Введение
Развитие самостоятельности у детей важно ведь практически все родители мечтают, чтобы их ребенок, став взрослым, научился управлять своей жизнью, принимать решения, отвечать за свои поступки.
Что дети должны знать о самостоятельности и ответственности?
Желательно, чтобы родители с ранних лет показывали на личном примере ребенку, как здорово быть самостоятельным человеком. При этом, не надо его запугивать и говорить, что ответственность – это тяжкое бремя.
Ответственность и самостоятельность важны для развития карьеры, социального взаимодействия. Ответственному человеку легче жить, работать, заводить друзей, строить семью.
Ребенок должен понять, что быть самостоятельным – значит иметь уверенность в собственных силах, пользоваться уважением у окружающих.
Человек не рождается с готовым умением нести ответственность за свои поступки, но зато это качество можно воспитать в себе.
Подробнее о том как общаться с ребенком можно узнать в статье
Как общаться с ребенком
Как вырастить самостоятельного ребенка? Развитие самостоятельности у детей
Несамостоятельным детям приходится трудно даже в детском саду. Еще хуже происходит, когда несамостоятельный ребенок превращается в такого же взрослого. Как этого не допустить?
- Приучать убирать за собой самостоятельно. Это касается не только игрушек и книжек. Например, если ребенок разлил сок, не стоит ругать его или самим хвататься за тряпку. Для начала стоит отметить, что ничего страшного не произошло, но требуется убрать за собой. Пусть ребенок окажет родителям посильную помощь, а в следующий раз попробует убраться сам.
- Рассказывать о важности заботы о семье. Чем быстрее ребенок поймет, как важно спрашивать маму о самочувствии, звонить родственникам или предлагать помощь папе, тем более ответственным он вырастет. Когда он подрастет, то можно делегировать ему другие дела, касающиеся заботы о семье. Например, отнести порвавшиеся ботинки в мастерскую, вынести мусор, по пути домой купить батон.
- Мотивировать ребенка на работу по дому. Если заставлять чадо помогать, то он начнет воспринимать работу по дому как нечто неприятное, лишний раз не предложит помощь. Задача родителя – сделать так, чтобы он сам захотел внести свой вклад. Для этого работу по дому стоит сделать веселой и занимательной. Маленькие дети воспринимают мир через игру, с более взрослыми можно устроить мини-соревнование, например, кто больше посуды вымоет за полчаса, мама или ребенок.
- Не критиковать ребенка за неудачи. Это делать сложнее всего, но стоит попытаться. Например, не кричать на ребенка с утра, что он еще не собрал рюкзак и не умылся, а спокойно спросить его: «Ты уверен, что полностью готов идти в школу? Точно ничего не забыл? А мне кажется, что рюкзак подозрительно легкий». При этом важно не делать недовольный тон, а сохранять непринужденную и дружелюбную обстановку.
- Приобрести предметы для организации самостоятельности ребенка. Если родители хотят воспитать у него привычку вовремя вставать по утрам, то необходим будильник. У него постоянно беспорядок на столе? Стоит купить органайзер для бумаг и письменных принадлежностей. Будет здорово, если ребенок сам их выберет и сделает пространство «своим». Так у него будет больше мотивации содержать в чистоте рабочее место.
- Давать возможность ребенку самому справляться с возникающими проблемами. Часто родители хотят оградить ребенка от жизненных неприятностей и невзгод, но перебарщивают с этим. В итоге, чадо входит во взрослую жизнь совершенно неподготовленным, по каждой мелочи обращается за помощью. Например, если ребенок поссорился с одноклассником (не произошло ничего из ряда вон выходящего), то стоит ему самому дать возможность разобраться в ситуации и помириться с товарищем. Не стоит сразу начинать звонить родителям одноклассника, классному руководителю, директору школы и т.д.
- Родителям не нужно полностью пускать любое происшествие на самотек. Если обстоятельства того действительно требуют, то стоит быть готовым вмешаться.
- Не забывать о поощрении. Если ребенок поймет, что его труд воспринимается как должное, то перестанет стараться. Не стоит предлагать ему крупные деньги за мытье посуды, но небольшие поощрения в виде мороженого или лишних 15 минут за компьютером ему не повредят, а лишь подстегнут стараться лучше.
- Научить ребенка самостоятельному планированию своего времени. Нередки ситуации, когда на часах уже 10 вечера, ребенок должен быть в постели, а родители выясняют, что он даже не принимался за уроки. Для таких забывчивых детей важен распорядок дня, которого они смогут придерживаться. Важно оставлять время на отдых и учитывать планы ребенка (например, в понедельник он хочет пойти на день рождения, а в четверг ему важно лечь спать пораньше перед сложной контрольной).
- Подавать детям положительный пример. Дети узнают мир во многом благодаря собственным родителям. Не нужно обвинять в своих проблемах других людей, пытаться переложить ответственность на них или подавать пример безалаберного поведения. Ребенок никогда не приучится к ежедневному мытью обуви, если его родители моют свои туфли в лучшем случае раз в месяц.
- Давать обязанности согласно возрасту. Дошкольник может самостоятельно решать, что ему сегодня надеть, но никак не сможет составить список продуктов на неделю для всей семьи.
Как воспитать в ребенке чувство ответственности?
Ответственность в жизни важна не меньше, чем самостоятельность. Как можно воспитать это замечательное качество в ребенке?
- Отказаться от привычки все контролировать и «стоять над душой». Если мама всегда будет собирать портфель ребенку или следить за этим, то он расслабится, станет пассивным. Зачем решать проблему, если мама все уладит? Порой стоит ребенку дать прочувствовать на себе последствия собственной невнимательности. Например, за отсутствие учебника на уроке он может получить письменное замечание в дневник.
- Не нарушать договоренностей. Ребенку разрешается гулять в друзьями только после того, как он выучит уроки. Школа – это его основной труд и сфера ответственности. Гулять до выполнения уроков нельзя, даже если очень хочется, иначе нарушится логическая связь и само понятие ответственности.
- Позволить самому расплатиться за свои поступки. Например, ребенок постоянно ломает игрушки, но родители продолжают покупать новые. В какой-то момент он перестает осознавать их ценность. Стоит объяснить ему, что так больше продолжаться не может. День рождения у него только через 4 месяца, и до этого дня пусть играет со сломанными игрушками.
- Относиться к чувствам ребенка с понимаем, но не идти у него на поводу. Например, можно сказать следующее: «Я понимаю, что ты зол на меня за просьбу собрать игрушки. Но ты сам играл с ними и раскидал, поэтому их нужно собрать в ящик. Поверь, это займет всего 5 минут, а потом ты может заняться тем, чем хочешь».
- Проявлять терпение. Конечно, будет проще и быстрее, если мама сама оденет ребенка на улицу. Сам он будет долго возиться с застежками и шнурками, но нужно позволить ему сделать это, иначе одевать его придется едва ли не до 5 класса.
- Давать ребенку небольшие суммы на карманные деньги и позволять самостоятельно ими распоряжаться. Придется отказаться от фраз типа: «Я так и знал, что ты потратишь все деньги на леденцы для всего класса». Это его деньги, пусть распоряжается ими так, как сочтет нужным.
Заключение
Таким образом, без таких качеств личности как ответственность и самостоятельность сложно представить полноценного взрослого человека. Прививать качества стоит ребенку как можно раньше, чтобы выход во взрослую жизнь не стал для него неприятной неожиданностью.
Автор публикации
-
Психолог
Закончила магистратуру по специальности "психологическое консультирование". Специализируюсь на темах взаимоотношений детей и родителей, психологии личности, семейных взаимоотношений.
Последние статьи
- Психология и социализация24.08.2022Правополушарное рисование для детей – методика, правила, мифы
- Психология и социализация12.08.2022Нейропсихология для детей – зачем нужна, как проводится
- Психология и социализация09.08.2022Психологическая готовность ребёнка к школе
- Психология и социализация06.08.2022Психологические тесты для детей разного возраста от 3 до 12 лет