Нейропсихология для детей – зачем нужна, как проводится

Нейропсихология для детей – зачем нужна, как проводится

Некоторым родителям рекомендуют посетить консультацию у нейропсихолога. Далеко не все понимают, что это за специалист, для чего он нужен, и что такое нейропсихология для детей в целом. А ряд родителей вообще считает, что это вовсе не специалист, а мошенник, желающий вытянуть из их кармана честно заработанные деньги.

Что такое нейропсихология для детей

Нейропсихология – это раздел науки, который изучает процессы, происходящие в мозге человека: внимание, мышление, восприятие, память и т.д.

Все эти процессы помогают ребенку успешно учиться, осваивать новую информацию, взаимодействовать с окружающими людьми. Если они не сформированы, то отношение к учебе будет негативным, ребенок не будет успешен в школе, могут развиться даже психические или психосоматические заболевания.

Кто такой детский нейропсихолог

Детский нейропсихолог не является врачом, это специалист, который помогает ребенку без применения препаратов или иного медикаментозного лечения. 

Кто такой детский нейропсихолог

Нейропсихолог работает с психическими процессами ребенка и корректирует их. Также опирается на поведение ребенка, степень его интеллектуального и физиологического развития. Также детские нейропсихологи работают с детьми, у которых выявлены задержки в развитии. 

Специалист поможет определить сильные и слабые стороны ребенка, причины его трудностей в школе, составит индивидуальную программу развития и коррекции.

С какими проблемами обычно обращаются к детскому нейропсихологу

К детскому нейропсихологу можно обращаться со следующими проблемами:

  1. Отставание в развитии.
  2. Эмоциональная нестабильность.
  3. Нарушения крупной и мелкой моторики, неуклюжесть, неумение организовать себя.
  4. Невнимательность, неспособность запомнить необходимый материал, жалобы на чувство усталости.
  5. Неумение действовать по инструкции.
  6. Плохая ориентация в пространстве (это касается и ориентации на местности и ориентации, например, в тетради или учебном материале).
  7. Не пользуется определенной, ведущей рукой при письме, еде.
  8. Логопедические проблемы, из которых вытекают проблемы в общении с окружающими, речевые задержки.
  9. Заторможенность или гиперактивность.
  10. Сложности в обучении (плохо дается счет, письмо, чтение).

Нужен ли ребенку нейропсихолог

Детский нейропсихолог принимает детей в возрастном диапазоне от 0 до 12 лет. 

Некоторое родители приводят к нейропсихологу детей, которым вот-вот предстоит пойти в школу. Жалоб они не имеют, просто хотят убедиться, что ребенок готов к школе интеллектуально и психологически. 

Нужен ли ребенку нейропсихолог

Нередко клиентами нейропсихолога становятся дети, перешедшие во второй класс. Именно во втором классе у ряда детей появляются трудности с обучением, так как в первом классе они успешно пользуются той базой знаний, которую им помогли освоить родители в дошкольном возрасте. Ко второму же классу появляются более серьезные знания в программе и усложненные виды работ, и ребенок начинает испытывать трудности. 

Если же ребенок не выдает никаких тревожных симптомов в поведении и справляется с учебой, то острая необходимость в походе к нейропсихологу отсутствует.

Домашняя нейрокоррекция

Важно понимать, что родители не смогут на 100% заменить услуги профессионального нейропсихолога, но некоторые игры и упражнения можно выполнять в домашних условиях, ребенку это пойдет только на пользу.

«Речка-берег»

В эту игру можно играть с компанией друзей или просто вдвоем с ребенком.

Для игры понадобится:

  1. Веревка или лента, которая будет обозначать береговую линию
  2. Родитель или ведущий дает детям команды «речка» или «берег».
  3. В зависимости от команды ребенок должен перепрыгнуть на соответствующую линию или остаться на месте.
  4. Ошибившиеся постепенно выбывают из игры, в конце остается только один победитель.

Управление роботом

Суть игры в том, что ребенок становится управляющим, а кто-то из родителей или родственников – роботом. Задача ребенка – словами направлять робота, чтобы тот сделал то, что требуется. Показывать при этом запрещено, можно пользоваться только словами.

Управление роботом

Родители должны в точности выполнять то, что делает ребенок и ничего не добавлять от себя. 

