Пальчиковые игры для детей – это один из самых простых способов провести с малышом время весело и вместе с тем с пользой. Незаметно игра помогает всестороннему развитию, что так необходимо в первые годы жизни малыша.
Польза пальчиковых игр
Такие игры развивают память, воображение, а также способствуют развитию речи, так как уже давно доказано: на кончиках пальцев есть окончания. Они передают импульс в отделы мозга, связанные с речью. Вот по этой причине дефектологи и логопеды рекомендуют развивать мелкую моторику.
Ещё великий физиолог Иван Павлов говорил о том, что «руки помогают учить голову». Это значит, что всё взаимосвязано. Сначала развивается рука, а за ней и мышление, а также речь.
Подтверждал слова Павлова и выдающийся педагог Василий Сухомлинский. Он был уверен, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
К тому же, пальчиковые игры развивают ритм, а ещё способствуют развитию межполушарных связей.
Каждая пальчиковая игра сопровождается стихами, что способствует развитию словарного запаса. Если же четверостишия не проговаривать, а напевать их, то у ребёнка разовьётся музыкальный слух.
Кисти малышей, с которыми играли в пальчиковые игры, более подвижные и ловкие. Такие малыши лучше рисуют и занимаются декоративно-прикладным творчеством. Чем больше манипуляций может совершить ребёнок со своими пальцами, тем более он обучаем.
И в завершении надо сказать о том, что тактильный контакт между мамой и малышом очень важен особенно в ранний период. Все пальчиковые игры основаны именно на тактильном контакте, что помогает маме и малышу чувствовать друг друга, а это очень важно для гармоничного развития крохи.
Откуда пошли пальчиковые игры для детей
Не стоит думать, что пальчиковые игры придуманы недавно. На самом деле их использовали наши предки, не подозревая о том, что сегодня таким играм будут придавать особое значение.
В Японии такие занимательные игры с пальчиками проводятся давным – давно. Детям предлагалось играть с грецкими орехами, перекатывая их с места на место.
Играли в пальчиковые игры и в Китае, применяя шары. Они были изготовлены из разного материала.
Вовремя раскопок, проходивших в Индии, были найдены куклы, которые надевались на пальцы. Это свидетельствует о том, что уже тогда люди понимали важность игры с пальчиками.
И в нашей стране с детками играли, приговаривая потешки и считалки, а малыши показывали все движения пальчиками. Всё это было придумано не просто так. Наши предки интуитивно чувствовали, что это не просто игра и развлечение, а занятие, способствующее развитию.
В чём удобство пальчиковых игр
Удобство таких игр в том, что для многих из них не нужны специальные приспособления. Всё, что необходимо, руки мамы и ребёнка. Играть можно везде, а не только дома. Зная несколько игр, малышу всегда найдётся, чем заняться. Одновременно с этим он будет развиваться и играть.
Если малышне понимает, как играть, не надо опускать руки. Пройдёт немного времени – и всё станет на свои места. Для начала моно повторять движения за мамой. А позже малыш сам будет выполнять те движения, о которых ему говорят. Мама будет давать задания, а ребёнок их выполнять, делая это самостоятельно.
Возрастные рамки
Начинать игру можно с маленькими детьми, которым исполнилось 6 месяцев. Однако некоторые психологи уверяют: начинать надо гораздо раньше. Как только кроха перестала сжимать кулачки (это 2 или 3 месяца), можно начинать игры.
Конечно, такие крохи не смогут выполнить то, о чём их просят. Здесь сама мама говорит и выполняет движения, а малыш выступает в роли наблюдателя. Уже в возрасте года он способен выполнять движения вместе с мамой. Затем игры усложняются.
Не стоит думать, что после 3 лет, когда ребёнок научился произносить предложения, такие игры не принесут пользы. Наоборот, они активизируют мозговую деятельность и развивают фантазию.
При проведении пальчиковых игр можно выделить несколько возрастных этапов:
- 2-6 месяцев – это тот период, когда мама начинает поглаживать ручки малыша, массируя каждый пальчик. Тактильные ощущения очень важны при общении мамы и ребёнка. Поэтому можно каждое утро начинать с таких поглаживаний. Это своеобразное общение, без которого невозможно нормальное развитие ребёнка.
