Введение
Особенностью некоторых детей является медлительность. Она доставляет родителям немало хлопот, ведь медлительный ребёнок всегда в отстающих, не успевает угнаться за своими сверстниками. Не все взрослые знают, как правильно вести себя с медлительным ребёнком, поэтому ругают и торопят его. А как же быть?
Что такое детская медлительность
Медлительность – это особенность личного развития. Она характеризуется сниженной двигательной активностью, медленной психической деятельностью. Часто возникает в результате неправильного воспитания.
По данным советсткого и российского физиолога Мариониллы Максимовны Кольцовой количество гиперактивных и медлительных детей примерно совпадают.
В школе и детском саду такие дети оказываются в неблагоприятном положении, вынуждены быть на аутсайдерских позициях, ведь им для выполнения заданий требуется больше времени.
Причины развития детской медлительности
Возникновению медлительности способствуют разные факторы:
- Наличие острого или хронического заболевания, которое замедляет нормальное развитие ребёнка. В этом случае медлительность обычно проходит сама, после того, как ребёнок излечится.
- Проблемы с появлением ребёнка на свет: тяжелые роды, недоношенная беременность, родовые травмы или патологии. Это база может послужить также базой для психических нарушений, поэтому такие дети должны наблюдаться у специалистов (невролог, психолог, психоневролог, психиатр).
- Иногда медлительность является нормальным, проходящим этапом развития личности ребёнка. У ребёнка могут еще не до конца сформироваться моторные функции, ему тяжело выполнять действия, которые у взрослых не вызывают затруднений (застегнуть пуговицы, надеть носки, завязать шнурки). Обычно такая медлительность проходит, когда мелкая моторика развивается до нужной степени.
- Попытки переучить ребёнка-левшу на правшу. Делать этого не рекомендуется, так как это может стать причиной медлительности, нарушить нормальные, гармоничное развитие личности ребёнка.
- Если ребёнок уродился флегматиком, то ему чужда спешка, суетливость, излишняя беготня. Таких детей видно сразу. Они отличаются солидностью суждений, логично мыслят, любят спокойные игры. Флегматики очень упорны, действуют по уже проверенной схеме, не переносят агрессию. Взрослым важно понимать, что темперамент – это врожденная черта, изменить ее никто не в силах. Придется учиться взаимодействовать со своим ребёнком и принимать его таким, каков он есть.
- Ребёнок переживает кризисную ситуацию (развод родителей, переезд в другое место, перевод в другую школу, частые конфликты в семье). Ребёнок находится в состоянии повышенной тревожности. Подсознательно он избавляется от нее, делая привычные дела гораздо медленнее, замедляют свою общую активность.
- Медлительность у ребёнка может быть следствием нарушения детско-родительских отношений. Родители, которые постоянно куда-то торопятся, занятые решением рабочих вопросов, постепенно теряют контакт со своим ребёнком. Своей медлительностью дети могут неосознанно привлекать внимание родителей, стараться продлить и растянуть общение с ними.
- Замедленность и отсутствие активности могут выражаться в качестве протеста родителям, когда те не проявляют к ребёнку достаточной любви, внимания.
- Если в семье царит авторитарный стиль воспитания, ребёнка жестко контролируют и наказывают, следят за исполнительностью заданий, то у него может развиться невроз, симптомом которого будет медлительность.
- Своей медлительностью ребёнок может протестовать против повышенной нагрузки (школа, занятия с репетиторами, кружки, секции).
- Излишняя детская мечтательность, привычка витать в облаках может по-настоящему выводить взрослых из себя.
- Если ребёнок проявляет медлительность не всегда, а только в каком-то определенном деле, то есть вероятность, что ему просто не хочется, не нравится этим заниматься.
- Родители не выносят шума и суеты, поэтому подавляли активного ребёнка, сами развили в нем медлительность.
Как родителям вести себя с медлительным ребёнком
Родители могут помочь ребёнку чувствовать себя комфортно и успешно, для этого нужно:
- Не торопить ребёнка, не повышать на него голос самому сохранять спокойствие. Если кричать ребёнку: «Давай быстрее, мы сейчас опоздаем!», он начнет еще сильнее нервничать. Темп его деятельности от этого не ускорится, а еще сильнее замедлится. Кроме того, постоянное родительское недовольство и раздражение могут стать причиной медлительности у ребёнка.
