты. Начинать занятия необходимо как можно раньше, чтобы к тому моменту, когда ребёнок пойдёт в школу, проблема была решена или уже находилась в процессе решения, возникают проблемы с произношением.
- Аденоиды также становятся причиной того, что малыши затрудняются чётко произносить звуки. У детей нарушается дыхательная активность, что становится препятствием для произношения.
Прежде чем приступать к обучению, необходимо выявить данные причины и устранить их. В противном случае все упражнения не дадут того эффекта, который должен быть.
Рекомендации логопеда
Конечно, лучше всего, если с ребёнком занимается логопед. Родители дома тоже помогают детям. Логопеды дают такие рекомендации взрослым, которые могут самостоятельно помочь своим детям:
- До 2 лет не стоит заставлять кроху заниматься, так как это не имеет смысла.
- После 2 лет можно начинать занятия, способствующие развитию речевого аппарата.
- Проводить занятия следует в игровой форме, применяя занимательные упражнения, которые для детей станут увлекательной игрой.
- Заниматься необходимо систематически, усложняя задания постепенно. Необходимо запастись терпением, так как результат вряд ли будет быстрым.
- Хороший эффект дают специальные тренинги, способствующие развитию дыхательного аппарата и артикуляции.
- Для достижения лучшего эффекта необходимо взять зеркало. Когда малыш видит, как движется его рот при произношении звука, быстрее исправляет все ошибки.
- Занятие должно длиться не более 15 минут. Хорошо, чтобы оно напоминало весёлое времяпрепровождения с мамой или папой.
Каждый родитель может дома делать специальные упражнения и артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика, чтобы научить ребёнка букве Р
Родители могут выполнять с ребёнком специальные упражнения, которые будут способствовать подготовке к произношению. Необходимо учиться делать энергичный выдох, а также разминать речевой аппарат.
1. Мыльные пузыри и воздушные шарики
Сначала можно проводить упражнение с настоящими мыльными пузырями. Затем действие происходит с воображаемыми мыльными пузырями. Ребёнок должен уметь набирать в рот воздуха, а потом сильно выдувать его, представляя, что он делает огромный мыльный пузырь. Также надо уметь на одном дыхании выдуть как можно больше мыльных пузырей.
Развивать лёгкие хорошо при помощи воздушных шариков. Это станет хорошим упражнением для тренировки дыхательного аппарата.
2. Пёрышко
Необходимо научиться выдыхать воздух медленно, так, чтобы сдуть пёрышко. Если его нет, можно использовать обычную вату. Ребёнок должен научиться контролировать своё дыхание, уметь дышать глубоко и замедлять дыхание.
3. Качели
Язык двигается вверх и вниз, поочерёдно дотрагиваясь то до верхних зубов, то до нижних. Сделав так несколько раз, необходимо задержать язык у верхних зубов на несколько секунд.
4. Маляр
Перед выполнением упражнения малышу надо объяснить, что сейчас его язык станет кистью. И затем приступать к окрашиванию всего, что попадается по пути. Это внутренняя поверхность щёк, зубы и нёбо.
5. Котёнок
Ребёнок на пару минут становится котиком, которому надо слизать угощение с блюдца. Есть одно условие: язык нельзя сворачивать в трубочку.
6. Угощение
Необходимо представить, что малыш облизывает губы, на которых что-то вкусное. При этом стараться высунуть язык максимально вперёд.
Чтобы упражнение было более эффективно, можно намазать губы чем-то сладким. Главное – не переборщить.
7. Молоток
Язык превращается в молоток, которым надо стучать по зубам, а рот в это время растянут в улыбке. Акцент делается на верхние зубы.
8. Дудочка
Необходимо губы свернуть в трубочку, как будто это воображаемая дудочка. В таком положении губы надо задержать, а затем вернуть их в исходное положение.
9. Лягушка
Данное упражнение представляет собой улыбку до ушей, в которую растягиваются губы. Ребёнку надо сказать, что он должен повторить улыбку сказочной лягушки, которая всегда изображается с улыбкой.
10. Кит
Необходимо изо всех сил надуть щёки. Ребёнку можно сказать, что он кит, который плывёт по морю, а во рту у него вода.
11. Зубная щётка
Язык выполняет роль зубной щётки, которая чистит зубы с внутренней стороны.
12. Трубочка и блинчик
Язык должен превращаться то в блинчик, то в трубочку. Сначала язык необходимо положить так, чтобы он был расслаблен и превратился в «блинчик». Затем он превращается в трубочку. Для этого язык необходимо скрутить, после чего снова расслабить и превратить в «блин».
13. Чей язык длиннее
Взрослый предлагает ребёнку высунуть язык как можно дальше. Можно сказать, что надо выяснить, у кого язык длиннее. Все дети очень любят такое упражнение и выполняют его с удовольствием.
14. Где нос и подбородок
Ребёнок с удовольствием выполняет следующее упражнение. Необходимо постараться дотронуться до подбородка или носа. Конечно, достать кончик носа ребёнок не сможет, но будет стараться изо всех сил.
