- Нормы формирования и развитие речи у ребёнка от 0 до 3 лет по месяцам
- Когда родителям надо беспокоиться
- У мальчиков или у девочек речь развивается быстрее
- Что могут сделать родители в первые годы жизни
- Как родители могут формировать и развивать речь малышей
- Частые ошибки, которые совершают родители
- Когда пора к логопеду
Малыш в возрасте от 0 до 3 лет многому учится. Это тот период, когда активно развивается речь, и взрослым необходимо сделать всё возможное, чтобы развитие речи у ребёнка шло успешно. Если упустить этот момент, то потом надо будет заниматься с крохой вдвойне.
Сразу надо сказать, что развитие речи начинается ещё в утробе мамы. Влияют на этот такие факторы:
- наследственность;
- формирование нервной системы;
- правильное строение речевых центров, а также органов слуха;
- беременность, протекающая без осложнений.
Когда малыш появился на свет, к биологическим факторам присоединяются социальные:
- окружение;
- благоприятная атмосфера.
Нормы формирования и развитие речи у ребёнка от 0 до 3 лет по месяцам
Речь ребёнка развивается и совершенствуется постоянно, начиная с первых минут жизни. Как происходит этот процесс по месяцам?
- С первого дня и до двух месяцев ребёнок показывает радость и недовольство плачем. Родители понимают именно благодаря крику и плачу, что их кроха хочет есть или спать.
- В 2-3 месяца малыш начинает гулить. Если прислушаться к гулению, то можно различить чёткие звуки «а», «у». Очень часто они произносятся вместе со звуком «г». Ребёнок узнаёт голос мамы и реагирует на её голос звуками.
- Малыш 3-5 месяцев начинает лепетать. Он так разговаривает сам с собой и с окружающими. Также дети реагируют на разные звуки. Громких могут бояться, а приятную мелодию или голос родных вызывает у них улыбку. Своё имя ребёнок уже знает и поворачивает голову в сторону того, кто произносит имя.
- К 6 месяцам появляются первые слоги. Они просты в произношении. Чаще всего это «ма» и «ба», может быть и слог «па». Звучание данных слогов малышу нравятся. Поэтому он может повторять их много раз.
- В 7-9 месяцев на смену лепету приходит комбинация одинаковых слогов. Ребёнок произносит по слогам «ма-ма-ма» и другие комбинации, которые у него получаются.
- С 9 до 11 месяцев происходит звукоподражание, когда дети стараются повторить звуки и слоги за взрослыми.
- К году кроха произносит первые слова, смысл которых уже понимает. Это «мама», «папа», «баба». В этом возрасте проявляется интерес к книжкам.
- К полутора годам ребёнок повторяет слова, которые часто слышит. Он произносит 20-50 слов.
- В норме в 2 года активный запас слов малыша должен быть равен 150-200. При этом произносимые слова понятны взрослому. В это время дети произносят первые предложения. Они состоят из 2-3 слов. В речи появляются местоимения и предлоги.
- К 3 годам ребёнок умеет произносить предложения из 3 слов и более. Словарный запас настолько широк, что родители не могут сосчитать все слова, так как с каждым днём их становится всё больше.
Чтобы понять, что речь ребёнка развивается в соответствии с возрастом и не упустить момент, когда требуется помощь, необходимо регулярно посещать участкового врача и невролога. Он направит при необходимости родителей вместе с малышом в центры раннего вмешательства, где специалисты помогут справиться с проблемами, если таковые имеются.
Когда родителям надо беспокоиться
Несмотря на то, что у каждого ребёнка свой темп развития, родители должны обратиться к специалисту, если:
- Малышу будет месяц, а он не подаёт голос, когда хочет есть. Отсутствие крика должно насторожить родителей.
- Ребёнку 4 месяца, а он так и не научился улыбаться и не хочет гулить. Это ещё один повод для беспокойства.
- 5-месячный малыш не реагирует на музыку.
- К 6-7 месяцам не знает голос мамы и других членов семьи.
- К 9 месяцам малыш не может произнести простые слоги и не повторяет за взрослыми.
- К 10 месяцам малыш не машет рукой, когда прощается с кем-то из членов семьи, если у него нет жеста, обозначающего отрицание.
- В год малыш не может выполнить простую просьбу взрослого.
- В полтора года кроха не называет маму и папу соответствующими словами.
- К году и 10 месяцам в словарном запасе нет 5-6 слов, смысл которых хорошо понятен.
- В 2 года ребёнок не знает частей тела и не показывает их, если не может узнать на фотографии взрослых и себя.
- В 3 года малыш, прослушав сказку, не может назвать героев, не знает, как его имя и фамилия, если его речь непонятна окружающим людям.
Родителям не стоит впадать в панику, но и сидеть сложа руки тоже не следует. Своевременная помощь в лице высококвалифицированного специалиста способна творить настоящие чудеса. Малыш обязательно заговорит при грамотной работе дефектолога и логопеда.
У мальчиков или у девочек речь развивается быстрее
У каждого малыша развитие происходит в своём темпе. Если малыш не спешит разговаривать и молчит, то причин может быть несколько.
В первую очередь надо исключить мультфильмы, просмотр которых самым худшим образом сказывается на развитии ребёнка. Также влияют на развитие речи стрессовые ситуации, заболевания и микроклимат в семье.
Некоторые родители, видя, что ровесники малыша уже хорошо говорят и рассказывают стихи, беспокоятся, почему собственное чадо молчит. Такое поведение вызывает беспокойство. На самом деле сегодня специалисты делят детей на «говорунов» и «молчунов».
- К «говорунам» относят тех, кто начинает рано интересоваться всем, что происходит вокруг. Такие дети постоянно что-то рассказывают и показывают, у них много вопросов к взрослым, а незнакомая обстановка им очень интересна.
- «Молчунам» свойственно созерцать окружающий мир. Как правило, они начинают говорить позже, но речь у них чистая. Если и есть какие-то дефекты, то они легко исправимы. Беспокоиться не стоит до 3 лет. Однако в том случае, если «молчун» не заговорил к этому возрасту, то родителям необходимо обратиться к специалисту.
Бытует мнение, что девочки начинают говорить раньше. И статистика это только подтверждает. Дело в том, что мозг девочек созревает раньше. Поэтому и развитие речи происходит быстрее. Если сравнить двухлетних мальчика и девочку, то словарный запас девочки будет процентов на 80 больше.
Замечена ещё одна особенность. Чем подвижнее ребёнок, тем быстрее он начинает говорить. Медлительные дети тоже заговорят, но немного позже.
Что могут сделать родители в первые годы жизни
Родители должны сделать всё, чтобы малыш заговорил сам. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы в восприятии информации об окружающей среде были задействованы все анализаторы.
Это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
- Самое первое – это осязание. Тёплые мамины руки помогут ребёнку чувствовать себя в полной безопасности. Поэтому поглаживания, лёгкий массаж должны стать обязательным ритуалом с первых дней жизни ребёнка. Затем осязание будет развиваться с помощью разных поверхностей, игрушек. Вокруг очень много предметов, которые способствуют тренировке осязания.
- Слух тренируется ежедневно. Этому помогают звуки окружающего мира, голоса взрослых, пение птиц, музыка. Малыш ещё не умеет разговаривать, но он слышит и понимает мамин голос. Поэтому надо разговаривать с ребёнком, а не молчать, объяснять ему и показывать всё то, что делает взрослый. Малыш постепенно начнёт подражать голосу мамы, будет стараться повторить за ней. Сначала звуки, затем слоги, а позже- слова.
- Концентрировать внимание помогают яркие предметы над кроваткой. Ребёнку нравится следить за движущимися воздушными шарами, а затем он будет с интересом разглядывать предметы у себя дома, когда подрастёт.
- Детей надо знакомить с разными вкусами, те более что сегодня царит настоящее вкусовое разнообразие. По мере расширения продуктов питания в рационе, будет расширяться вкусовой диапазон.
- Запахи не только развивают обоняние, но и помогают создать настроение.
