Как правильно подготовить ребёнка к школе. На что стоит обратить особое внимание

Как подготовить ребёнка к школе

Введение

Подготовка детей к школе – важный этап перед тем, как отправить ребёнка в первый класс. Школа – это очень непривычное место для ребёнка и малыш должен быть максимально подготовлен к ней. Если родители правильно готовят ребёнка к школе, то высока вероятность, что будущий первоклассник будет успешен в учебе, будет с удовольствием посещать школу, впитывать новые знания, а не воспринимать ее как каторгу, которая мешает играм и развлечениям.

Когда начинать подготовку к школе?

Первый поход в школу – это прекрасное и значимое, но, в то же время, очень волнительное событие для детей и родителей. Подготовку в школе важно начинать заранее, а не накануне 1 сентября. 

Некоторые родители считают, что не обязаны учить своего ребёнка читать, считать и писать, это – работа и задача учителей. Не случится ничего критичного, если ребенок придет в школу без этих навыков, там его научат необходимому. Но родители должны понимать, что в таком случае их ребенок может отставать по программе от одноклассников, у которых уже сформированы данные навыки. Если ребенок только знакомится с буквами и цифрами, то времени на выполнение домашнего задания у него будет уходить гораздо больше. Эта ситуация не мотивирует на успех, ребенок может в один прекрасный день заявить, что больше не хочет ходить в школу. Именно поэтому большинство родителей предпочитает готовить малыша к школе заранее.

Идеальный возраст начала подготовки – 5 лет. Именно в этом возрасте ребенок демонстрирует любознательность, проявляет желание учиться. Важно помнить о том, что занятия с малышом должны проходить в форме игры.

Как объяснить ребенку, зачем нужно учиться в школе?

Ребенок должен понимать, зачем ходить в школу, для чего это нужно, и что там его будет ожидать. 

Разговор об этом стоит затеять в спокойной обстановке. Рассказать ребенку, что он уже достаточно вырос для того, чтобы пойти в школу. Что это заведение станет для него вторым домом, где ребенок проведет следующие 9 или 11 лет своей жизни.

Не лишним будет прогуляться с ребенком около школы, посмотреть издали на тех, кто уже там учится. На вопрос ребёнка, зачем ему учиться в школе, стоит привести следующие аргументы:

  • в школе он встретит много новых друзей и приятелей, дружба с некоторыми людьми продлится всю жизнь;
  • узнает много нового, станет более умным;
  • научится справляться с трудностями;
  • поймет, кем он хочет стать в жизни;
  • получит официальный документ, который позволит ему поступить в колледж, техникум или институт.

Не нужно пренебрегать подготовкой, если таковая в школе подразумевается. Если ее нет, то в школу стоит сходить заранее, познакомит ребёнка с помещением, его будущим классным руководителем. 

Психологическая подготовка детей к школе

Если ребенок придет в школу, и не будет уметь считать, читать или писать, то этому его смогут научить учителя. А вот если он не будет психологически готов к школе, то это уже настоящая проблема. О чем родителям стоит позаботиться заранее?

Ребенок должен быть самостоятельным. Если он посещал детский сад, то элементарные навыки самообслуживания у него должны быть сформированы (мыть руки, держать ложку, раздеваться и одеваться, обуваться, выполнять гигиенические манипуляции). Теперь у ребёнка появится ряд новых обязанностей: собирать портфель, учить уроки, заполнять дневник. Родители должны помогать ребенку с любой проблемой, жизненного или учебного характера, но никогда не делать за него то, что он в состоянии сделать сам.

Подготовка детей к школе. Усидчивый ребёнок

Будущему школьнику нужно быть усидчивым. Научиться этому после беззаботных детсадовских игр сложно, 40-45 минут урока будут казаться ребенку вечностью. Перед школой нужно учить ребёнка выполнять определенное задание, не отвлекаться ни на что постороннее. Начать можно с 10-15 минут, а потом постепенно увеличивать нагрузку. Также нужно учить ребёнка доводить начатое до конца, а не бросать задание, если у него что-то не получается или стало неинтересно. 

Первоклассник должен уметь общаться со сверстниками (мочь постоять за себя, не лезть в драку, не обзываться, не ябедничать). Важно сделать акцент на том, что есть ситуации, о которых нужно обязательно рассказывать взрослым (если кто-то издевается над слабыми, мучает животных и т.д.).

Обучить дочь или сына базовым правилам этикета. Здороваться с одноклассниками и учителями при встрече, прощаться, говорить спасибо, в столовой желать приятного аппетита.

Очень важный момент – это культурное поведение на переменах. Ребенок должен понимать, что нельзя драться, носиться по коридорам, кричать, бегать по партам или другой мебели.