- Почаще хвалить кроху, даже если сегодня ему удалось собраться всего лишь на минуту быстрее, чем вчера.
- Не сравнивать ребёнка с очень активными сверстниками, которые все делают гораздо быстрее. Это может негативно отразиться на самооценке ребёнка и его уверенности в себе.
- Избегать навешивания на ребёнка ярлыков, пресекать такие попытки от друзей семьи или родственников. Если ребёнка постоянно будут называть копушей, лентяем или медлительным, у него пропадет мотивация что-то менять, он может разочароваться в себе.
- Четко сформировать режим дня для малыша. Если он будет знать, что и за чем идет, ему будет легче выполнять свои повседневные задачи и обязанности. Можно даже купить несколько плакатов, планировщиков или настенных календарей. Во-первых, они обеспечивают наглядность, во-вторых, помогут ребёнку лучше ориентироваться во времени.
- Не давать ребёнку несколько заданий одновременно, и это касается не только медлительных детей. Дошкольники и младшие школьники способны воспринимать только одно задание за один раз. Остальные непременно забудутся, перепутаются, потеряются. Свои требования стоит выражать очень четко, конкретно и понятно.
- Никогда не делать за ребёнка те дела, с которыми он вполне может справиться сам.
Как помочь медлительному ребёнку не отставать в учебе от сверстников
У медлительных детей часто страдает успеваемость в школе, но не потому, что они глупы или недоразвиты. Просто у них свой темп работы, они могут не успевать за всем классом. Но не стоит отчаиваться и записывать ребёнка в пожизненные троечники. Родители могут сделать кое-что, что поможет ребёнку чувствовать себя увереннее на школьных занятиях:
- Заглядывать в следующие параграфы учебника, дома изучать материал наперед. Когда весь класс только будет изучать этот материал, медлительный ребёнок уже будет с ним знаком.
- Объяснять медлительному ребёнку материал более подробно, возможно, несколько раз возвращаться к одному и тому же.
- Почаще разговаривать с ребёнком, спрашивать, все ли ему понятно. За вопросы или ошибки нельзя его ругать, лучше терпеливо объяснить ещё раз, ведь в следующий раз ребёнок просто промолчит, так как испугается родительского гнева.
- Если родители видят затруднение в выполнении задания, не нужно подсказывать правильный ответ. Лучше задать несколько наводящих вопросов, иначе медлительный ребёнок никогда не научится решать аналогичные задачи.
- Формулировать мысли и вопросы максимально четко и понятно, не использовать в речи сложные предложения и витиеватые конструкции.
- Ненавязчиво повторять с ребёнком пройденный материал. Например, во время прогулки сказать: «А ты помнишь названия зимних месяцев? Давай вместе повторим их».
- Вырабатывать у ребёнка скорость выполнения заданий при помощи различных развивающих игр.
Игры для медлительных детей
Перед тем, как начинать с ребёнком игру, важно помнить о соблюдении следующих правил:
- Не торопить ребёнка, не создавать для него стрессовую ситуацию спешки.
- Играть с ребёнком систематически, выделять в день по 15-20 минут.
- Поддерживать у ребёнка хорошее настроение. Если он расстроился из-за проигрыша, то дать ему возможность взять реванш.
- Хвалить ребёнка, вместе с ним радоваться даже самым маленьким его достижениям и победам. Это поможет ребёнку сохранять веру в свои силы.
- Регулярно менять в игре тем с быстрого на медленный, с медленного на обычный.
- Следить за состоянием ребёнка, так как медлительные дети склонны к быстрому переутомлению.
Игра «Смена движений»
В нее лучше играть как минимум втроем (двое игроков, один ведущий), но если участников больше, то играть веселее.
Заранее нужно подготовить три разноцветные карточки. Одна будет означать ходьбу, другая – бег, третья – призыв остановиться.
На фоне можно негромко включить веселую музыку. Ведущий периодически меняет карточки, ребёнок должен успевать перестроить темп своего движения. Тот, кто ошибся больше трех раз выбывает из игры.
Игра «Птичка и зернышки»
Разделить лист бумаги на 4 части, приготовить карандаши или фломастеры. Объяснить детям, что они – птички, их задача – клевать зернышки (ставить точки карандашом на своем отсеке бумаги). Ведущий засекает время (30-60 секунд). У кого в итоге окажется больше точек, тот и победил.
Игра «Спешим на пожар»
Ребёнку нужно рассказать про пожарных, объяснить, почему они должны собираться в рекордно короткое время. Рассказ должен быть живым и интересным. Затем родители предлагают детям побыть пожарными. Их задача – одеться как можно быстрее и аккуратнее, а в конце вытянуть руки по швам и сказать: «Я готов».
Судья оценивает скорость и аккуратность одевания ребёнка.
Игра «Зеркало»
Ведущий и игрок становятся друг напротив друга. Ведущий показывает различные движения, меняет скорость их выполнения. Задача ребёнка – повторить само движение и сохранить скорость.
Затем роли меняются, нужно позволить и ребёнку быть водящим.
Игра «Кошачьи лапки»
Вместе с ребёнком нужно вспомнить, как ведут себя кошки. Во время отдыха они медленно сжимают лапки, не спеша выпускают коготки. Но когда впереди опасность или добыча, кошка действует очень стремительно.
Ребёнок должен вообразить себя кошкой. По команде «солнышко!» он медленно сжимает кулачки. По команде «мышь!» делает это очень быстро.
Игра «Зоопарк»
В нее можно играть в компании друзей. Каждый ребёнок выбирает, каким животным он будет. Затем дети садятся перед ведущим. Он начинает называть животных. Например: «Лось!». Ребёнок должен сказать «Я!». Если он не успел среагировать, то выбывает из игры.
Игра «Летает-не летает»
Ведущий называет предмет, животное или насекомое. Если оно летает, ребёнок поднимает руки. Если не летает, то должен молчать и сидеть спокойно.
О чем еще нужно помнить родителям
Родителям медлительных детей стоит помнить о следующем:
- Чтобы медлительность прошла, с ребёнком нужно заниматься регулярно, тренировать его, не пускать ситуацию на самотек.
- Если родитель спешит, то не нужно затевать игру с ребёнком или садиться выполнять домашнее задание. Сперва лучше сделать свои дела, иначе спешка приведет к стрессу, срыву родителя на ребёнка.
- К вечеру медлительные дети очень устают, поэтому не нужно планировать на позднее время важных дел. Если ребёнок не успел выполнить упражнение, то лучше утром встать на полчаса раньше и доделать его.
- Никогда не говорить ребёнку, что делать что-то медленно – это плохо. Лучше пусть сделает медленно, но правильно, чем быстро и кое-как.
- Учитывать особенности ребёнка, делать резерв в несколько минут. Например, вставать на 15 минут пораньше, чтобы точно никуда не опоздать.
- Стимулировать ребёнка при помощи позитивного поощрения. Например, за быстрый сбор в школу придумать ему интересную, захватывающую игру. Ребёнок начнет собираться быстрее, родители даже удивятся его способностям.
- Почаще использовать поддерживающие фразы: «Я верю, что у тебя все получится», «Мы с тобой сегодня встали пораньше, поэтому успеем собраться вовремя».
- Не корить ребёнка за опоздание, не пугать его этим словом. Объяснить, что в единичном опоздании нет ничего страшного, но не говорить, что постоянно опаздывать – это хорошо.
- Чем раньше ребёнок научится следить за временем и распределять его правильно, тем легче ему будет в жизни. Родители могут простимулировать этот процесс (подарить ребёнку красивый будильник, наручные часы с любимыми героями, приучить записывать простенький план на день).
Заключение
Каждый ребёнок уникален по-своему. С медлительными детьми не всегда просто, но у них есть и масса положительных качеств (усидчивость, упорство, целеустремленность). С детской медлительностью можно и нужно работать, корректировать ее.
Мы рекомендуем сохранить эту статью и использовать подсказки, описанные в ней регулярно. Такой подход позволит вам правильно взаимодействовать с ребёнком.
Автор публикации
-
Психолог
Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.
Последние статьи
- Психология и социализация24.08.2022Правополушарное рисование для детей – методика, правила, мифы
- Психология и социализация12.08.2022Нейропсихология для детей – зачем нужна, как проводится
- Психология и социализация09.08.2022Психологическая готовность ребёнка к школе
- Психология и социализация06.08.2022Психологические тесты для детей разного возраста от 3 до 12 лет