- Крупная моторика будет формироваться и развиваться по мере роста ребёнка. Он научится активно двигаться и будет изучать себя и своё тело. От взрослого требуется сделать всё, чтобы перемещение по дому не сопровождалось травмами.
- От того, насколько развита мелкая моторика, зависит развитие речи. Речевой и моторный центры головного мозга тесно связаны и расположены поблизости. Поэтому они находятся в тесной взаимосвязи.
Развитие должно быть гармоничным. Во многом это зависит от взрослых.
Как родители могут формировать и развивать речь малышей
В силах родителей сделать следующее:
- Как только малыш начинает гулить, взрослый должен повторять звуки и произносить новые.
- Все действия мамы или папы должны сопровождаться речью. Так ребёнку будет легче понять, что делают родители. Соответственно, заговорят такие дети раньше своих сверстников.
- Возьмите за правило читать книги каждый день. Не стоит забывать о маленьких стишках и забавных потешках, которые способствуют развитию речи.
- Имена членов семьи надо повторять постоянно, чтобы малыш усвоил их.
- Прогулки в незнакомые места создадут нестандартную ситуацию, побуждающую произносить новые слова.
- Когда мама или папа разговаривают с малышом, они должны смотреть на него.
- Красочное описание нового места, новых игрушек помогут развить речь.
- Детские песенки, которые взрослый подпевает вместе с малышом, станут толчком, который поможет развить речь.
- Речь взрослого всегда должна быть грамотной и чёткой, потому что это пример для подражания. Если ребёнок допускает ошибки в словах, их надо исправлять и говорить правильный вариант.
- Как только малыш проявил инициативу в общении со взрослым, его необходимо хвалить.
- Стиль общения с ребёнком должен быть не повествовательным, а описательным. Например, надо говорить, не «вон собака», а «посмотри, пожалуйста, на собаку, она вся чёрная, виляет хвостиком и негромко гавкает».
- Надо задавать малышу вопросы и слушать ответы, которые должны быть подробными. Если сам ребёнок ещё не умеет подробно описывать тот или иной предмет, взрослый может задать наводящие вопросы.
- Игра – это стимул для развития речи, который надо использовать постоянно.
- Ребёнка надо привлекать к помощи по дому, объясняя, что от него требуется.
- Выполнив какое-то задание или сходив на прогулку, надо вспомнить, что понравилось и запомнилось.
- Поддержка, внимание со стороны взрослого в итоге сыграют определяющую роль в развитии речи малыша.
Задания, способствующие развитию речи детей раннего возраста:
Чтение книг
Для начала ребёнку надо читать маленькие стихи. Затем это будут сказки и небольшие рассказы, где простой сюжет и небольшое количество героев. Чтобы малыш не уставал, надо останавливать и показывать ему иллюстрации.
Песенки и потешки
Звучание песенок и потешек тренирует фонематический слух, развивает чувство ритма. Потешки читать можно везде, всё зависит от случая и смысла потешки. Особенно полезно произносить их во время купания или массажа. Также надо взять за правило: перед сном потешка обязательна. Она поможет произношению звуков, а также малыш уснёт в хорошем настроении.
Подражание
Малыша необходимо просить повторять те или иные слова. Они должны быть простыми. Начинать лучше со звуков, а переходить к более сложным словам. Помогают книги с изображением животных. Малыш произносит звуки, а потом называет то животное, которое издаёт подобные звуки и их сочетания.
Простые игры
В игре малыш учится произносить звуки и слова. Например, родители спрашивают, кто живёт в домике, показывая на игрушки. И малыш с радостью назовёт животных или скажет те звуки, которые произносится. Кроме животных, в домике могут быть растения и другие предметы.
Договаривание
Отличный стимул заговорить. Малыш слушает сказку или стишок, где последняя строчка недоговаривается взрослым. Пусть ребёнок сам завершит предложение. Пройдёт время – и кроха будет произносить не только одно слово, но и целую строку.
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата
От того, насколько развит артикуляционный аппарат, будет зависеть и развитие речи. Первое упражнение – это умение дуть.
Поможет в этом:
- задувание свечи;
- умение дуть в дудочку;
- надувание мыльных пузырей;
- умение сдувать кусочки бумажных салфеток.
Когда освоено умение дуть, можно выполнить и другие упражнения:
- Игра с язычком в прятки. Сначала его надо высунуть настолько, насколько это возможно, а потом спрятать.
- Упражнение под названием «Часики» поможет ребёнку двигать язычком то в одну, то во вторую сторону.
- Малыш облизывает губы, как будто он только что съел что-то очень вкусное.
- Надо представить, что щёчки – это воздушный шарик. Он надувается, а потом надо пальчиками дотронуться до щёчек, чтобы они сдулись.
- Надо язычком чистить зубки. Сначала верхние, а потом и нижние.
- Цокание язычком так, как делает лошадка, поможет развить артикуляцию.
Игры
Подвижные игры также способствуют развитию речи, если они наполнены диалогами. Что это могу быть за игры?
Прятки
Всем известная игра, которая сначала может быть простой. Малыш накрывается пелёнкой или простынёй, а мама заглядывает и произносит «ку-ку». Затем это делает малыш. Позже игра становится более сложной. Например, ребёнок прячется в соседней комнате, а мама ищет его, сопровождая свои действия словесно. Потом мама и ребёнок меняются местами.
Телефон
Малыш звонит маме и задаёт ей вопросы, а она отвечает. После того, как ребёнок не знает, что спросить, вопросы задаёт мама.
Угадай-ка
Данная игра развивает не только речь, но и воображение, а также внимание. Мама прячет игрушку, а малыш задаёт наводящие вопросы. Можно всё сделать наоборот, когда вопросы задаёт мама.
Игры с пальчиками
Очень много считалок и пальчиковых гимнастик. Они одновременно развивают речь и моторику.
Частые ошибки, которые совершают родители
Стремясь помочь ребёнку, родители очень часто вредят ему.
Что нельзя делать взрослым?
- Понимать малыша с полуслова. Родители предугадывают желания крохи, которому не надо ничего спрашивать и просить. Зачем, если родители всё дадут сами? Процесс развития речи тормозится. Поэтому надо подождать, пока ребёнок озвучит свою просьбу, и только после этого спешить ему на помощь. Кроме того, маленьким детям полезно общаться со сверстниками, которые помогут оказаться вне привычной ситуации. Надо будет постараться, чтобы ровесник понял своего собеседника.
- Вторая ошибка – это предъявление завышенных требований. Некоторые родители постоянно приказывают ребёнку повторять или произносить те или иные слова, тем самым вызывая обратную реакцию. Хуже всего, когда один взрослый (например, бабушка) жалеет, а второй взрослый требует.
- Нельзя с малышом быть на равных и общаться так, как будто бы одного возраста. Сюсюканье и взрослый лепет не подойдут для развития речи, а будут тормозить процесс развитие речи.
- Взрослым при разговоре с детьми нельзя ни спешить, ни медлить. Тогда дети поймут, что от них хотят.
- Хорошего понемногу – золотое правило, и его необходимо соблюдать. Нельзя допустить того, чтобы ребёнок устал от большого количества заданий.
Всё должно быть в меру: и отдых, и учение. Только при таком подходе будет долгожданный результат.
Когда пора к логопеду
Родителям необходимо обратиться за помощью к логопеду, если:
- К 2,5 годам ребёнок вообще не говорит или произносит отдельные слова, но их не более 10.
- Ребёнок не пытается говорить даже на своём языке. Многие родители ждут 3 лет, но иногда лучше начать раньше, чтобы предупредить серьёзные нарушения речи.
- В 4 года у ребёнка звуки только мягкие, и он не может произнести твёрдые согласные.
- В 3 года и старше малыш часто путает местами слоги в словах или добавляет новые слоги, которых нет в данном слове.
- Если ребёнку 4 года, а он молчит и не хочет говорить вообще.
Если подытожить всё вышесказанное, то можно сделать вывод: развитие речи происходит постоянно. И надо использовать все возможности, чтобы малыш начал произносить звуки, слоги, слова, а затем и предложения.