Для начала стоит поставить элементарную задачу, например, приготовить бутерброд или нарисовать солнышко на бумаге. Пусть ребенок видит, к какому результату приводят его команды, а потом корректирует их.

Для более старшего ребенка будет интересна игра в графический диктант. Например, можно взять какой-то рисунок, который изображается по клеточкам и диктовать родителю, что нужно рисовать.

«Корректор»

С ребенком стоит поговорить и рассказать о том, кто такой корректор, чем занимается этот человек, каковы особенности его работы.

Далее нужно подготовить несколько бланков (написанных от руки или распечатанных на принтере), где в тексте будут допущены ошибки. Важно, чтобы текст был понятным для ребенка и достаточно простым. Все ошибки и правила их исправления должны быть известны ребенку по школьной программе.

Задача ребенка – находить и исправлять ошибки. Если он исправляет не все сразу, то правила стоит повторить и еще несколько раз предложить ему тот же самый бланк с заданием, но уже чистый.

Если ребенок пока не знает правил орфографии, то можно заранее договориться с ним и определить «лишние» буквы. Например, в предложенном ему тексте он должен будет вычеркнуть буквы А, У и В.

Особенно игра полезна для невнимательных и несобранных детей.

«Ощущения»

Для игры нужно подготовить несколько предметов, разных по текстуре. Например, клубок пушистых ниток, ризиновую игрушку, жесткую мочалку, пластиковую тарелку и т.д.

«Ощущения»

Ребенку завязывают глаза и дают дотронуться до определенного предмета (только дотронуться, ощупывать сам предмет нельзя). По своим ощущениям ребенок должен догадаться, какой именно предмет ему дали потрогать родители.

Это упражнение подойдет гиперактивным детям, так как оно помогает снять излишнее телесное напряжение.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика формирует в дальнейшем правильное звукоизвлечение. Также дыхательные упражнения позволяют держать головной мозг в тонусе.

Выполнять дыхательные практики можно разными и очень веселыми способами:

  • пускать мыльные пузыри через колечко, через соломинку, соревноваться, что надует больше пузырей;
  • купить игрушечный флюгер или ветродуй, дуть на него;
  • задувать свечки (только под присмотром взрослых);
  • поиграть в настольный футбол, только вместо мяча будет ватка, которую нужно пытаться задуть в ворота соперника;
  • приводить в движение бумажные кораблики, которые плавают в чаше с водой;
  • сделать из бумаги бабочек, подвесить на веревочки и при помощи потоков выдуваемого воздуха приводить их в движение.

Еще больше полезной информации о дыхательной гимнастике и ее видах можно найти в книге О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёвой «Исправляем произношение. Комплексная методика исправления артикуляционных расстройств».

«Путаница»

Если ребенок хорошо знает какие-то песенки, стихотворения или сюжеты сказок, то с ним можно поиграть в путаницу. Например, ребенок знает, что в сказке про теремок избушку разламывает медведь. Но родители, читая эту сказку, могут без предупреждения заменить медведя на слона и посмотреть, как на это отреагирует ребенок. 

Обычно такая игра помогает развивать концентрацию внимания у ребенка.

«Фотограф»

Взрослый должен сделать вид, что хочет сфотографировать игрушки, но у него никак не получается их рассадить. На помощь нужно призвать ребенка и дать ему инструкцию, что кукла должна сидеть по середине, справа от нее медведь, еще чуть правее – тигр, а рядом с тигром – маленький бегемотик. Перед куклой нужно посадить маленькую собачку, а по левую сторону от нее в порядке возрастания рассадить семейство львов. При этом, все игрушки должны сидеть на коврике. 

«Фотограф»

Задача ребенка – расставить игрушки в нужном порядке и сделать фотографию. Получившееся изображение можно распечатать на компьютере и попросить ребенка назвать все игрушки, которые он видит на снимке.


Нейропсихология для детей – это специальная отрасль науки психологии, которая помогает корректировать поведение, развитие, физические и умственные способности малыша без применения лекарств. Эффект от занятий появится не сразу, так как упражнения нужно выполнять усердно и регулярно. 

Автор публикации

Аватар Татьяна Ушакова
Татьяна Ушакова
Психолог

Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх