- Введение
- Что такое кризис 3 лет
- Психологические особенности трехлетних детей
- Почему кризис возникает именно в 3 года
- Сколько будет продолжаться состояние кризиса у ребёнка
- Характерные признаки кризиса 3 лет
- Гендерные особенности протекания кризиса 3 лет у детей
- В каких случаях кризис 3 лет протекает тяжелее и дольше
- Что делать родителям
- Что делать, если кризис 3 лет сопровождается истериками
- Памятка от доктора Комаровского
- Чего стоит избегать родителям
- В каких случаях нужно обращаться к детскому психологу
- Игры для коррекции детского поведения
- Дополнительные советы и рекомендации для родителей
- Последствия кризиса 3 лет
- Заключение
- Источники
Введение
Ближе к возрасту 3 лет родители начинают расслабляться и радоваться, ведь их ребёнок осваивает речь, с каждым днем изучает все больше новых слов, уверенно ходит и даже понимает, если родители говорят ему «это делать нельзя». Но потом его поведение превращается в настоящий кошмар. И все дело в кризисе 3 лет.
Что такое кризис 3 лет
Это абсолютно нормальное явление, через которое, в той или иной мере, проходит каждый ребёнок. По-другому психологи называют его возрастным кризисом «Я сам!». Связан он с тем, что ребёнок начинает постепенно становиться самостоятельным, определять свое личное пространство, отделяться от родителей. Но основная проблема в том, что трехлетний ребёнок пока еще никак не может обойтись без помощи взрослых.
Возникает противоречие между тем, что ребёнок может, и чего он хочет. Он выражает это при помощи капризов, негативизма, дурного настроения, своеволия.
Кризис 3 лет – это одно из основополагающих событий в жизни ребёнка, имеющее огромную роль для его дальнейшего личностного становления. Избежать, быстро перешагнуть его невозможно, нужно просто пережить. Бороться с ним тоже не имеет смысла.
Психологические особенности трехлетних детей
Первые признаки кризиса родители могут заметить, когда ребёнку будет еще 2,5 года. У других детей состояние наступает уже после того, как им исполнится три года.
Ближе к трем годам за детьми можно заметить следующие психологические особенности:
- активно интересуется своим отражением в зеркале;
- обращают внимание на свой внешний вид, иногда даже хотят в нем что-то поменять;
- острее переживают проигрыши, неудачи, поражения;
- очень любознательны, хотят изучать окружающий мир, разбираться в его процессах и явлениях;
- проявляют интерес к творчеству, науке;
- проявляют эмоции более ярко, импульсивно;
- проявляют упрямство, настаивают на своем, выясняют отношения с окружающими;
- стремятся доводить дела до конца, получать обратную связь от взрослых, хвалиться результатами своих усилий.
Почему кризис возникает именно в 3 года
Ближе к возрасту трех лет малыш умеет делать сам многие вещи (кушать, пить, одеваться, самостоятельно ходить на горшок). Он хочет получить еще большую свободу действий, но далеко не все родители готовы ее предоставить. Интересы ребёнка и взрослых вступают в открытый конфликт.
Также кризис трех лет связан с тем, что трехлетний ребёнок существенно расширяет свои социальные контакты (ходит в детский сад, на детскую площадку, постоянно взаимодействует с новыми детьми и взрослыми). Привычные способы общения, которые подходят для папы с мамой, в новых условиях уже не работают, поэтому ребёнок вынужден осваивать другие виды и формы общения.
Сколько будет продолжаться состояние кризиса у ребёнка
Точных возрастных рамок и ограничений у этого периода нет. Длительность кризисного периода рассматривается индивидуально в каждом отдельном случае, зависит от множества дополнительных факторов:
- стиль воспитания ребёнка в семье;
- усилия, которые готовы совершать родители для коррекции поведения ребёнка;
- эмоциональная вовлеченность родителей в процесс воспитания детей;
- общая осведомленность родителей о проблемах, с которыми сталкивается ребёнок в 3 года;
- образ жизни ребёнка, его социальная активность, распорядок дня и т.д.
Характерные признаки кризиса 3 лет
Обычно за трехлеткой, который находится в кризисе, можно заметить следующее поведение:
- Негативизм. Ребёнок отказывается выполнять просьбы взрослых, даже если это в его интересах (хочет кушать, но не идет на кухню, не против погулять, но отказывается от приглашения родителей сходить на улицу).
- Проявляет упрямство, постоянно настаивает на своем, во что бы то ни стало хочет отстоять свою правоту, добиться желаемого.
- Не слушается родителей (это выражается и в мелких, бытовых вопросах, и в более серьезных вещах).
- Ребёнок активно бунтует против всего, даже против того, что раньше он выполнял очень охотно, с послушанием и удовольствием.
- Стремится делать все самостоятельно, регулярно терпит поражение, так как детских возможностей для совершения многих действий все еще не хватает.
- Обесценивает то, что раньше ему было дорого и ценно (например, может сломать любимую игрушку, разрушить башню, которую старательно еще час назад собирал из конструктора).
- Проявляет настойчивость, которая граничит с деспотизмом. По мнению ребёнка, все должно быть исключительно так, как сказал он.
- Демонстративно отвергает те правила, которые ранее были приняты в доме, пытается вводить свои, диктовать собственные условия.
- Ребёнок отдаляется от родителей, они могут даже перестать быть для него авторитетом. Чадо в один прекрасный день может заявить, что больше не любит родителей.
- Часто дети проявляют жадность, перестают делиться игрушками и конфетами, им хочется иметь побольше своих вещей, своего личного пространства. Они его очень ревностно охраняют.
- Может требовать к себе повышенного внимания от близкого, значимого человека, проявлять недовольство, если этот человек хочет поработать или заняться своими личными делами.
- Во всех своих бедах ребёнок винит окружающих.
- Внезапно может начать проявлять агрессию (драться, кусаться, царапаться).
- Проверяет границы допустимого, отслеживает реакцию взрослых на тот или иной поступок.
- Прежние качества личности ребёнка ломаются, активно развиваются новые качества, появляется ряд новых потребностей.
- В речи ребёнка все чаще можно услышать «Я сам», «Я могу», «Я хочу».
- Может выполнить просьбу родителей, но сделать все по-своему, с точностью до наоборот.
Гендерные особенности протекания кризиса 3 лет у детей
Психологи утверждают, что мальчики и девочки по-разному переносят кризис 3 лет, поэтому родителям не помешает изучить гендерные особенности состояния, чтобы лучше понимать своего ребёнка, контролировать и вовремя корректировать его поведение.
Особенности поведения девочек. | Особенности поведения мальчиков. |
Кризис начинается раньше, проходит более ярко и выраженно. | К трехлетнему возрасту мальчики не всегда могут словами выразить свои эмоции, претензии и желания. Именно поэтому в период кризиса могут начать вести себя агрессивно. |
Основные симптомы – это строптивость, упрямство, повышенное своеволие. | Часто протестуют против норм и форм поведения, которые приняты в семье (отказывается есть ложкой, выходить на улицу в шапке, ложиться спать вечером). |
Демонстрируют эмоциональную возбудимость, у них могут диагностировать психическое перенапряжение. | Имеют высокую потребность к изучению окружающего мира, именно поэтому часто ломают игрушки и смотрят, что внутри, могут забраться в опасное место. |
У девочек лучше, чем у мальчиков развито слуховое восприятие, поэтому родители должны быть готовы к тому, что в лексиконе их дочери появится очень много слов, в том числе и ругательных, нецензурных. | У мальчиков усиливается двигательная активность, им все время требуется находиться в движении. |
В каких случаях кризис 3 лет протекает тяжелее и дольше
Психологи выделяют несколько причин, по которым кризис 3 лет у ребёнка проходит более ярко, длительно и интенсивно:
- В семье царит авторитарный стиль воспитания. К ребёнку относятся жестко, требуют полного подчинения, подавляют его волю и самостоятельность.
- Родители излишне опекают ребёнка, что тоже подавляет волю и самостоятельность малыша. Родители следят за каждым его шагом, не позволяют ничего делать самому, уверены, что он еще маленький.
- Если ребёнок ходит в сад, то на негативное протекание кризиса может повлиять грубое, безразличное отношение воспитателей. Конфликты заставляют его сильнее бороться за свою независимость, отстаивать ее.
- Огромную роль на состояние ребёнка оказывают отношения его родителей. Если они постоянно ссорятся, планируют развод и регулярно выясняют отношения, то кризис от этого будет только усугубляться.
- Появление в семье второго ребёнка может спровоцировать у трехлетки ревность, неконтролируемые вспышки гнева, даже агрессивное поведение.
- У некоторых детей развита впечатлительность, что тоже не способствует легкому протеканию кризиса.
- Болезни ребёнка, генетические, физические и патологические недостатки, только добавят проблем родителям.
Что делать родителям
Кризис 3 лет – нелегкое испытание для родителей и самого ребёнка. Помочь в преодолении состояния они могут следующим образом:
- Предоставлять ребёнку самостоятельность, не делать за него ничего того, что он в силах сделать сам. Пусть он самостоятельно кушает, одевается, умывается, засыпает. Постепенно помогать ребёнку осваивать другие виды деятельности. Однако, нужно быть готовым к тому, что он будет терпеть неудачу за неудачей, портить вещи и продукты. Например, можно предложить ребёнку самому помыть посуду (дать ему тазик с водой, мыло, губку, пару грязных пластиковых кружек). Конечно, он обольет водой все вокруг, намочится сам, далеко не факт, что сможет хорошо вымыть посуду, но если он не будет пробовать, то никогда не научится делать этого.
- Предоставлять ребёнку право выбора. Это поможет ребёнку чувствовать себя более взрослым и значимым. Например, пусть сам решит, какие носки ему сегодня надевать, красные или синие. Также он может сам решить, что будет есть на обед, куриную котлету или рыбу. Главное – предоставлять ребёнку выбор в разумных пределах. Например, он не должен решать, сколько времени ему можно смотреть телевизор, и куда вся семья поедет на выходные.
- Искать компромиссы вместе с ребёнком. Случается, что ребёнок устраивает истерику на ровном месте. Перед тем, как настаивать на своем, стоит подумать, а стоит ли эта истерика родительских нервов и впустую потраченного времени? Например, если чадо наотрез отказывается есть утром овсяную кашу, то стоит ли из-за этого ругать и портить себе и ребёнку настроение? Пусть он лучше позавтракает йогуртом, отварным яйцом или овощным салатом.
- Устанавливать четкие границы и придерживаться единой стратегии в воспитании малыша. Родителям стоит предварительно это обсудить, договориться о правилах и запретах. Например, они решили, что ребёнок может съедать не более двух конфет в день. Это правило должно быть постоянным и нерушимым. Нельзя допускать такого, что при папе ребёнок съел целых 4 конфеты, а в гостях у бабушки вообще не знал в них меры. Если в семье нет единых требований и запретов, то ребёнок может вырасти в очень умелого манипулятора.
Запреты, которые устанавливают родители для ребёнка, должны быть обоснованными, понятными для ребёнка и разумными. Например, по деревьям нельзя лазать, так как можно разбиться. Нельзя дергать кошку за хвост, ведь ей очень больно. Нельзя убегать на улице от родителей, так как можно потеряться или попасть под машину. - Всегда выполнять свои обещания, данные ребёнку. Если родители пообещали сходить с ним на карусель после посещения рынка, то так и стоит поступить. Если нарушать свое слово, то у ребёнка сформируется базовое недоверие к людям, во взрослой жизни это обязательно найдет негативный отклик.
- Следить за состоянием и самочувствием ребёнка. Помнить о том, что он может капризничать, плохо себя вести и упираться еще и по причине плохого самочувствия, недосыпания или банальной усталости.
- Следить за детским режимом дня. Он должен соблюдаться и в выходные, и в будни, и во время праздничных дней. Четкий режим дня поможет ребёнку лучше переносить свое состояние, легче переживать кризис 3 лет.
- Давать ребёнку посильные задания. Это поможет ему чувствовать себя более значимым и взрослым. Трехлетний ребёнок вполне может вытирать пыль, относить бумажки со стола в мусорное ведро. Даже если у ребёнка не получилось выполнить задание идеально, его стоит похвалить, обнять, сказать слова любви.
- Иногда идти на хитрость, делать повседневные дела в игровой, занимательной форме. Например, ребёнок очень медленно одевается, а родителям нужно еще успеть завести его в детский сад, а самим не опоздать на работу. Можно предложить ребёнку поиграть в военных или пожарных, которым нужно успеть одеться за короткий промежуток времени. Если ребёнок отказывается идти гулять, стоит сказать ему, что любимая кукла давно мечтает получить в подарок букет цветов. Этот самый букет можно будет собрать во время прогулки.
- Проговаривать свои чувства и чувства ребёнка вслух, это поможет ему лучше понимать самого себя и окружающих. Например, «Ты расстроился и плачешь потому, что потерялись твои любимые карандаши?» или «Какой прекрасный рисунок, я очень горжусь тобой и твоими умениями».
- Если ребёнок отвергает свои старые игрушки, книжки и развлечения, то не стоит злиться. Пусть это станет хорошим поводом показать ему что-то новое или вместе сходить с ним в магазин и понять, какими игрушками он интересуется теперь. Ребёнок растет, и вполне логично, что ему рано или поздно надоест играть в погремушки и возиться в песочнице.
- Дети, переживающие кризис трех лет, могут начать употреблять ругательные, грубые слова. Не нужно делать вид, что ничего не произошло. Родители обязательно должны сказать ребёнку, что, то или иное слово было плохим, говорить его нельзя, ведь родители и окружающие очень из-за этого огорчаются.
- Родители должны подавать ребёнку своим поведением положительный пример. Если он видит, что родители всегда спокойны, невозмутимы и рассудительны (хоть это не всегда просто), то и сам ребёнок будет перенимать такое поведение, учиться сдерживаться.
- Взрослые должны понимать, что их ребёнок нуждается в любви всегда, даже если он совершил плохой поступок, устроил истерику и прилюдно вел себя несносно.
Что делать, если кризис 3 лет сопровождается истериками
Кризис 3 лет часто сопровождается детскими истериками. Случиться они могут когда угодно и где угодно, но чаще всего застают родителей в самых неподходящих местах (в гостях, в официальном учреждении, в торговом центре, на детским утреннике). О чем важно помнить родителям:
- Во время истерики ребёнок впадает в состояние аффекта, теряет связь с реальностью. Ругать, стыдить и воспитывать его в таком состоянии совершенно бессмысленно, он все равно ничего не поймет.
- Перед тем, как начинать успокаивать ребёнка, важно отследить свое собственное эмоциональное состояние, убедиться, что с ним все в порядке.
- Если истерика случилась в публичном, людном месте, то оттуда нужно уйти в более тихое и спокойное. Ребёнка стоит обнять, присесть рядом с ним на корточки.
- Говорить с ребёнком спокойным тоном, проявлять понимание и сочувствие к его состоянию: «Ты расстроен и плачешь потому, что я не купила тебе игрушку? Я понимаю твои переживания, но сейчас я не могу купить ее тебе. Уверена, что ты справишься со своими эмоциями и дождешься следующего раза, тогда мы точно ее тебе купим».
- Когда ребёнок успокоится и будет способен вести диалог, его внимание стоит отвлечь на что-то приятное, интересное или занимательное.
Чтобы минимизировать истерики, родителям стоит предугадывать события. Например, они догадываются, что, если они сейчас придут в магазин игрушек, ребёнок что-то обязательно попросит себе, а у них нет свободных денег для покупки игрушек. Следовательно, маршрут нужно планировать так, чтобы по пути не попадалось магазинов игрушек.
Памятка от доктора Комаровского
Доктор Комаровский советует родителям не забывать о тех правилах успешного преодоления детского кризиса 3 лет:
- Постараться постоянно не произносить слова «нет», «нельзя», «не делай», «запрещаю». Если малыш постоянно слышит от взрослых одни запреты, внутри него нарастают протесты, его личность ущемляется. «Нельзя» должно стать редким словом, но если родители используют его, то ребёнок должен понимать, что это – сигнал опасности, требование, которое нужно выполнить незамедлительно.
- Единый стиль воспитания в семье поможет ребёнку быстрее преодолевать кризис и не испытывать внутренних противоречий.
- Список правил должен быть единым и непоколебимым. Например, если ребёнку можно смотреть мультики полчаса в день, то так должно быть всегда. Глупо включить их ребёнку на целых два часа, а завтра снова требовать лишь получасового просмотра.