- 7-9 месяцев – это продолжение массажа и начало простых игр, таких, как «Сорока-ворона» и «Ладушки».
- 9-12 месяцев – это игры, где можно использовать пирамидки, шарики и другие предметы. Но делать это можно лишь при одном условии: предметы не смогут принести вред здоровью малыша, они безопасны. Кроме того, такие игры должны проходить только совместно с мамой.
- От 1 года до 1,5 лет – добавляются пластилин и тесто, бусины, пальчиковые игрушки, можно включить в этот список и пальчиковый театр.
- От 1,5 до 3 лет – необходимо включить в список развивающие игры и пособия. Например, шнуровки, счёты, замки и молнии, бизиборды, конструкторы с крупными деталями. Также подойдут шишки, жёлуди, каштаны и другой природный материал.
- 3-6 лет – это тот возраст, когда пальчиковые игры надо усложнять, но по-прежнему проводить. Необходимо завязывать узелки, раскрашивать рисунки без выхода за обозначенный контур и многое другое.
- 6-8 лет – это то время, когда пальчиковые игры лучше совмещать с другими занятиями, чтобы происходило всестороннее развитие.
Правила, которые необходимо соблюдать родителям
Прежде чем начинать занятия, надо учесть некоторые советы.
Родители должны следовать следующим правилам для успешных занятий:
- Ребёнка ни в коем случае нельзя заставлять. Он должен сам захотеть играть. Для этого используется поощрение. Надо заинтересовать его, а потом начинать игру. Без желания лучше не начинать занятия, так как пользы от них не будет. Зато, если малыш играет с желанием, то польза от занятий будет огромна.
- Перед началом игры надо познакомить с правилами, объяснить, что необходимо делать. В противном случае ребёнок не поймёт, что от него требуют.
- Не стоит перегружать кроху пальчиковыми играми. Большое их количество вредно не меньше, чем нехватка. Вполне достаточно играть с ребёнком 1 или 2 раза в день. Так он быстрее усвоит правила игры. Постепенно можно вводить новые игры с новыми правилами.
- 5-7 минут достаточно для того, чтобы провести игру. Больше малыш просто не выдержит. Он или начнёт отвлекаться, или вообще не захочет больше заниматься.
- Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом малыша. Опережать развитие не стоит, лучше идти по нарастающей, постепенно усложняя занятия.
- Нельзя ругать за неудачи. Лучше отмечать успехи и подбадривать, говорить, что всё обязательно получится.
- Надо сделать занятия интересными, а это значит, что они должны быть разнообразными. Для этого стоит включить фантазию и придумывать интересные занятия для своего малыша.
- Важно, чтобы при выполнении заданий был задействован каждый пальчик.
- Во время игры нельзя отвлекаться на посторонние разговоры. Для ребёнка очень важно осознавать, что мама и папа заняты хотя бы некоторое время исключительно им одним.
Конечно, стоит запастись терпением, особенно это касается детей-непосед, которые быстро устают и отвлекаются.
Виды пальчиковых игр
Игры могут быть самыми разными. Их можно разделить на несколько видов:
- Игры, направлены на то, чтобы развить кисти рук. Во время игры происходит напряжение и расслабление мускулатуры. К тому же в ходе игры действия одной руки переходят на другую.
- Затем выполняются статические упражнения. Они направлены на то, чтобы закрепить все выученные навыки. Как говорится, повторение – мать учения.
- Во время динамических игр происходит умение сгибать и разгибать пальчики, что способствует умению владеть своим телом.
- Массаж необходим для стимулирования и активизации всех точек и зон. Поэтому при помощи своих рук или предметов мама может делать массаж в домашних условиях.
- Пальчиковые игры, которые сопровождаются стишками и потешками. Они помогают развитию речи и памяти, так как ребёнок постепенно запоминает слова. И потом может сам выполнять движения и произносить слова потешки.
- Упражнения, выполнение которых требует внимательности и концентрации, что очень важно для всестороннего развития.