Упражнения, направленные на постановку звука «Р»
Начинать необходимо с небольших упражнений, которые постепенно необходимо довести до автоматизма. Здесь очень важно не ругать малыша и не указывать на то, что у него что-то не получается. Лучше предлагать сделать данное упражнение по-другому. Вместе с малышом сделать всё по-другому, не акцентировать внимание на том, что ребёнок всё делает неправильно.
Следующее занятие необходимо начинать с повторения, а потом уже переходить к постановке нового звука. Не стоит забывать о силе похвалы. Каждый успех малыша должен сопровождаться искренней похвалой, чтобы ребёнку хотелось заниматься и стараться ещё больше.
1. Барабан
Не стоит думать, что постановка звука «Р» никак не связана с другими звуками. Связана очень тесно. Поэтому необходимо, широко открыв рот, бить кончиком языка по внутренней стороне верхних зубов. Получается звук «Д», а там до звука «Р» останется не так и много.
2. Жучок
Игра в жужжащего жучка помогает сначала закрепить звук «Ж», а потом перейти к звуку «Р». Для этого надо продвигать язык вглубь рта. Очень скоро «Ж» перейдёт в слабый «Р». После этого можно закреплять умение произносить самый сложный звук.
3. Змейка
Ребёнок имитирует звуку змеи «с-с-с», а затем язык переходит от передних зубов к верхнему нёбу.
4. Индюк
Рот приоткрыт, языком надо двигать по верхней губе, произнося звук «бл-бл», похожий на то, что произносит индюк.
5. Лошадь
Надо с цокотом дотрагиваться до верхнего нёба, произнося соответствующий звук. Ребёнку можно объяснить, что он сейчас лошадка, которая бьёт копытами. И надо имитировать звук цокота копыт.
6. Кучер
Взрослый показывает, какими звуками кучер останавливает лошадь. При помощи губ необходимо произносить звуки «пррр».
7. Гриб
Язык дотрагивается до нёба, как бы превращаясь в грибок. Дотронувшись до нёба, надо задержаться в таком положении на 10 секунд.
8. Мотор
Данное упражнение продолжает предыдущее. Из положения «Грибочек» необходимо сделать выдох и произнести «РРР».
9. Лающая собака
Ребёнок подражает собаке, которая лает. Получается звук, похожий на рычание. Можно поиграть в хозяина и собачку.
10. Для постановки мягкого «Р»
Когда поставлен твёрдый звук «Р», необходимо переходить к постановке мягкого звука. Для этого можно применять такие приёмы:
- Надо проговорить или пропеть слоги – «ри», «ре», «рю», «ря», «рё». Их можно петь по очереди, а затем один слог по несколько раз.
- Вместе с малышом стоит подобрать слова, которые начинаются с этих слогов. Например, «редиска», «рюша», «ряска» и так далее.
- В конце задание усложняется и к «Р» добавляется ещё один звук, например, «дремать», «трюмо», «дряхлеть».
Как говорят логопеды, поставить мягкий звук «Р» легче, так как уже поставлен твёрдый звук.
Как закрепить результат
Полученный результат необходимо закреплять. Помогут в этом в первую очередь такие упражнения и задания.
1. Прямые и обратные слоги
Необходимо постоянно повторять слоги «ро» – «ры» и так далее. Потом следует повторить обратные слоги, например, «ор» – «ыр» и тому подобное. Затем комбинацию звуков следует изменить, чтобы «р» находилась в середине. Это будут «ара» – «оро» и другие комбинации. Стоит попросить малыша, чтобы он произносил звук «р» с вибрацией.
Ежедневное выполнение упражнения позволит закрепить умение чётко произносить звук «р». Необходимо, чтобы это умение было доведено до автоматизма.
2. Игра в злого волка и трусливых зайцев
Отзывы родителей говорят о том, что детям нравится следующая игра. Взрослые выступают в роли маленьких заек, а дети выступают в роли злых волков. Они должны рычать, а родители прятаться, когда услышат рычание. Следует предупредить малыша, что рычать надо громко и чётко, чтобы зайки испугались.
3. Скороговорки
Скороговорки нравятся всем малышам без исключения. Стоит ввести их в обучение ребёнка, чтобы разнообразить процесс. Также скороговорки помогают не только в произношении звуков, но и полезны для развития внимания, памяти и мышления.
4. Стишки
Подойдут небольшие смешные стишки, где есть буква «Р». Детям необходимо дать задание, чтобы они повторяли слова из стихотворения. Как только ребёнок услышит слово, где встречается «Р», необходимо повторять данное слово, отчётливо произнося этот звук.
5. Чистоговорки
Сегодня много чистоговорок, которые направлены на то, чтобы дети научились отчётливо произносить разные звуки. Чистоговорки весёлые и простые, они нравятся маленьким детям. Поэтому повторять их можно по несколько раз в день. Обучение пойдёт успешнее и быстрее.
Как видно, родители могут помочь логопеду и выполнять упражнения с ребёнком дома, чтобы процесс обучения был более успешным.