Учить ребёнка управлять своими эмоциями, это поможет избежать многих сложных и конфликтных ситуаций. Доказать ему, что позитивный настрой помогает решить многие проблемы. Можно вместе смоделировать разные жизненные ситуации и объяснить малышу, как вести себя с учителями и другими детьми.

Какими знаниями должен обладать ребенок, идущий в первый класс?

Первоклассник, идущий в школу, должен:

  1. Знать свои имя, фамилию, отчество, уметь представляться.
  2. Знать фамилии, имена и отчества родителей.
  3. Знать страну проживания, свой домашний адрес.
  4. Уметь рассказать немного о себе, своих увлечениях, членах семьи.
  5. Отличать гласные буквы от согласных.
  6. Уметь прочитать небольшой текст из простых предложений.
  7. Знать самые распространенные виды растений и животных. Например, уметь отличать ромашку от кактуса, зайца от тигра.
  8. Понимать элементарные правила поведения (нельзя перебегать дорогу перед движущейся машиной, перед едой нужно мыть руки, нельзя без разрешения брать чужие вещи).
  9. Уметь писать слова печатными буквами.
  10. Перечислять в правильном порядке дни недели и месяцы, времена года.
  11. Складывать и вычитать простые числа (до 10).
  12. Знать названия геометрических фигур, уметь их отличать.
  13. Пересказывать несложный текст.
  14. Находить лишний предмет, уметь пояснить, почему был сделан именно такой выбор.
  15. Различать базовые цвета, знать их названия.
  16. Описывать словесно сюжет картинки.
  17. Знать название частей человеческого тела.
  18. Понимать разницу между живыми и неживыми предметами.
  19. Разговаривать внятно, соблюдать правила вежливости.

Как подготовить ребёнка к школе. Базовые знания

Общие правила по подготовке ребёнка к школьному обучению:

  1. Не требовать от ребёнка сиюминутного усвоения материала. Проявлять терпеливость, нагрузку увеличивать постепенно.
  2. Каждое новое занятие начинать с повторения того, что ребенок уже знает. Если ребенок не усвоил или плохо усвоил старый материал, не нужно нагружать его новым.
  3. Устраивать в занятиях перерывы, чтобы ребенок мог побегать, поиграть, переключиться на другой вид активности.
  4. Менять виды деятельности, иначе ребенок быстро заскучает, может начать вредничать.
  5. Не заставлять ребёнка заниматься в ультимативной форме, а приглашать его, пытаться заинтересовать игрой. Самое простое – «Сынок, давай поиграем в школу. Я буду учителем, а ты – учеником». Если ребенок будет делать успехи в подготовке, то пусть на следующий день учителем побудет он, расскажет родителям пройденный материал, задаст им вопросы.
  6. Если ребенок плохо себя чувствует, устал или совсем не хочет заниматься, не нужно ругать его за это. Лучше дать ему отдохнуть денек, чтобы вернуться к занятиям с новыми силами. В школах ведь тоже предусмотрены выходные дни.
  7. Если родители используют учебники или другие наглядные пособия, нужно проследить за тем, чтобы они были оснащены яркими и качественными иллюстрациями. Так ребенок запомнит материал быстрее и лучше.

Как учить ребёнка чтению?

Прежде всего ребёнка нужно учить чтению, ведь без умения читать он не освоит другие предметы. Например, не сможет прочесть условия математической задачи.

В процессе подготовки к школе, ребенок должен выучить алфавит, уметь перечислять буквы в алфавитном порядке. Для закрепления полученных знаний буквы можно рисовать, лепить из пластилина. Можно поговорить с ребенком о том, на что похожа та или иная буква, какие слова на нее начинаются.

Родители могут прочесть ребенку несложный текст, попросить его найти по тексту те буквы, которые он уже успел изучить, вслух назвать их. Потом можно попросить ребёнка пересказать текст, задать ему несложные вопросы о прочитанном (о чем текст, как зовут главного героя, кто из героев тебе понравился больше всех).

Обучение счету

Счету можно начинать учить прямо в процессе жизни ребёнка. Например, сосчитать вместе ступеньки, фрукты на подоконнике, голубей на тротуаре. 

Правильнее будет учить цифры парами (1 и 2, 2 и 3). Ребенку это поможет лучше понять порядок чисел, а потом без труда освоить прибавление единицы к любому числу. Перед изучением новой пары чисел обязательно нужно повторять уже изученный материал.

В этом же блоке можно выучить геометрические фигуры. Для наглядности можно купить пластиковый набор фигурок или сделать их самим из плотного картона. Чтобы ребенок лучше запоминал названия и внешний вид фигур, можно дома или на улице устраивать игру с поиском предметов, похожих на геометрические фигуры.