Примеры пальчиковых игр для детей до 1 года
С малышами до года стоит проводить пальчиковые игры, напоминающие массаж, а также не требующие подготовки.
Дятел
Надо сложить руку ребёнка в кулак, а вторую руку поставить ладонью вверх. Мама говорит, что дятел стучит. И затем рукой малыша, сжатой в кулачок, надо постучать по ладони второй руки. Затем руки меняются.
Как только ребёнок научится выполнять движения самостоятельно, он может делать всё без посторонней помощи.
Указочка
Мама указывает на носик, приговаривая, что вот он, носик. В это время пальчиком надо дотронуться до носика и постучать по нему. Затем повторяются движения пальчиками, но дотрагиваться надо до глазок, до ротика, до ушек. Малыш научится показывать части лица, а также его пальчики будут работать.
Муха
Надо соединить большие пальцы обеих рук между собой, а остальные пальцы растопырить. Мама говорит, что летит муха, а ребёнок показывает соответствующие движения. Затем надо сказать, что муха села, например, на варенье. В этот момент малыш сжимает пальчики в кулачок. Когда мама скажет, что муха снова полетела, необходимо повторить движения.
Засыпалочка
В эту игру можно играть перед сном. Мама поглаживает своей рукой по лбу ребёнка, а потом берёт его руку и продолжает гладить его лобик. При этом можно говорить, что «он погладит лобик свой». Затем надо перейти к глазкам, приговаривая, что «он глазки закрывает и быстро засыпает».
Ладушки
Всем известная игра также помогает развитию мелкой моторики. Здесь можно выполнять самые разные движения: и хлопать, и махать, и загибать пальчики. Выполняя движения, малыш активизирует двигательную активность. Также данная игра улучшает настроение, а ещё сближает взрослого и ребёнка.
Сорока-ворона
Ещё одна игра, которая известна каждому, так как в детстве именно с неё для многих и начинались пальчиковые игры. Мама играет вместе с малышом, что не только способствует развитию моторики, но и эмоциональному контакту мамы с малышом. Кроме того, ребёнку с самого раннего возраста прививается любовь к труду.
Птички
Пальчик – это крылышко, которое надо гладить, если мама говорит, что погладит крылышко. Малыш пальчиком одной руки гладит такой же пальчик второй руки. Игра длится до тех пор, пока не будут задействованы все пальчики на двух руках.
Дождик
Мама говорит, что пошёл дождик и вместе с малышом начинает стучать по столу кончиками пальцев. Затем мама говорит более громким голосом, что дождик пошёл сильнее. И вместе с ребёнком стучит по коленкам. Когда же мама скажет, что раздался гром, надо хлопнуть в ладоши.
Игра поможет и развитию, и приятному препровождению, так как детям нравятся подобного рода игры.
Примеры пальчиковых игр для детей от 1 года до 2 лет
Игры можно брать готовые, а можно придумывать самим. Вот несколько примеров.
Фонарики
Мама говорит: «Загорелись фонари (в это время ребёнок должен растопырить пальцы), а потом погасли (пальцы надо сжать), ты скорей домой беги (руки надо спрятать за спину), чтобы не погасли (снова растопырить пальцы).
Капуста
Под известные строки о капусте надо делать движения. Слова такие:
“Мы капусту рубим, рубим (надо имитировать процесс).
Мы капусту трём, трём (в этот момент два кулачка плотно прижаты друг к другу,
малыш ими трёт друг о друга).
Мы капусту солим, солим (делается щепотка, как будто в ней соль).
Мы капусту жмём, жмём (необходимо сжимать и разжимать кулачки).
А потом и в рот кладём (показываются соответствующие движения).”
Движений при выполнении данного задания много. Они способствуют одновременной работе обеих рук. Ребёнок слушает инструкцию взрослого и старается ей следовать.
Ёжик
В эту игру лучше всего играть со специальным колючим мячиком, который выполняет роль ёжика.
Мама говорит такие слова: «Ёжик наш бежал, бежал (в это время мячик перекатывается с пальчиков порукам до плеч), а потом назад бежал (снова возвратиться к пальчикам). Бегает туда-сюда, а мне щекотно, ха-ха-ха (надо мячиком водить по ладошке). Поводил наш ёж по ушкам (выполнить соответствующее действие), а потом погладил брюшко (покатать мяч по животику). На спину затем полез (рука с мячом за спиной), а потом вернулся в лес (надо положить мяч на стол).
Семья
Детям нравится показывать на пальчиках свою семью. Когда мама говорит, что «большой палец – дедушка», малышу надо взять этот пальчик и потереть его. Затем на указательный пальчик говорят, что он бабушка, на средний, что он папа, на безымянный, что он мама, на мизинец говорят, что он «я». А затем сжимают несколько раз ладонь, приговаривая, что «это вся моя семья».
Если у ребёнка не получается выполнять массажные движения, это делает мама. Данная игра важна для запоминания каждого члена семьи. Так он быстро усвоит все родственные названия.
Грибы
Игра аналогичная предыдущей, но только отсчёт начинается не с большого пальчика, а с мизинца.
Говорятся следующие слова:
1, 2, 3, 4, 5 (надо в этот момент считать каждый пальчик, сгибая его).
Мы грибы идём искать.
Один пальчик в лес пошёл (загибается мизинец).
Второй пальчик гриб нашёл (загибается безымянный пальчик).
Третий пальчик их чистить стал (загибается средний пальчик).
А четвёртый жарить стал (загибается указательный пальчик).
А этот пальчик их все съел, потому и потолстел (загибается большой пальчик).
Гу-гу
Мама приговаривает: «Гу-гу-гу, я гуляю на лугу (в этот момент мама гладит ладошки крохи). Прилетели птички и клевали семечки (постукивания по ладошке). Как наелись, улетели (надо махать ладошками). Ну, а мы на них глядели.
Благодаря данной игре ребёнок учится прислушиваться к тому, что говорят взрослые, развивая как слуховое, так и зрительное восприятие.
Куда бегут ножки?
В роли ножек будут выступать пальчики. Мама спрашивает, куда бегут ножки, а малыш указательным и средним пальцем как бы бежит по ладошке. Как только мама скажет, что ножки устали, надо поменять пальчики. Например, попробовать делать те же самые движения, но безымянным пальцем и мизинцем.
Зайчик
Как и в самом начале многих пальчиковым игр, начинается счёт: 1, 2, 3, 4, 5. В этот момент необходимо сгибать поочерёдно каждый палец. Затем мама говорит, что вышел зайчик погулять. Ребёнок должен показать при помощи двух пальчиков уши зайчика. Затем мама продолжает и говорит, что зайчик погулял, погулял, а потом он убежал, прыг-скок. Малыш должен оттолкнуться каждым пальчиком от ладошки.
Такая игра учит повторять движения под слова взрослого, что требует концентрации внимания и сосредоточенности.
Замок
Руки надо сложить в замок. Потом мама говорит, что «на двери висит замок» (руки сцепливаются). Кто ж его открыть помог? Потянули (тянутся пальчики), покрутили (вращения пальчиками), а потом замок открыли. После этих слов надо расцепить руки.
Осьминожки
Пальчики выполняют роль ножек у осьминога. Необходимо передвигаться по столу, представляя, что это морское дно. Надо задействовать каждый пальчик, что не так просто.
Мы сегодня повстречались
Мама говорит малышу, что сегодня он повстречался с котиком, который сказал «мяу», потом с собачкой, которая залаяла «гав». Затем пришла корова и замычала «му», а потом прискакала лошадка. «иго-го», и наконец, встретилась курица «ко-ко». Всё это время малыш соединяет пальцы поочерёдно с мизинцем.
Лодочка моя
«Это лодочка моя,- говорит мама,- подниму я паруса, поплыву я далеко». Ребёнок должен прижать ладошки друг к дружке и показывать, как плывёт лодка. Когда речь заходит о парусах, надо рассоединить ладошки и поднять их вверх.
Пальчиковые игры – это отличный способ сблизиться с ребёнком и вместе с тем научить его выполнять пошаговые инструкции, а также возможность самостоятельно развивать речь, память, внимание и воображение у своего малыша.