Чего стоит избегать родителям
Памятка для родителей о том, чего делать нельзя при преодолении кризиса трехлетнего возраста:
- Не настаивать, чтобы просьба или задание были выполнены сиюминутно. Если ребёнок не спешит к нему приступать, то о нем лучше спокойным голосом напомнить.
- Не поддаваться на истерики и манипуляции ребёнка, иначе при помощи истерик он всегда будет добиваться желаемого.
- Отказаться от навешивания ярлыков на ребёнка в духе: «Ты жадина», «Ты вредный мальчик» или «Неумеха».
- Отказаться от физических наказаний (бить детей нельзя никогда и ни в каком возрасте).
- Стараться разговаривать спокойным голосом, не переходить на крик.
- Стоит давать ребёнку возможность самостоятельно выполнять посильные задания, не навязывать свою помощь, даже если у взрослых получается лучше.
- Сравнивать ребёнка только с самим собой, но не с другими детьми.
- Отказаться от приказного, авторитарного, менторского тона. Просьбы сделать что-то или что-то прекратить должны быть именно просьбами, но не командами или приказами.
- Не спорить, не пререкаться с ребёнком.
- Не вводить в беседы с ребёнком сложные понятия, категории и термины, которые ему в силу возраста не понятны. Такие разговоры просто не будут иметь смысла и должного воспитательного эффекта.
- Не нужно срывать на ребёнке свое плохое настроение, раздражение или другие негативные эмоции.
- Помнить о том, что ребёнок только учится быть самостоятельным. Какие-то действия получаться у него не будут, но ругать его за это категорически нельзя.
- Не предъявлять ребёнку завышенные требования. Вряд ли трехлетка будет каждое утро самостоятельно вставать и радостно бежать в детский сад, хорошо вести себя во время длительной поездки или сидеть тихо на приеме у стоматолога.
- Тщательно продумывать правила, они не должны постоянно меняться или противоречить друг другу.
- Нельзя потакать истерикам ребёнка, успокаивать его при помощи подарков и сладостей, иначе ребёнок начнет устраивать капризы при каждом удобном случае.
В каких случаях нужно обращаться к детскому психологу
Кризис 3 лет далеко не всегда проходит гладко, иногда даже опытным родителям требуется помощь специалиста. Симптомы кризиса могут затянуться, обостриться. Родителей должно насторожить следующее:
- У ребёнка появились необоснованные страхи. Он начал бояться животных, незнакомых мест и людей, оставаться в комнате один, хотя раньше такого поведения за ним не наблюдалось.
- Ребёнок ведет себя слишком агрессивно (бьет, обижает других детей, братьев или сестер, пытается поднимать руку на родителей, ломает вещи и игрушки).
- У малыша не получается сосредоточиться на каком-то деле, усидеть на месте, поиграть в спокойные игры. Ему хочется постоянно находиться в движении.
- Частые и длительные истерики. Особенно должно насторожить то, что у ребёнка во время плача появляются судороги, а после истерики он засыпает, а просыпаясь ничего не помнит о случившемся.
- Нарушается аппетит, сон, страдает режим дня.
- Малыш заикается, по ночам начинает мочиться в постель, обкусывает ногти, ведет себя тревожно и беспокойно.
Игры для коррекции детского поведения
Взрослые могут предложить ребёнку поиграть в игры, которые займут их на период кризиса и научат новым социальным ролям, жизненным навыкам и правилам:
- «Магазин». Родитель управляет куклой или мишкой, которые пришли в магазин, начали плохо себя вести, топать ногами, кататься по полу, требовать отдать бесплатно сразу все шоколадки. В конце малыш должен проанализировать поведение игрушки, понять, что она делала не так, примерить эту ситуацию на себя и посмотреть на нее со стороны.
Полезно поиграть и в классический вариант этой игры. Ребёнок подрастает, ему нужно знать, как правильно вести себя в магазине, покупать тот или иной товар.
- «Ложимся спать». Ближе к вечеру стоит предложить ребёнку уложить свои игрушки спать, разложить их по постелькам, погладить, поцеловать, спеть им колыбельную. Это подействует на ребёнка умиротворяющее, он быстрее расслабится, более охотно пойдет в постель.
- Игра «Сказка». Родители вместе с ребёнком придумывают сказку. Ее сюжет заключается в том, что происходит с ребёнком каждый день. Например, можно сочинить сказку о принцессе, которая не хотела идти в детский сад из-за чего поссорилась с мамой-королевой. Она рассердилась на принцессу, заперла ее в высокой башне, запретила смотреть мультики, есть сладости и гулять с друзьями.
Ребёнок должен понять, в чем заключается мораль сказки, почему с героями случились такие несчастья, как они могли бы их избежать.
Дополнительные советы и рекомендации для родителей
Переживать кризис 3 лет вместе с ребёнком очень непросто, нервы могут сдать даже у самого терпеливого и мудрого человека, именно поэтому родителям маленького непоседы нужно:
- Учиться быть терпеливым, всегда управлять своими эмоциями и сохранять спокойствие в любой ситуации.
- Если ребёнок начинает капризничать, не нужно углубляться в ситуацию и усугублять ее. Лучше переключить его внимание на что-то более приятное, например, рассказывать ему любимую сказку или стихотворение.
- Не забывать о том, что ребёнок взрослеет, уже не получится все решать за него, навязывать свою точку зрения.
- Если ребёнка нужно отругать за что-то, то делать это нужно за конкретное действие, в ситуации «здесь и сейчас». Бесполезно ругать его за то, что он плохо вел себя неделю назад в гостях у родственников. Ребёнок уже давно забыл о том случае, поэтому беседа не принесет никакого результата.
- С трехлетним ребёнком вполне можно разговаривать простыми и доступными его пониманию фразами. Если он что-то сделал не так, что это нужно обсудить, проанализировать, подумать вместе, можно ли было поступить иначе.
- Проводить с ребёнком побольше времени вместе, это очень сближает детей и родителей.
- Ни в коем случае не паниковать, не обвинять себя. Кризис – это нормальный этап личностного становления. Это не означает, что родители испортили, избаловали или неправильно воспитывали своего ребёнка.
- Если кризисный период протекает тяжело, то стоит познакомиться с более опытными родителями, которые уже успешно прошли через этот жизненный этап. Их опыт и поддержка могут оказаться весьма полезными.
- Ребёнок еще не знает, как ему снять накопившееся напряжение, но помочь в этом могут взрослые. Например, сделать ему массаж, вместе потанцевать или шуточно побороться с малышом.
Последствия кризиса 3 лет
Если состояние у ребёнка протекало хорошо, родители корректировали и контролировали его поведение, то польза от кризиса будет исключительной:
- формирование независимости;
- развитие у ребёнка волевых качеств;
- формирование адекватной самооценки;
- формирование принципиального нового ведущего вида деятельности – сюжетно-ролевая игра (ребёнок с ее помощью познает мир, учится понимать особенности отношений между людьми);
- выход на первый план общения со сверстниками;
- появление личностных новообразований (гордость за себя, самосознание, формирование мировоззрения);
- улучшение и более легкое протекание социальной адаптации.
Но если родители не были достаточно вовлечены в процесс воспитания ребёнка, или сам ребёнок страдает какими-то психологическими проблемами, то у кризиса могут быть и негативные последствия:
- постоянное пребывание ребёнка в ситуации очень глубокого стресса;
- развитие невротических реакций;
- развитие на фоне стресса ночного недержания мочи;
- внутренние комплексы;
- беспокойный сон, который сопровождается ночными страхами, кошмарами, частыми просыпаниями;
- заикание, нарушения речевой деятельности.
Заключение
Кризис 3 лет – это обязательный этап в развитии ребёнка, в его взрослении и становлении более самостоятельной личностью. Для родителей он будет непростым, зато потом ребёнок станет более самостоятельным и сформированным. Следуя советам, описанным в этой статье, это этап в развитии ребёнка пройдёт понятнее для родителей и гораздо легче.
Источники
Автор публикации
-
Психолог
Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.
Последние статьи
- Психология и социализация24.08.2022Правополушарное рисование для детей – методика, правила, мифы
- Психология и социализация12.08.2022Нейропсихология для детей – зачем нужна, как проводится
- Психология и социализация09.08.2022Психологическая готовность ребёнка к школе
- Психология и социализация06.08.2022Психологические тесты для детей разного возраста от 3 до 12 лет