Когда ребенок научится называть фигуры и безошибочно распознавать их, можно научить его рисовать их по клеточкам, а потом и чертить при помощи карандаша и линейки.

Если ребенок хорошо освоил счет от 1 до 10, можно предлагать ему решать задачи. Затем постепенно усложнять задания. Например, вставить к одной задаче не один, а сразу два вопроса. 

Обучение письму

Руки малыша для начала нужно как следует подготовить к письму, а именно – выполнять с ним упражнения на развитие мелкой моторики. Можно доверить ребенку перебирать гречку, собирать крупные бусы, раскрашивать раскраски, раскладывать большие пуговицы в маленькие кучки по цветам.

Обучаться письму нужно, начиная с печатных букв. Письменными детей обычно учат писать в школе. Нужно следить, чтобы ребенок старался, не выходить за пределы линеечек или клеточек в тетради, не залезать на поля. Важно учиться письму регулярно, а не время от времени. 

Первоклашка

У ребёнка должна быть хорошая, мягко пишущая ручка, которая комфортно лежит в руке, не натирает пальцы. Также ребенку нужна тетрадь, которая соответствует школьным требованиям. Он постепенно должен привыкать к серьезной атрибутике, не формировать привычку писать где попало и как попало.

Во время уроков письма нужно устраивать небольшой перерыв, делать самую обычную разминку для пальчиков.

Уроки творчества

В начальной школе у детей будет много уроков, посвященных творчеству (рисование, труд, музыка, а в некоторых школах даже танцы). Пусть ребенок с самого детства приобщается к искусству. Например, сначала учится раскрашивать картинки, а потом рисовать что-то самостоятельно. 

Будет здорово, если в семье родители и дети будут слушать музыку, обсуждать услышанное.

Весело можно провести время, мастеря поделки из природных материалов, делая аппликации. Малыши с удовольствием лепят из пластилина, вырезают из бумаги.

Дополнительно родители могут приобрести печатные тетради, учебники, методические материалы, предназначенные для подготовки малышей в школе. В них уже подобраны и грамотно скомпонованы задания. Достаточно будет просто распределить нагрузку и регулярно выполнять их вместе с будущим школьником. 

Необходимость правильной организации рабочего места

Когда ребенок начнет готовиться к школе, нужно обеспечить его рабочим местом, подготовить его комнату соответствующим образом. Рабочее место в комнате должно быть удобным, комфортным, абсолютно безопасным для здоровья. Рабочее место для будущего ученика должно отвечать следующим требованиям:

  1. Стул удобный, снижает нагрузку на позвоночник. Хорошо, если он регулируется (его можно будет подстроить под рост ребёнка, увеличивать со временем).
  2. Качественный письменный стол на пару сантиметров ниже груди. Желательно, чтобы стол был большим, мог вместить на себя компьютер, тетради, книжки, другие необходимые канцелярские принадлежности. 
  3. Будет здорово, если родители смогут купить сразу компьютерный стол, оснащенный полочками, выдвижными ящиками. Ребенку будет так гораздо удобнее организовать рабочее пространство.
  4. Позаботиться о настольной лампе, которая будет хорошо освещать рабочее пространство. 
  5. Напротив стола ребёнка нужно повесить часы, чтобы он мог самостоятельно контролировать время выполнения заданий, не забывал уходить на перерыв.
  6. Не лишним будет купить подставку для книг, органайзеры для канцелярских принадлежностей. Благодаря им, на столе у ребёнка всегда будет порядок, карандаши и ручки не будут ежедневно теряться.

Что еще стоит учитывать родителям

Для того чтобы подготовить ребёнка к школе правильно, родителям также стоит учитывать:

  1. Почаще общаться со своим малышом, следить за его настроением, чувствами, терпеливо отвечать на его вопросы. Взрослым может казаться, что в походе в школу нет ничего удивительного, а для ребёнка это целое событие, новая глава в жизни.
  2. Читать вместе с ребенком художественные произведения, вместе обсуждать прочитанное, учить его базовым навыкам анализа текста (понравился ли главный герой и почему, в чем он прав, как ты бы поступил на его месте).
  3. Хвалить и подбадривать будущего школьника, даже если у него не все и не всегда получается. Если постоянно ругать ребёнка или стыдить его, то это отобьет у него всяческое желание учиться и ходить в школу.
  4. Приучать ребёнка к самостоятельности, никогда не выполнять за него задания. Задавать наводящие вопросы и направлять мысли ребёнка в нужное русло не запрещается.
  5. Поощрять самостоятельность ребёнка.
  6. Если ребенок посещает детский сад, то он уже умеет общаться со сверстниками. Домашнему же ребенку будет гораздо сложнее адаптироваться в детском коллективе. Стоит почаще выходить с ребенком во двор, приглашать домой детей, учить его взаимодействовать с ровесниками.
  7. Помнить о том, что дети очень ранимы. Не стоит смеяться над ребенком и подшучивать над ним за неправильные ответы. В дальнейшем из этого может вырасти комплекс неполноценности.
  8. Не заставлять ребёнка учиться, не ругать его, не наказывать выполнением дополнительных упражнений. Полезнее будет направить силы на то, чтобы мотивировать его, заинтересовывать, рассказывать, каких высот в жизни могут достичь усидчивые, старательные, образованные люди.
  9. Приучать ребёнка к школьной дисциплине заранее (не перебивать учителя, не выкрикивать ответы с места, говорить только с разрешения учителя, поднимать руку при желании что-то сказать).

Советы родителям от психолога

Детский психолог Шакова Галина Александровна дает родителям будущих первоклассников следующие рекомендации:

  1. Никогда не компрометировать учителя в глазах ребёнка. В младшем школьном возрасте ребенок находится в поиске новых авторитетов, и авторитет педагога родители должны всячески поддерживать. Если они не согласны с каким-то методами, решениями или замечаниями учителя, обсуждать это нужно при личной беседе, без присутствия ребёнка. Родители и учитель начальных классов должны работать сообща, только тогда ребенок сможет показывать высокие результаты в учебе.
  2. Объяснить ребенку, что не знать чего-то или не понимать материал не стыдно. Ученик всегда может задавать учителю вопросы (предварительно поднимая руку) или уточнять непонятные моменты урока во время перемены.
  3. Разговаривать с детьми, обсуждать с ними прошедший школьный день (какие он получил оценки и что давали в столовой – это не обсуждение учебного дня). Лучше спросить, что больше всего запомнилось, что понравилось, а что не понравилось, что нового узнал ребенок. Если ребенок замкнут и не хочет ничего рассказывать, нужно дополнительно проанализировать свое поведение. Всегда ли родители внимательны к ребенку? Заинтересованы ли они в беседах с ним? Вовлечены ли эмоционально в диалог, или же слушают ребёнка одним ухом, смотря на фоне телевизор? Ребенок будет рассказывать родителям о своей жизни, если будет видеть искреннюю заинтересованность и отдачу.
  4. Не брать на себя роль надзирателя и не оценивать его знания. Это – работа учителя. Если первоклассник с чем-то не справляется, то нужно помочь ему, объяснить, организовать дополнительные занятия. Ругать и наказывать за плохие оценки – последнее дело, от этого ребенок не станет умнее и внимательнее.
  5. Не заставлять ребёнка заниматься круглыми сутками, даже если у него плохая успеваемость. Нужно оставлять время на игры, желательно – подвижные. Пусть мальчик выйдет во двор и поиграет с мячом, а девочка – покатается на роликах или попрыгает через скакалку. Физические нагрузки хорошо разгружают мозг и освобождают место для новых знаний. Можно пожертвовать мультиками, но никогда прогулкой на свежем воздухе.
  6. Не изучать с будущим первоклассником сразу весь материал за год, иначе ему будет скучно на уроках. Он начнет болтать, крутиться, мешать другим, подсказывать. Если ребенок одарен высокими умственными способностями и легко схватывает материал, то стоит посоветоваться с администрацией школы по этому вопросу. Существует много программ разной степени сложности, с углубленным изучением материала. Возможно, ребёнка нужно перевести в другой класс или школу.
  7. Поощрять интерес ребёнка к тому или иному предмету, стараться углубить его, удержать на нем внимание. Например, если ребенок интересуется окружающим миром, то можно ходить вместе в зоопарки, выезжать на природу, собирать гербарий. Особо ответственному первокласснику можно завести его собственное домашнее животное, простое в уходе и содержании (улитка, черепашка, аквариумная рыбка). 
  8. Организовывать ребенку разнообразный досуг, а не только включать ему мультики и компьютерные игры. Нужно показывать, насколько интересен мир вокруг, сколько еще всего важного и захватывающего ребенку предстоит узнать. Можно и нужно ходить с ребенком на выставки, предназначенные для детей, на спектакли, мастер-классы, читать качественную литературу, проводить больше времени на природе. 

Заключение

Преподаватели, методисты и психологи сходятся во мнении, что подготовка детей к школе очень важна. Она поможет малышу быстрее адаптироваться, влиться в учебный процесс, занять свое место в коллективе. Старайтесь соблюдать советы, которые даны в статье, но не переусердствуйте. Соблюдайте баланс между подготовкой и отдыхом, и тогда ребенок легко вольется в школьную жизнь.

Автор публикации

28e859ec4bae5e21c003b855d0e7f1d8?s=100&d=mm&r=g
Татьяна Ушакова
Психолог

Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх