Дислексия у детей

Дислексия у детей

У ребенка с трудностями в чтении и письме, не получившего адекватной поддержки, неизбежно возникают школьные неудачи, которые со временем могут привести к развитию вторичных эмоциональных расстройств. Лучше не недооценивать первые симптомы такого заболевания как дислексия у детей. Также хорошо помнить, что дислексия не мешает добиваться больших достижений.

Понятие дислексия развития

Дислексия развития – это специфические трудности в чтении и письме, возникающие у детей с нормальным психическим развитием, вызванные нарушениями определенных когнитивных и двигательных функций, и их интеграции, которые обусловлены сбоями в работе нервной системы. К сожалению, эта проблема возникает довольно часто – по оценкам, в среднем у 10-15% студентов, в том числе около 4% в очень тяжелой степени, которую можно охарактеризовать как глубокую дислексию.

Вышеупомянутые специфические, характерные трудности, возникающие при дислексии развития, включают:

  • трудности в обучении чтению;
  • трудности в освоении правил правильного написания – то есть правописания (так называемая диссортография);
  • низкий графический уровень письма (так называемая дисграфия).
Дислексия у детей
Дислексия у детей затрудняет обучаемость

Дислексия у детей – симптомы и факторы риска

Хотя эти трудности обычно проявляются или замечаются только в школе, специалисты подчеркивают, что уже в дошкольном периоде можно заметить различные симптомы, которые могут свидетельствовать о том, что ребенок может быть подвержен риску дислексии. Эти ранние симптомы включают:

  • задержка речевого развития, неправильное произношение, трудности с произношением сложных слов, грамматические ошибки, трудности с дифференциацией похожих звуков и разделением слогов;
  • низкая эффективность и координация движений во время двигательных игр, самообслуживания, а также рисования и письма (например, так называемого уродливого письма);
  • сложности с составлением головоломок и воссозданием графических узоров;
  • амбидекстральность, спутанность правой и левой руки;
  • путаница похожих по форме букв, опускание букв, так называемое зеркальное письмо, орфографические ошибки;
  • медленное чтение и письмо.
Дислексия
Детям с дислексией необходим особенный подход

В контексте ранней диагностики дислексии также стоит знать основные факторы риска, которые связаны с возникновением этого недуга. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность (о которой может свидетельствовать, например, предыдущее возникновение данной проблемы в семье);
  • анатомические изменения и физиологические расстройства нервной системы (возникающие во время беременности (например употребление алкоголя при беременности) и родов с аномальным течением).

Таким образом, дислексия является нейробиологическим расстройством – обусловленным тонкими изменениями в структуре и функционировании мозга, которые возникают чаще всего во внутриутробном периоде.
По мнению специалистов, ранняя диагностика имеет решающее значение для будущего ребенка, пораженного дислексией.
Пренебрежение окружающей средой и отсутствие быстрого вмешательства усугубляют расстройства и трудности ребенка.

Школьный стресс – незаметные страдания детей

Школьные неудачи ребенка могут привести к вторичным эмоциональным расстройствам, поэтому так важно диагностировать их на ранней стадии и оказывать им соответствующий уход и поддержку. Исследования показывают, что у людей с дислексией, использующих терапию, развиваются многие черты, полезные при преодолении трудностей, такие как настойчивость, высокая социальная компетентность, мотивация. Дислексия, из-за трудностей в чтении, письме и речи, может вылиться в трудности не только в изучении таких школьных предметов, как математика, история или биология, но и в изучении музыки или даже физкультуры.

Школа и ребенок
В школе детям с дислексией особенно сложно

В результате у ребенка с дислексией могут развиться различные эмоциональные проблемы, такие как тревога, низкая самооценка, абстиненция, а также расстройства настроения – в том числе депрессия.

Ранняя диагностика и раннее вмешательство также очень важны, потому что дислексия в зрелом возрасте может ограничить способность успешно выполнять многие профессии – те, которые требуют быстрого запоминания и обработки устной или письменной информации.

Симптомы дислексии не проходят с возрастом – они сопровождают человека на протяжении всей жизни, именно поэтому человек с дислексией нуждается в терапевтической поддержке и специализированной образовательной деятельности, чтобы минимизировать ее последствия в повседневной жизни.

Помощь ребенку с дислексией

Дети с дислексией имеют другие образовательные потребности, чем их «типичные» сверстники. Поэтому им необходимо:

  • методы обучения, адаптированные к их индивидуальным потребностям,
  • помощь специалистов: психологов, логопедов, педагогов и терапевтов.

Дислексия в целом не исключает перспектив ребенка на будущее при условии, что он вовремя получит адекватную поддержку.

Люди с дислексией испытывают много трудностей, но подавляющее большинство из них успешно заканчивают школу и колледж. Люди с дислексией так же часто, как и другие, становятся выдающимися специалистами во многих областях, если получают, особенно в детстве, адекватную поддержку.

disleksija u detej 4
Поддержка необходима детям с дислексией. Источник Depositphotos

В ситуации, когда родитель подозревает дислексию у ребенка, первым делом за помощью лучше всего обратиться в педагогическую и психологическую клинику, действующую в районе проживания. Специалисты, работающие там, проведут углубленную диагностику и дадут родителям (или опекунам) ребенка рекомендации по дальнейшим шагам в области поддержки развития, терапии и образования.

Напоследок стоит упомянуть несколько универсальных рекомендаций для родителей и воспитателей по поддержке детей с дислексией:

  • скорректировать требования к ребенку к его способностям в тех заданиях, которые затрудняют его;
  • постараться сделать введенные упражнения больше похожими на веселье, чем на обучение, использовать для этого дружественные и привлекательные учебные пособия, а также методы работы, которые работают на различные органы чувств (мультисенсорные);
  • не наказывать ребенка за неудачи, а подчеркивать и хвалить малейшие успехи;
  • не переутомлять ребенка – иначе последствия его работы будут минимальными;
  • поговорить со своим ребенком о дислексии и других трудностях в обучении;
  • быть «представителем» прав своего ребенка;
  • найти дополнительного учителя для помощи или терапевта;
  • строить и поддерживать самооценку ребенка;
  • помогать ребенку с домашними заданиями, а также планировать и организовывать время.

Автор публикации

Аватар Татьяна Ушакова
Татьяна Ушакова
Психолог

Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх